Главная страница
Навигация по странице:

  • «Я хочу и буду жить по-человечески: радуясь и любя!»

  • Мы получили возможность использовать собственные силы по собственному усмотрению, а не по указке наших негласных правителей, наших «серых кардиналов»

  • Истинные желания исходят от чувств любви и радости, а почти все, что исходит от ума и эмоционального беспокойства , – это голос вашей проблемы.

  • «Выставить проблему за дверь» – это означает осознать проблему как проблему. До тех пор пока это не сделано, любая терапевтическая процедура – просто

  • Проблема подчиняет себе все: внимание, эмоции, чувства, мысли, волю. Человек, боящийся смерти, только об этом и думает, он замечает все то, что может привести к

  • * * * Итак, задача первого этапа состоит в том, чтобы выдвинуть проблему вместе с ворохом всех связанных с нею отрицательных чувств, переживаний, прогнозов и

  • Разведите себя на две точки: с одной стороны плюс, с другой минус, с одной стороны положительное и желанное, а с другой отрицательное и пугающее.

  • У вас есть желание жить без проблем. Ощутите это желание и отодвиньте от себя проблемы, почувствуйте, что они – это то, что мешает вам жить нормально, без

  • Вы оказались в положении третьего – в положении взора, словно бы смотрящего со стороны на свои желания и нежелания.

  • Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеАндрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
    Дата15.02.2023
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkurpatov_schastliv_po_sobstvennomu_jelaniyu_12_sh.pdf
    ТипПрактикум
    #938467
    страница24 из 41
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   41
    Не для других, а для себя вы принимаете эти решения, ради собственного же блага
    и своего права на полноценную и счастливую жизнь.
    Необходимо проявить своего рода «политическую волю». Итак, что же это за решения?
    1. Вы должны осознать, причѐм глубоко и всем сердцем, что «так жить нельзя» !
    Действительно, как можно жить, постоянно прикармливая свои собственные проблемы или невроз? Конечно, это «гуманно», они нам как родные после стольких-то лет и стольких-то жизненных перипетий. Но это «гуманно» только по отношению к проблемам и неврозу и совершенно преступно по отношению к самому себе, а значит, и к близким вам людям. Определитесь наконец, на чьей вы стороне и о чьѐм благополучии вы беспокоитесь.
    Пусть проблемы сами о себе позаботятся, право, как видно, у них это и так хорошо получается.
    2. Следует решить, причѐм прямо и бесповоротно, что вы не хотите так жить. Да и что хорошего в такой жизни? Для кого вы живѐте: для себя или для своих проблем? Кто и что вам, в конце концов, дороже: ваши взлелеянные проблемы или близкие люди, которые страдают оттого, что вы озабочены и подавлены? Что имеет для вас первостепенное значение: проблема или счастье? Если второе, то от первого вы должны отказаться, причѐм категорично: «Я не хочу так жить!»
    3. После того как решение о том, что вы не хотите так дальше жить, принято, нужно осознать, чего же вы хотите. А чего можно хотеть в такой ситуации? В такой ситуации можно желать лишь одного: жить по-человечески, то есть жить, радуясь жизни. Итак, вы должны принять решение: «Я хочу и буду жить по-человечески: радуясь и любя!»
    Теперь сложим воедино все принятые нами решения. В конечном итоге они будут звучать следующим образом: «Так жить нельзя! Я не хочу так жить! Я хочу и буду жить
    по-человечески, радуясь и любя!»
    Кому-то может показаться, что все это лишь игра слов и пустая, по сути, экзальтация, но это не так. И горе тем, кому так кажется, значит, они так и не поняли, что союзничают со своими проблемами. То, что мы сейчас делали, – это расстановка сил, приведение внутренних сил в состояние боевой готовности. Эти три фразы не аутотренинг и не самоуспокоение, а изобличение врага. Нельзя бороться с тем, что не осознано нами как опасность и вред. Но как только мы размежевались со своими проблемами, как только мы заняли позиции, мы тем самым развязали себе руки.
    Мы получили возможность использовать собственные силы по собственному
    усмотрению, а не по указке наших негласных правителей, наших «серых кардиналов»
    наших психологических проблем и неврозов. Мы получили свободу действия.
    Так что теперь самое время для основного этапа, то есть действия. После того как
    решение принято, оно должно быть реализовано , иначе от него не будет никакого проку и весь труд пройдѐт даром. Как это сделать? Последите за собой внимательно и серьѐзно. Вы должны понять, когда в реальной, обыденной жизни вы поступаете вопреки себе, следуя наставлениям своих проблем и невроза, а когда ваши действия исходят от вас, от человека, единственной целью которого является желание жить по-человечески, радуясь и любя.
    Всякий раз, когда первое будет брать верх над вторым, всякий раз, когда вами начинает верховодить психологическая проблема (ваш комплекс или невроз), вы должны сказать:
    «Стоп! Так жить нельзя! Я не хочу так жить! Я хочу и буду жить по-человечески – радуясь и любя!» И дальше поступать исходя из этого.

    Но есть и ещѐ один вопрос: как понять, за кого вы играете – за себя или за свою проблему? В чьей вы команде? Здесь вам никто не поможет, только вы сами. Поэтому прислушайтесь к себе, к своему внутреннему голосу.
    Истинные желания исходят от чувств любви и радости, а почти все, что исходит
    от ума и эмоционального беспокойства , – это голос вашей проблемы.
    Здесь иногда «буйные головы» начинают со мной спорить. Говорят, что ум даѐт человеку много хорошего. Да, это так. Я разве сказал, что он не даѐт нам ничего хорошего?
    Нет. Но задайтесь вопросом: что принесѐт вам большую радость: когда вам делают что-то хорошее, потому что любят, или когда делают то же самое, но потому, что так положено делать? Представьте, что вам 85 лет. Вы вошли в переполненный вагон метро, и два человека уступают вам место: один, потому что он беспокоится о вас, а другой, потому что он всегда так делает. Оба поступили хорошо, но я спрашиваю, какой поступок вам дороже?
    То, что идѐт от сердца, дороже, чем от рассудка, ведь так? Внешне не всегда и различишь, но суть совершенно разная. Современные технологии способны создать абсолютную копию Джоконды Леонардо да Винчи, но что эта безделушка в сравнении с полотном, к которому прикасалась рука Мастера? Я не хочу сказать, что ум плох, я хочу, чтобы вы доверяли своему сердцу, только-то и всего. Ваше сердце – вот ваш барометр. А ум и тревога зачастую плохие советчики. Когда мои пациенты мучаются неврозом, они общаются только со своим умом и со своей тревогой. Пока я не обращу их взоры к их же собственному сердцу, я не добьюсь никакого результата.
    * * *
    Психологическая проблема или невроз сами поражают наши эмоции, чувства, мысли и даже тело (как мы видели в первой главе), проникают во все части нашей психики.
    Возникает вопрос: как же можно избавиться от них? Не получится ли, что мы сами окажемся с той стороны? Как насчѐт возможности вместе с водой выплеснуть и младенца?
    То, что мы делали до сих пор, было просто расстановкой сил, хотя и требующей колоссальных энергетических затрат.
    «Выставить проблему за дверь» это означает осознать проблему как проблему.
    До тех пор пока это не сделано, любая терапевтическая процедура просто
    бестолковая забава.
    Поэтому-то мы и пытались разобраться в том, каковы же наши истинные отношения с собственными проблемами. И уже исходя из этого мы выстраивали новую стратегию. Теперь пришло время для оперативного вмешательства. Метод, о котором сегодня пойдѐт речь, как, впрочем, и все остальные, основан на естественном психологическом механизме, который не функционирует у нас в должной мере. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы выяснить, что это за механизм и как им пользоваться, как извлекать из него пользу, а не набивать себе очередные шишки, уподобляясь хрестоматийной обезьянке с очками.
    О страхе перед страхом мы с вами уже не раз говорили. Мы знаем теперь, что когда человек испытывает страх, то теряет силы к сопротивлению; что он начинает ощущать себя маленьким, чувствует, будто бы оказывается где-то внизу, а сверху на него сыплется ворох проблем и бед. Мы также знаем, что человек под гнѐтом проблем или страха полностью теряет чувство уверенности в себе. Ему кажется, что тревога – это что-то внешнее, огромное, чрезвычайно интенсивное, способное появиться ниоткуда и забрать его в своѐ страшное царство, как, согласно Хансу Кристиану Андерсену, Снежная Королева поступила с Каем.
    Резюмируя всю эту гамму ощущений и психологических реакций, я сравниваю тревогу
    (как, впрочем, и большинство других психологических проблем) с космической чѐрной дырой. Я не астроном и даже не физик, так что в каких-то тонкостях могу путаться, но надеюсь, что сведущий читатель простит мне это. А в общих чертах гипотеза относительно феномена чѐрной дыры понятна и послужит нам хорошей моделью.

    Материя в этих космических образованиях превращается в антиматерию, антивещество. Происходит какая-то странная поломка, в результате которой все атомы и молекулы сдавливаются в одну аморфную массу. Внутриатомарные расстояния между микрочастицами (электронами, протонами, нуклонами и т. п.) уменьшаются до минимума, и они сжимаются в одно нераздельное целое. Как следствие, масса вещества на единицу объѐма возрастает в немыслимое количество раз! Возникает сильнейшая гравитация, и чѐрная дыра начинает втягивать в себя все, что попадается ей на пути; втягивать и разрушать, превращая свою жертву точно в такое же антивещество. Говорят, что таким образом могут пропадать целые галактики!
    Психологическая проблема, тревога или депрессия – это почти абсолютный аналог подобной «чѐрной дыры». Они поступают с нашей психикой точно так же, как чѐрная дыра с теми галактиками. Космическая чѐрная дыра – космический хищник, а психологическая проблема – хищник психологический. Вот и вся разница, но сценарий и тактика – одни и те же. Сначала кажется, все спокойно, и вдруг на фоне стресса, другой беды или в результате каких-то подсознательных механизмов возникает поломка. Запускается зловещий процесс разрушения. Он раскачивается и начинает с угрожающей скоростью расти, расширяться, засасывать.
    Проблема подчиняет себе все: внимание, эмоции, чувства, мысли, волю. Человек,
    боящийся смерти, только об этом и думает, он замечает все то, что может привести к
    смерти, и полностью игнорирует остальное, он переживает только этот страх и
    ограничивает себя во всем.
    Таким образом, постепенно в тисках этой «чѐрной дыры с психологическим лицом» оказывается чуть ли не вся психика. Невроз, как какой-то чудовищный магнит, засасывает человеческую душу, а потом разрывает еѐ на куски, как бомба замедленного действия.
    Спектр человеческих переживаний оскудевает и смещается в сторону отрицательных тонов.
    Человек думает теперь только о том, что его тревожит. Контакты с окружающим миром сокращаются до минимума. Все подчинено теперь только его проблеме.
    Вот точно так одна из моих пациенток после долгих душевных терзаний на почве не сложившихся супружеских отношений вдруг уверовала в то, что все кругом грозит ей опасностью: еѐ могут совершенно случайно отравить; если она дотронется до каких-то предметов, за которые держались другие люди, то у неѐ непременно разовьѐтся какая-нибудь тяжѐлая инфекционная болезнь. А когда она ехала в машине, то ей начинало казаться, что именно эту машину террористы избрали для своих чѐрных дел. Таким образом, как только еѐ невроз, образно выражаясь, сел на коня и хорошенько его пришпорил, вся еѐ душевная жизнь одним махом пошла под откос. Она была подчинена теперь только своей беде. Она не могла ни пить, ни есть, ни выходить из дома, ни оставаться в нем, ни общаться, ни думать, ни даже спать, поскольку уже начинала бояться того, что не проснѐтся. Вот такие бывают следствия того, что воля и сознание полностью подчиняются и переиначиваются неврозом, этой психологической «чѐрной дырой», которая способна превратить нашу психику в антипсихику, не моргнув при этом и глазом.
    Если вас уже закрутило и затянуло в чѐрные сети, то спасение нужно искать у психотерапевта. Но если вы ещѐ способны хоть изредка удерживать свою проблему на периферии собственного сознания и параллельно думать о чем-то другом, то следующее психологическое предприятие будет для вас как нельзя кстати.
    * * *
    Итак, задача первого этапа состоит в том, чтобы выдвинуть проблему вместе с
    ворохом всех связанных с нею отрицательных чувств, переживаний, прогнозов и
    домыслов на периферию. Сядьте, закройте глаза и попытайтесь отодвинуть от себя все свои горести, так, чтобы между вашим самосознанием и психологическими проблемами,
    фигурально выражаясь, возникло хоть какое-то расстояние. Вспомните, что мы говорили о ваших проблемах, вспомните, что они не ваши, а только стали вашими в процессе невротизации. Посмотрите на них, как на гостей, причѐм нежданных и нежеланных.
    Ощутите себя хозяином дома, в который вторглись незваные гости, и потесните их к
    «двери».
    Делайте это медленно, спокойно и уверенно. Просто вычленяйте из всего вашего
    психологического опыта то, что вас тяготит, то, что вам не нравится, то, что вас
    ограничивает, и то, что причиняет вам боль, и откладывайте это в сторону.
    Представьте, что все эти проблемы и переживания – шерсть, пыль или нитки, прилипшие к вашей одежде, а вы снимаете их одну за одной. Снимаете и откладываете, снимаете и откладываете… Если проблема (невроз) восседает прямо на вашем «Я», в центре вашего самосознания, то есть подчинила ваши чувства и мысли себе, то бороться с ней все равно что пытаться вытянуть себя за волосы из болота. Добейтесь максимально достоверного (полного) разделения вас, вашего «Я» и ваших бед, психологических неурядиц. Вы должны почувствовать, что ваши чувства и мысли – это ваши чувства и мысли, а проблемы и душевные терзания – это то, что вам докучает, то, что причиняет вам боль. Разделите то, что налипло на вашу одежду, от самой одежды.
    Создайте на одной стороне, например на правой ладони, «минус». И сложите туда все свои беды, переживания и конфликты. А на другой – «плюс»: радости, желания и надежды.
    Разведите себя на две точки: с одной стороны плюс, с другой минус, с одной стороны
    положительное и желанное, а с другой отрицательное и пугающее. Ощутите своѐ нежелание иметь проблемы, почувствуйте, как они вам тягостны, разозлитесь на них, только не ругайтесь, а с чувством благородного негодования просто скажите себе, что вы не хотите держать их при себе.
    У вас есть желание жить без проблем. Ощутите это желание и отодвиньте от себя
    проблемы, почувствуйте, что они это то, что мешает вам жить нормально, без
    ограничений и боли. Ощутите своѐ главное желание жить нормально и то, что
    мешает вам в этом. И тогда произойдѐт необходимое разделение.
    Вы хотите «развестись» с вашими проблемами, как с «супругом-деспотом» или как с предавшей вашу любовь «супругой». Вы не хотите мстить и выяснять отношения, вам это не нужно. Вы просто хотите развестись, и все, потому что хотите жить дальше, нормально, без мучений и боли. Примите для себя решение об этом «разводе», почувствуйте, как внутренне вы уже развелись с ним (с нею), пусть бумаги ещѐ не оформлены и штампы в паспорте ещѐ не поставлены, но вы уже оформили этот развод в своѐм сердце. Вы делаете это не ради удовлетворения своей ненависти, а ради будущего.
    Если вы все делаете правильно и следуете моим рекомендациям, то сейчас видите и свои беды, и свои желания. Вы видите и то, чего вы не хотите, и то, что вы хотите, и «плюс», и «минус». Но задумайтесь, как вы на это смотрите, кто и откуда смотрит на ваши проблемы и на ваше желание жить без них? Фактически вы же смотрите откуда-то из третьей точки, где нет ни того, ни другого. В процессе вычленения из себя бед и желаний жить нормально произошло ваше разъединение (дистанцирование) не только с вашими проблемами, но и с вашими желаниями, положительными переживаниями и надеждами. Впрочем, ведь это так естественно: для того чтобы тщательно очистить испачкавшуюся одежду, еѐ нужно снять с себя. И вот вы уже смотрите на свой костюм и на сор, который сняли с него, со стороны, из третьей точки. Вы оказались в положении третьего в положении взора, словно бы
    смотрящего со стороны на свои желания и нежелания.
    Пауза! Осознайте сказанное и проделанное.
    * * *
    Теперь чуть-чуть вернѐмся назад. Вот вы представляете: с одной стороны ваши
    проблемы, а с другой, как противовес первому, ваши желания и надежды. Возникают вопросы: как вы на это смотрите? как и откуда? Получается, что из какой-то третьей точки, где по неумолимой логике вещей нет ни горя, ни желаний. Из ничего, из пустоты, из своего чистого «Я»! Вы обнажены, ведь снят не только сор, но и сама одежда, которую он облепил.
    Вы так же наги и чисты, как Адам или Ева в райском Эдеме.
    Сейчас я отвлекусь для того, чтобы вразумить тех, кто посчитал странным и непозволительным расставаться со своими желаниями и надеждами.
    Ну, во-первых, я не прошу расставаться с ними окончательно и бесповоротно, а лишь несколько дистанцироваться от них. И во-вторых, что в этом плохого? Мы зачастую переоцениваем важность своих потребностей и намерений, а ведь они толкают нас на необдуманные, а подчас и на неблаговидные поступки. Благородный гнев и столь же благородное желание жить нормально, чтобы вам не мешали, не докучали и не мучили, может с лѐгкостью стать причиной насилия. Это желание может ослепить вас и ввергнуть в пучину преступления. Ненависть открывает все самые тѐмные стороны нашей души, а если вы видите своего мучителя, то она становится просто нечеловеческой, в ней сила агрессии, разрушения и мести. Я готов допустить, что наш мучитель и заслуживает этого отношения, но мы ведь люди, для нашего сердца прощение дороже мести. Человек, уважающий себя, не мстит другому, если же он уважает не себя, а свои принципы, свою позицию, своѐ желание, в конце концов, он будет мстить, он будет кровожаден и безжалостен. Но это агония собственной слабости, это свидетельство неспособности отделить главное от второстепенного. Любовь и прощение – вот что главное, а месть, возмездие, наказание – это второстепенное, хотя они и являются нашими желаниями. Поэтому взглянуть на свои желания и потребности со стороны, лишить их тем самым актуальности, избавить себя от этих нежелательных последствий было бы совсем неплохо.
    Кроме того, важно понять, что человек страдает и будет страдать не от того, что его
    желания не реализуются в полной мере, а что они у него возникают. Именно в этом то на самом деле и заключается корень наших психологических проблем. Не было бы желаний, не было бы и проблем, связанных с невозможностью полноценно их реализовать. Это давно осознали на Востоке (в Индии, Китае, Японии). Поэтому десятки духовных школ занимались педантичным и целенаправленным погребением всех своих желаний, зачастую под собственным же пеплом. Аскетизм, которым так прославился Восток, способствует подавлению желаний, и именно это, по мнению ряда древнейших духовных школ, ведѐт к избавлению от страданий, с чем трудно спорить.
    Если вас интересует моѐ мнение, то я менее категоричен. И хотя я прекрасно понимаю и полностью отдаю себе отчѐт в том, что наши проблемы порождаются именно нашими желаниями, а все остальное лишь следствие и результат невозможности их реализовать, я не считаю нужным подавлять желания. Поскольку это не только не принесѐт нам счастья, но лишит возможности радоваться! Ведь радость всегда сопряжена с удовлетворением тех или иных желаний, а если нечего будет удовлетворять, то и нечему и радоваться.
    Как паук, завѐрнутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   41


    написать администратору сайта