Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница81 из 86
1   ...   78   79   80   81   82   83   84   85   86

«Памяти матери» — лирический цикл А. Т. Твардовского


Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью.

Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная

мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом — матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока — Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога...

Разлука еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина — это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него

Родина-мать — не просто красивая метафора — это та основа, на которой держится жизнь. Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество. Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою

беспомощность за них.

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города. На севере, тайгою запертом,

Всего там было — холода и голода. Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдет про все про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать,—

Уж очень было кладбище немилое.

Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о

счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой...

Отжитое — пережито, с кого какой же спрос? Да уже неподалеку

И последний перевоз.

Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и

безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он. И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо —

Мне всякий раз тебя напоминают...

АЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ...»


Но все же, все же, все же... А. Т. Твардовский Александр Трифонович Твардовский,

прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-

1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» занимает в его лирике

эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что

долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира. Я знаю,

никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь... К этому

чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов

незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного

человека. Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой

прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать. Поэтическая форма позволила автору многое оставить за IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом. Речь не о том, но все же, все же, все же... Мой небольшой жизненный опыт не позволяет

полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.

В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности...
1   ...   78   79   80   81   82   83   84   85   86


написать администратору сайта