Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ стихотворения Анны Ахматовой "Мужество"

  • ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
    Дата19.03.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
    ТипАнализ
    #403777
    страница80 из 86
    1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   ...   86

    МУЖЕСТВО


    Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне.

    Час мужества побил на наших часах, И мужество нас не покинет,

    Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, -

    И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём

    Навеки!

    Это произведение было написано 23 февраля 1942 года в Ташкенте. В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Зато с быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось её

    стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали

    в военные годы в концертных залах, с эстрады, на фронтовых выступлениях

    профессиональных чтецов и армейской самодеятельности.

    Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать «гранитный город славы и беды». Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется

    самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. Чувство

    Родины, впервые увиденной ею с самолёта на долгом воздушном пути, явилось для неё как бы новым этапом творческого постижения жизни. Тон её стихов

    обретает особую торжественность и убедительность. Безмерно расширяется круг наблюдений и размышлений. Это была уже полная зрелость духа и то, что можно назвать мудростью жизненного опыта.

    Ахматовой этого времени в высокой степени присуще чувство патриотизма. Действия в её стихах происходит как бы на фоне больших исторических событий современности, хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души. Анализ стихотворения Анны Ахматовой "Мужество"

    Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название

    стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об

    идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое

    русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты:

    "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык - он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное

    написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.

    «Вся суть в одном-единственном завете…» Твардовский - Анализ


    раздел: Школьник - Сочинения - Русские сочинения | категория: ТвардовскийАнализ стихотворения А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...»

    Многообразие, глубина и конкретность поэтического отклика не действительность сделали творческое наследиеТвардовского своеобразной энциклопедией народной жизни и времени

    в котором он творил. Вобрав в себя опыт всейпредшествующей русской литературы, поэт

    сумел создать высочайшую культуру стиха. Главными критериями эстетическогокодекса Твардовского, я считаю, были народность, бескомпромиссная правдивость и искренность содержания, реализм,современность и своевременность произведения, высокая поэтическая культура и, что весьма важно, неразрывнаядиалектическая связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской классической литературы. Мнекажется, что

    именно колоссальный жизненный опыт, приобретенный поэтом за годы суровых испытаний (а ведь немало емупришлось прошагать по дорогам войны), позволил писать Твардовскому столь достойные стихи. Некоторые его произведения исейчас остаются для меня загадкой,

    например – "Вся суть в одном – единственном завете…":

    Вся суть в одном – единственном завете:

    То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете-

    Живых и мертвых, - знаю только я. Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог

    Передоверить. Даже Льву Толстому - Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу:

    О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.

    Тонкий художественный вкус, творческое отношение к родному слову позволили поэту выбрать из большого языкового арсеналаслова самые простые и прозрачные. У Твардовского поэтическая лексика (устойчивые традиционно- поэтические метафоры,слова- символы),

    участвуя в отражении внутреннего мира автора, как мне кажется, приобретает новую жизнь, самобытность,обогащается новыми смысловыми и эмоционально - экспрессивными

    оттенками. Выделяясь особым стилистическим характером вданном стихотворении, она

    придает ему мягкость, лирическую глубину и задушевность: суть, завет, свет, бог. Я считаю,

    чтоэти слова не оторваны от реальной действительности, а, напротив, приближены к ней, как бы ни высокопарно они звучали.Нужно заметить, что, используемая для поэтического выражения авторского "я" в произведении "Вся суть в одном-единственном завете…", лексика вбирает в себя новые оттенки смысла и эмоции. Недаром после повторного прочтения слов:суть, завет, свет, бог - у меня возникла ассоциация с незыблемой истиной, настоящей

    правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки. В данном стихотворении, как и во всем творчестве Твардовского, традиционновысокая экспрессия поэтической лексики резко снижается, происходит своеобразное "снятие" литературного ореола. Отсюда ипростота изложения, и доступность произведений поэта любому человека, то есть народность его

    лирики. Выразительностьпоэтической речи автора придает не только особая лексика, но и

    характерная для Твардовского звукопись - аллитерация иассонанс. Так во второй строфе

    произведения мы действительно убеждаемся в твердом намерении поэта оставить

    "заветноеслово" при себе, сохранить до конца его в своем сердце: жестокость и уверенность в этом тяжелом и могущественном слоге,что подчеркивает аллитерация:

    Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог…

    Обращаясь к символике стихотворения, я хотел бы обратить внимание на выражение "живые и мертвые". Символ - этопредметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В составепроизведений Твардовского символы чаще всего рассматриваются, как мне кажется, с точки зрения того

    преобразования,которому подвергается символ, занимая определенное место в

    композиционной иерархии. То есть важно не то значениесимвола, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор. В первую очередь, заметим, в каком

    контекстеупотребляется данное выражение:

    …Я это знаю лучше всех на свете- Живых и мертвых, - знаю точно я.

    Автор как бы дает понять, насколько велика и ценна его тайна, если ее не знают ни живые, ни мертвые. Таким образом,"живые и мертвые", как мне кажется, символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создатьоттенок преувеличения

    (гиперболизации) и таинственности.

    К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза(противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский. Антитеза дает возможностьярко противопоставить

    обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав ихсмысловым "фокусом" фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор

    использует совершенно противоположные понятия: боги смертный, живые и мертвые. В данном произведении, как мне кажется, антитеза применяется для усиления

    ощущениязначимости и важности "единственного завета". Какую же все-таки тайну хранит автор? Стоит заметить, что скрываться сутьзавета будет только до определенного времени (То, что скажу, до времени тая…), но когда оно наступит? И насколько важноэта суть, если знать ее может лишь смертный человек (Сказать то слово никому другому… // А я лишь

    смертный. За свое вответе…)? Я считаю, что автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед

    Родиной до концаи быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.У меня сложилось

    впечатление, что лирический герой (в данном произведении он совпадает с автором) еще сам для себя всегоне решил окончательно, и потому всю суть мы узнаем потом, когда он будет

    готов нам ее рассказать (Сказать хочу. И так,как я хочу). Жизненный опыт дает право Твардовскому на добрые наставления, к которым нас только подготавливают, икоторые

    прозвучат в стихах, написанных в последние годы жизни: "Что нужно, чтобы жить с умом!",

    "Допустим, ты своеоттопал…", "К обидам горьким собственной персоны…".

    Правдивость, искренность и ответственность перед своим народом всегда отличали поэта.

    Именно в объединениипоэтической судьбы Твардовского с народной жизнью, с самыми

    крутыми ее поворотами и взлетами на высоту небывалогогероизма, лежит одна из причин его творческих достижений.
    Стихотворение А. Т. Твардовского "Вся суть в одном единственном завете..." (восприятие, истолкование, оценка.)
    У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его "сверхидея", жизненное кредо и нравственный устав

    Для Пушкина это "Пророк", а для Твардовского - "...завет", где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы даже Льву Толстому.

    Талант Твардовского сформировался и окреп на войне. Не зря же он написал о пронзительной минуте прощания:

    В тот день, когда окончилась война И все стволы палили в счет салюта, В тот час на торжестве была одна Особая для наших душ минута.

    В конце пути, в далекой стороне,

    Под гром пальбы прощались мы впервые Со всеми, что погибли на войне,

    Как с мертвыми прощаются живые.

    Да, в каждой новой песне, в каждом стихотворении поэт так или иначе касался темы памяти павшим. Именно перед ними он нес ответственность за любую фальшь своего творчества, именно им посвятил лучшие свои работы.

    Несомненно, что не все стихи Твардовского нравились власть имущим. О войне, как и о

    многом другом в те времена "диктатуры пролетариата", не принято было говорить открыто и честно. Но поэт не умеет лгать. Не умеет и не вправе, так как он в долгу у своих соратников, выживших и павших в кровавые годы Отечественной. Поэт — не бог, он "лишь смертный", но ответственность из-за этого не уменьшается. Он обязан рассказать, о том что он действительно знает, возможно "лучше всех на свете", рассказать так, как он сам хочет, а не

    как советуют апологи пропаганды. Бой, в который до сих пор идет его главный герой Василий Теркин, продолжается и в мирное время. И суть "завета" неизменна.
    1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   ...   86


    написать администратору сайта