Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница70 из 86
1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   86

Стихотворение С. Есенина «Русь» (Восприятие, истолкование, оценка)


Сергей Есенин, безусловно, очень талантливый человек, поэт от бога. Нельзя остаться равнодушным к его творчеству. Стихи Есенина легки, мелодичны, образны. Простая русская природа средней полосы России, красота лесов, полей, рек, яркого солнца и ночного неба в разные времена года – все это мы встретим в его поэзии. Поэт искренне любил свою родину:

ту небольшую деревеньку в Рязанской области, где он родился и вырос. И этим чувством

наполнены многие произведения Есенина.

Стихотворение «Русь» было написано в 1914 году. Это год начала Первой Мировой войны.

Жанр этого стихотворения можно определить как лиро-этический. Чувства лирического героя переплетаются с реальными событиями, происходящими в стране. Поэт переживает все беды и радости вместе со своим народом, со своей Русью.

Стихотворение разделено автором на пять частей. Исходя из этой композиции мы будем анализировать произведение. В первой части Есенин рисует перед читателем

незамысловатый деревенский пейзаж. Олицетворение и яркие эпитеты помогают нам

представить ветхую деревеньку, которая «потонула в ухабинах», где не избы, а «избенки»,

«тощие поля». Невеселый пейзаж: «злая изморозь», «сумерки мглистые», за окошком не то дует ветер, не то воют волки. Здесь мы увидим и обращение автора к народным приметам, поверьям. С помощью ярких сравнений, метафор обычные явления природы становятся

похожи на сказочные существа. Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками Словно нечисть лесная, пеньки.

Но лирический герой любит эту деревеньку и эту землю. Об этом он говорит во второй части. Она имеет кольцевую композицию, начинается с обращения и обращением заканчивается. (Мы еще не раз встретим обращение в этом стихотворении):

Но люблю тебя, родина кроткая, А за что – разгадать не могу !

И в конце:

Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.

Глагол «люблю» употреблен здесь два раза, это слово подчеркивает чувство поэта. А

обращения роднят стихотворение с народной поэзией. В этой части поэт рисует картину летнего вечера, молодого веселья:

Я люблю над покосной стоянкою Слышать вечером гуд комаров. А как грянут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей …

В третьей части настроение вновь меняется. Эта часть – кульминация стихотворения. Началась Первая Мировая война, и «мирные пахари» вынуждены проститься с сохой и идти на фронт защищать Родину. Особую роль здесь играют постоянные эпитеты, образы – символы,

позаимствованные Есениным из народной поэзии: «Черные вороны», «Тучи рваные», «машет

саваном пена с озер». Все это предвещает беду, несчастье. Состояние природы перекликается

с состоянием души человека. (Так слагались и народные песни):

Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.

И обращение здесь звучит по-иному. Поэта волнует не только судьба России, но и судьба русского народа:

Вот где, Русь твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

Эти «добрые молодцы», напоминают сказочных богатырей, они готовы все вынести, все пережить.

Четвертая часть начинается необычным олицетворением и риторическими вопросами: Затомилась деревня невесточкой –

Как то милые в дальнем краю? От чего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою?

И опять тревожные символы: «Запахи ладана», «Стуки костей». Но в заброшенную деревушку приходят весточки с фронта, и это огромная радость для односельчан.

В пятой части жители деревеньки ждут возвращения «добрых молодцев» с фронта, к крестьянскому труду, к обычной жизни:

Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождем.

Оптимизм переполняет и лирического героя:

Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.

Мы опять встретим обращения, наполненные искренней любовью к родной земле, мирному крестьянскому труду:

Ах поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей !

Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха !

Последняя строфа стихотворения перекликается со второй частью, это своеобразный несколько измененный повтор:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую

напевность и мелодичность. Много общего у этого произведения с народной поэзией. Это и

постоянные эпитеты (например: «черные вороны», «добрые молодцы», «мягкие травы»), это

и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапоточки, избенки, невесточка,

грамотка), устаревшие формы глаголов (собиралися), особая песенная лексика (затомилась, несметные, заветные, родимые), краткие формы прилагательных (черна смородина). Также мы встретим лексику разговорной речи: гаркнут, загыгыкали, пихали, каракули, и высокие

книжные слова: годину невзгод, думы несметные. Такое смешение лексики делает неповторимым язык поэта.

Сергей Есенин живет вместе со своей страной, ее бедами и радостями. И история одной

незаметной деревеньки – это и история России. Поэт искренне любит свою Русь и искренне верит в ее светлое будущее.
1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   86


написать администратору сайта