Андрей Владимирович Клименко, Вероника Викторовна Румынина Обществознание
Скачать 1.65 Mb.
|
2. Духовная культураСлово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл. В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания. В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.‑Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что: 1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта; 2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно‑временные границы; 3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально‑культурных феноменов являются: 1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека); 2) искусственно‑природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней); 3) синтетически‑природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы); 4) социально‑культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги); 5) социально‑материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины). К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально.Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества. Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески‑преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры: 1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно‑природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры); 2) театральное искусство (театральные образы); 3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика); 4) музыкальное искусство (музыкальные образы); 5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.); 6) общественно‑психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.). Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества. Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода. Ученые вычленяют следующие функции данной сферы: а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее); б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе); в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм). Накопленные российским обществом в XX в. социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Осуществляемый в России переход от тоталитарного государства к демократическому сопровождается глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нормальное развитие культуры в России во многом оказалось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим. Начавшаяся в России децентрализация культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90‑х гг. привели к серьезному сокращению количества потребителей художественной культуры. Значительная часть населения в силу отсутствия средств к существованию вынуждена отказываться от культурных ценностей. С другой стороны, на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и усиления агрессивного начала. Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер. Проникновение этой масс‑культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры. До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумному постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактически отсутствует правовая база, которая была бы призвана регламентировать происходящие в стране культурные процессы. Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент политики, в способ привлечения дополнительных голосов избирателей на разного рода выборах (наиболее яркий пример — президентская кампания 1996 г.). Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование экологической культуры его членов. Проблема экологии, бережного отношения к окружающей среде сегодня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное первое место по масштабам непродуманного вмешательства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать построению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством. |