Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурный материализм Реймонда Уильямса

  • Введение 3

  • Библиография 45

  • целью настоящего исследования

  • Объект и предмет исследования.

  • Степень разработанности проблемы.

  • Теоретическая и методологическая база исследования.

  • Эмпирической базой исследования

  • Теоретическая и практическая значимость исследования

  • культурный султанбек. Андиев Султанбек Валерьевич Культурный материализм Реймонда Уильямса Выпускная квалификационная работа бакалаврская работа по направлению подготовки 47. 03. 01 Философия образовательная программа


    Скачать 130.17 Kb.
    НазваниеАндиев Султанбек Валерьевич Культурный материализм Реймонда Уильямса Выпускная квалификационная работа бакалаврская работа по направлению подготовки 47. 03. 01 Философия образовательная программа
    Анкоркультурный султанбек
    Дата20.09.2020
    Размер130.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаandiev_sv_kulturnyy-materializm-reymonda-uilyamsa_133372.docx
    ТипПрограмма
    #138792
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
    Факультет гуманитарных наук


    Андиев Султанбек Валерьевич

    Культурный материализм Реймонда Уильямса

    Выпускная квалификационная работа - БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

    по направлению подготовки 47.03.01 «Философия»

    образовательная программа «Философия»


    Рецензент

    канд.филос. наук, доц.

    К.К. Мартынов


    Научный руководитель

    д-р филос. наук, доц.

    А.В. Павлов


    Москва 2020



    Оглавление




    Введение 3

    Глава 1 7

    Культурный материализм в теории коммуникации Реймонда Уильямса и учение о базисе и надстройке 7

    Глава 2 22

    «Структура чувства» как важнейший концепт культурно-материалистической теории Реймонда Уильямса 22

    Заключение 43

    Библиография 45


    Введение



    Актуальность и новизна темы исследования. В новейших текстах, посвященных философии культуры, эстетики, социальной философии, теории медиа и т.д., часто возникает термин «структура чувства». С помощью этого концепта ученые пытаются описать наше время, подразумевая под понятием, впрочем, что-то свое. Многие признаются, что, хотя они используют термин, он остается довольно туманным. Однако все соглашаются с тем, что он крайне полезен как эвристическая категория, и также отдают дать уважения автору концепта – Реймонду Уильямсу (1921-1988). Уильямс по праву считается одной из важнейших исследователей культуры второй половины ХХ века, чьи работы повлияли на становлении такое дисциплины, как культурные исследования и связанные с этим предметом областью гуманитарного знания.

    Его теоретические понятия, как это будет показано в тексте работы, широко используются и по сей день, что оставляет его теорию культурного материализма актуальным рабочим методологическим инструментом для исследователей. Вместе с тем, хотя на Уильямса ссылаются и отечественные философы, его творческое наследие остается неосвоенным. Существует лишь один перевод его статьи, в то время как богатый теоретический каркас его работ остается без внимания.

    Поэтому мы ставим целью настоящего исследования адекватно описать, проанализировать теорию культурного материализма Реймонда Уильямса. Что предполагает постановку и решение следующих задач:


    1. Показать, как теория коммуникации Уильямса вписывается в его теории культурного материализма, а также проанализировать его учение о базисе и надстройке.

    2. Адекватно описать и объяснить такое важное для теории культурного материализма понятие, как «структура чувства», а также сравнить его с понятиями идеологии (Альтюссер), гегемонии (Грамши) и габитус (Бурдье).

    3. Чтобы подтвердить значение идей Уильямса сегодня и возможность применения его теории, мы опишем эвристический потенциал, показав, насколько она востребована сегодня.


    Объект и предмет исследования. Объектом в настоящем исследовании выступает весь корпус работ Реймонда Уильямса, а предметом – непосредственно его теория культурного материализма, которую он разрабатывал практически всю свою карьеру в качестве социального теоретика.

    Степень разработанности проблемы. Как было сказано, в отечественной науке сам Уильямс и его работы при всем его влиянии на культурную и социальную теорию и социальную философию не получил должного внимания. На русский язык не переведена ни одна из его главных работ вроде «Марксизма и литературы» или «Долгая революция». Единственным теоретическим текстом Уильямса, переведенным на русский язык, как упоминалось, является его статья «Базис и надстройка в марксисткой теории культуры» (Уильямс, 2012). Иноязычные исследования его работ также не переводятся. Исследований теории Уильямса на русском так же практически нет. Можно отметить только исторический и теоретический очерк о развитии культурных исследований за авторством Виталия Куренного, опубликованный в том же номере «Логоса», что и выше упомянутый перевод Уильямса, но сама цель этой статьи не предполагает концентрации на одном только Уильямсе (Куренной 2012).

    При этом нельзя сказать, что на русском языке нет текстов, где используются его теоретические разработки. Так, философ Елена Петровская применяет идеи Уильямса для анализа кино Алексея Балабанова и отношения к ним поколения 1990-х (Петровская, 2018). Переведенный в этом году сборник «Метамодернизм» также берет за основание теорию Уильямса для описания того, что из себя представляет метамодернизм (ван дер Аккер, Вермюлен 2020). Кроме того, среди переведенных источников, в которых используются идеи Уильямса, можно назвать книги Терри Иглтона «Идея культуры» и Джона Урри «Как выглядит будущее?» (Иглтон, 2012; Урри, 2019). Теорию Уильямса активно развивают до сих пор и другие ученые (Filmer, 2003; Fuchs, 2016; Fuchs, 2017; Fuchs, 2019; Hassan, 2020). В третьей главе мы подробно расскажем, как теоретические разработки Реймонда Уильямса широко используются в разных дисциплинах – в культурных исследованиях, в современном социально-экономическом анализе «цифрового капитализма» и т.д. Это подтверждает эвристический потенциал и актуальность Уильямса в качестве автора теоретической модели культурного материализма. Даже если посмотреть на этот краткий анализ востребованности идей Уильямса, можно увидеть, что его теоретические идеи с момента его смерти получили распространение даже в тех сферах, к которым Уильямс себя не относил напрямую, а также вышли за пределы исключительно марксисткой традиции анализа и проникли в более общую сферу академических споров, дав новые средства и методы анализа различных культурных явлений.

    Теоретическая и методологическая база исследования. В данной работе помимо метода текстологического анализа и сравнения используются наработки ученых, занимающихся исследованием творчества Уильямса (Filmer, 2003). Для сопоставления ключевой теории мыслителя были задействованы теория гегемонии итальянского неомарксиста Антонио Грашми, теория идеологии и идеологических аппаратов государства французского неомарксиста Луи Альтюссера и концепт габитуса французского социолога Пьера Бурдьё. Эмпирической базой исследования, с одной стороны, являются работы самого Реймонда Уильямса, а с другой – статьи и книги, посвященные его теории. Кроме того, были использованы работы по философии культуры и социальной теории в целом.

    Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в отечественную академическую среду вводятся главные положения теории Уильямса, а также в обнаружении связей, которые показывают важность Уильямса для современной культурной и социальной теории в качестве теоретической модели. Практическая значимость выражается в возможности использования данной работы в дальнейших исследованиях, касающихся Уильямса или марксисткой теории культуры. Исследование будет ценным для преподавания дисциплин «социальная философия», «философия культуры» и «теория медиа».

      1   2   3   4


    написать администратору сайта