анри ванн. Анри ван де Вельде. Анри ван де Вельде лидер бельгийского модерна Анри ван де Вельде (18631957) многогранный мастер из Бельгии, проживший долгие 94 года, один из основоположников ветви стиля модерн
Скачать 27.46 Kb.
|
Анри ван де Вельде - лидер бельгийского модерна Анри ван де Вельде (1863-1957) – многогранный мастер из Бельгии, проживший долгие 94 года, один из основоположников ветви «стиля модерн» – «Ар нуво», стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX–XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный – музыкант, художник, архитектор и литератор, – он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога. Самым большим успехом мастера является создание популярного архитектурного стиля «ар-нуво», который в Польше называли «сецессион» – «обособление», в Германии «югендштиль» – «молодой стиль», а в России он больше известен как «флореальный (декоративно-орнаментальный) модерн». Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу «Группу ХХ», был связан с рабочей партией. Следуя тенденции своего времени, он оставил живопись, чтобы делать «реальные вещи», перейдя к декоративному искусству и архитектуре. С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды. Женившись, он сказал себе, что не позволит жене и семье находиться в аморальном окружении вещей, которые можно купить, и спроектировал всё — от столовых приборов до дверных ручек. Нужно было свести вещи в систему окружения. И он решил построить свой первый дом. В 1896 году был завершен один из самых значимых проектов Анри ван де Вельде – его личный коттедж «Блуменверф». Внешне в нем заложены характерные черты «нового стиля»: отказ от лишних орнаментов и пышности, акцентуация внимания на деталях, синтезирование прагматики и декоративно-прикладного искусства. В то время здание произвело большой фурор в коммуне Юкль, являющейся частью Брюссельского столичного региона и славящейся своим озеленением. По причине наличие большого количества растительности вокруг дома, здание также прозвали «Цветочным двором». Один из принципов архитектора связан с отказом от копирования идей прежних эпох. Несмотря на это, на пути оптимизации внутреннего пространства помещений автор прибегнул к английскому стилю свободной планировки, что для Бельгии того времени также являлось отличительной архитектурной чертой. Структура комнат выделяется своей прагматичностью – каждое помещение и его расположение отвечало функциональному назначению. Он спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: «изнутри — наружу», наметив прежде всего связи между площадями определённого назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Он считал, что есть «опасность в поисках красоты ради самой красоты». Декоративные элементы, кроме орнаментальных решёток обрамления входа, отсутствуют. Но всё приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды — для жены и для себя, — но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд. Каждый творец – индивидуалист. Если человек, создающий проект, будь то дизайн платья, план здания или предмет мебели, поддается установленным канонам, то он не сможет создать поистине уникальную вещь. Художник не должен подчиняться правилам дисциплины или вида деятельности, идя по протоптанной дорожке. Его удел – создание новых правил, типов и форм, которые представляют собой уникальное творение Обратная связь промышленности и искусства. В записях, которые сохранились после смерти архитектора, приводился пример с индустриальным строительством. В нем инженер – это художник, работающий с металлом, бетоном, стеклом и материалами. Практически все проекты Анри ван де Вельде, относящиеся к периоду его раннего творчества, являются подтверждением того, что промышленность влияет на искусство и искусство влияет на промышленность. Среди множества устоев той эпохи, Анри отличал, что использование природных форм в архитектуре, дизайне и промышленности – это традиция, которая берет свое начало в древности и имеет право на развитие в любые времена. В декоре он использовал изогнутые линии, однако контуры мебели были очень не похожи на все то, что тогда делалось. Эта плавность была целесообразна. Спинки стульев и кресел отвечали формам человеческого тела, а изогнутые ножки были прочны, что было явно видно. Он начал проектировать мебель в этом стиле, а спустя время стал главой всего современного течения в прикладном искусстве, направляя его по пути строгой простоты и функциональности. Вывод: Анализируя взгляды Анри ван де Вельде на искусство, можно утверждать, что его идеи легли в основу ар-нуво и образовали мощный фундамент для создания других стилей. Мастер выступал против алчных промышленников, которые видели в создании предметов обихода лишь корысть и способ заработка. В то же время он вставал на защиту фирм и заводов, утверждая, что техника равнодушно относится, как к созданию прекрасного, так и к созданию безобразного – намного важнее, кто ею управляет. В работах Анри ван де Вельде доминантным признаком являлись линии, вернее их действие и противодействие. Но самая главная мысль автора, которая используется многими современными промышленными дизайнерами, инженерами, архитекторами, заключается в том, что любой продукт должен быть полезен не одному человеку, а всему обществу. Кривогузова Елена 2 курс |