Чайковский «Ночевала тучка золотая». Аннотация;Чайковский. Аннотация на произведение Ночевала тучка золотая для женского хора a cappella
Скачать 184.22 Kb.
|
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Среднего профессионального образования «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» Аннотация на произведение «Ночевала тучка золотая» для женского хора a cappella Музыка: П.И.Чайковский Cлова: М.Ю.Лермонтова Выполнила: студентка 1 курса Лысенкова Алина Преподаватель: Аристова Полина Дмитриевна 2019г 1 ИСТОРИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1.Творческий портрет композитора и его основные произведения Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)-выдающийся русский композитор. В 1862 году он поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. В качестве своей дипломной работы композитор написал кантату «К радости» на оду Ф.Шиллера. Спустя 4 года он начинает преподавать в Московской консерватории основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки. Одним из известных учеников композитора был Сергей Танеев. Так же Чайковский гастролирует по Европе, как дирижёр, участвует в фестивале на открытии концертного зала Карнеги-холл. За свою жизнь он написал множество произведений разных жанров: оперы («Чародейка», «Евгений Онегин» , «Кузнец Вакула», «Опричник»), балеты («Спящая Красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»),5 симфоний,3 фантазии, свыше 100 произведений для фортепиано, хоровые произведение(4 кантаты, «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»,хоры a cappella:«Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер»),а также свыше 100 романсов написанные на стихи А.Пушкина, Л.Толстого, М.Лермонтова и других. Слова к данному произведению принадлежат Михаилу Юрьевичу Лермонтову(1814-1841)-один из самых известных поэтов. С 1827-1829 обучается в Благородном пансионе при Московском университете; там началась его поэтическая деятельность. Через год начинается учеба в Московском университете, а в 1832 Лермонтов переехал в Петербург и начал обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. За это время было создано более 300 стихотворений и 13 поэм. Поэта раза отправляли в ссылку на Кавказ: за написания стихотворения «Смерть поэта» посвященному А.Пушкину и за дуэль с Э. де Барантом. В 1841 состоялась дуэль с Николаем Мартыновым у подножия горы Машук вблизи Пятигорска, где великий поэт был убит. Главные произведения Михаила Юрьевича: «Бородино», «Герой нашего времени», «Мцыри», «Парус», «Смерть поэта», «Маскарад», «Утёс», «Мне грустно, потому что я тебя люблю» и др. Стихотворение «Утёс» написано в размере пятистопного хорея. В данном произведении есть 2 героя: тучка и утёс. Тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Лермонтов показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Главная тема 2 стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире. Слова данного произведения «Ночевала тучка золотая» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. 3 МУЗКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Хоровое произведение написано для женского хора a cappella. Жанр произведения - хоровая миниатюра, состоящая из 3 периодов и коды. Первый период с1 по11 такт. Второй с 12 по 23.Третий период с 24 по 40 такты и кода с 41 по 50. Фактура данного произведения - гомофонно-гармоническая с элементами аккордовой фактуры: Ладотональные особенности: Произведение начинается в тональности B-dur и продолжается до 40 такта. Дальше, композитор делает отклонение в g-moll. Особенности мелодического языка: Мелодия построена небольшими фразами, но вместе с тем объединена единой темой. В первом периоде повествуется о тучке, которая была вместе с великаном утёсом. Мелодическое построение первого периода передаёт образы лёгкой тучки и массивного утёса: 4 Второй период повествует, как тучка уходит от утёса «весело играя по лазури». Здесь проходит одна и та же мелодия. В 3 периоде происходит кульминация всего произведения, а в коде заключительная мысль – утёс остался один, хотя совсем недавно обрёл нового друга. Метроритмические особенности: Произведение написано в размере 3/4.Все три периода выдержанны в этом размере. В коде размер меняется на 2/4 и остаётся до конца произведения. Темп и агогические отклонения: Основной темп в произведении- moderato(умеренно). В большинстве тактов присутствует четвертная пауза, а в 40 такте стоит фермата. Динамические оттенки: Динамика произведения разнообразна. Чаще всего композитор использует для отделения смысловых предложений и для выделения кульминаций - так, хор должен спеть на forte,постепенно уходя на mezzo forte и pianissimo.В конце произведения дирижёр должен сделать так, чтобы хор ушёл на ppp. 5 ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ Произведение предназначено для исполнения четырехголосным женским хором a cappella. ( c исполнением divisi во всех голосах) Общий диапазон составляет – g – g2 Диапазон партии сопрано 1 – f1 - g2 Диапазон партии сопрано 2 – e1 – d2 Диапазон партии альта 1 – h – h1 Диапазон партии альта 2 – g – h Тесситурно партии довольно удобные. Гармонический строй: Необходимо добиться общего ансамбля, для этого следует проследить, чтобы каждая партия была уравновешена в силе звука с другими. Интонационных трудностей не много, за исключением секунд во втором предложении. Во всём произведении очень важен строй. Необходимо следить, чтобы весь хор соблюдал правила интонирования ступеней. Кроме вышеперечисленного, в хоре следует добиться всех видов ансамбля . Темповый ансамбль не трудный. Темповая перемена произойдёт в 41 и 42 тактах, в этом месте все исполнители должны внимательно смотреть на дирижёра, чтобы вместе начать медленнее. Динамический ансамбль: В данном произведении естественный ансамбль, ведь все партии звучат равномерно. В подвижной динамике в crescendo не должно быть ускорения, потому что увеличивается только звучность, а не темп. Чтобы привести к кульминации в 3 предложении необходимо начать чуть тише. Штриховой анализ: Штрих в котором должен петь хор – это legato.От певцов требуется слаженность и синхронность. 6 Дикционный ансамбль: Дикция должна быть чёткой. Необходимо обратить внимание на интонации и смысловые ударения в поэтическом тексте и согласовать их с музыкой. Мелодический строй: Каждая партия должна достичь ансамбля, для этого нужно уравновесить все компоненты исполнительства. Требуется большой концентрации от каждого певца, все исполнители должны слушать не только себя, но и своих соседей по партии, и по мере своего пения пристраиваться к звучанию общей массы голосов своей партии и всего хора. 7 ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНЛИЗ Основная задача дирижёра добиться от хора правильной фразировки. Жест дирижёра должен быть сдержанным, ауфтакты должны быть понятны для хора. В целом, дирижёр должен жестами максимально точно передать характер произведения, чтобы через хор донести свои чувства и видение произведения для слушателя, заставив прослушать всё произведение на одном дыхании. |