контрольная работа по менеджменту. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
Скачать 81.88 Kb.
|
Особенности научного познания: Основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. В большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике. Наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем. Научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. Научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений. Научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам. Научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой (также выделяется третий уровень – метатеоретический). Область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия. В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы. Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом. Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются: - методы и операции научного исследования; - формы научного познания; - нормы и идеалы науки. Для возникновения и развития научного познания нужны определенные социокультурные условия. Современные исследования показали, что научное познание не могло возникнуть в так называемом традиционном обществе, для которого характерны замедленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении и деятельности и т. п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать устоявшимся образцам и нормам, чем искать нетрадиционные подходы и пути познания. В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира. Понятие «парадигма» обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном этапе идеалов и нормы научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем. При смене парадигм изменяются основополагающие представления о мире, о фундаментальных объектах мира, об общих закономерностях их взаимодействия, дается новое толкование базовым понятиям. Смена парадигм - это революционный сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития. Учебник: - Гуманистические взгляды представителей Возрождения. Укажите общее и особенное. Лехмус: Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение. Культуру Возрождения отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Лилиана: Антропологизм — это философская концепция, которая рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре и самом человеке. Основанием антропологизма служит антропоцентризм. Характерной особенностью мировоззрения эпохи Возрождения была его ориентация на искусство, поэтому зачастую и новые философские идеи Возрождения облекались в те или иные художественные образы (поэтические, живописные, архитектурные и т. д.). В борьбе со средневековым теоцентризмом философия Возрождения ставит в центр внимания человека; антропоцентризм становится ее важнейшей чертой. Гуманизм - означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Красоте и величию человека, понимаемого как центр мироздания и высший результат божественного творения, посвящает свои трактаты, например, гуманист Джаноццо Манетти (1396-1459 гг.). Подчеркивая превосходство человека не только над животными, но и над всем миром природы, Манетти на первое место выдвигает красоту человека как высшего творения бога. Вслед за античными мыслителями он видит в совершенстве человеческого тела отражение красоты Вселенной. Но еще большее значение в глазах гуманистов имеет человеческий разум. Манетти утверждает, что бог сотворил мир, но дальнейшее творческое совершенствование этого мира осуществляется людьми. Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). Прежде всего он отверг схоластическую премудрость, считая ее воплощением глупости и бессмыслицы. Отказываясь от теоцентризма средневековой философии, Петрарка и его последователи обращаются к внутреннему миру человека. Петрарка возвестил одну из кардинальных гуманистических идей – необходимость познания человека. Петрарку интересует внутренний мир человека, главный предмет его философских размышлений – вопросы морали, «искусство жизни». Лекции Просекова: Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). Ренессанс ознаменован творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали новую культуру. Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Характерные черты: антропоцентризм (человек – центр мира) и гуманизм (человека – высшая ценность) – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также схоластики – застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии) перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству торжество индивидуализма широкое распространение идеи социального равенства Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Лавриненко: Гуманистическая мысль итальянского Возрождения Становление ренессансной философии начиналось с деятельности итальянских гуманистов, к которым относятся Колуччо Салутати (1331—1406), Лоренцо Валла (1407— 1457), Леон Баттиста, Альберти Джованни (1404—1472), Пико делла Мирандола 1463—1494 и др Главным центром гуманистического движения была Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского "Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы предтеча гуманистов Возрождения великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265—1321), произведение которого «Божественная комедия» «La divina commedia» бессмертный памятник итальянского литературного языка стало источником важнейших идей гуманистического мировоззрения. Н. Бердяев считал, что еще в пределах Средневековья был христианский Ренессанс, происходило возвращение к античным формам, а Данте был высшей точкой средневекового Ренессанса. Главное что делает «Божественную комедию» исходным документом гуманистической мысли, — это связь человека со своим духовным центром, с Богом, а также интерес к человеку ибо «из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо». После Данте в период раннего Возрождения человек уже стал терять связь с Богом что нашло отражение в понимании гуманизма который стал трансформироваться из христианского гуманизма в гуманизм антихристианский. Если Данте — вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии — поэт и философ Франческо Петрарка (1304—1374), который в своем литературном творчестве в противоположность схоластическим произведениям, отражавшим средневекового человека вскрывал сложность чувств и мыслей нового ренессансного человека, стремясь постичь их в многообразной целостности. Будучи верующим христианином, он решительно отвергал схоластическую ученость как «болтовню диалектиков» совершенно бесполезную, по его убеждению, для активного человека того времени. В своей борьбе против схоластики Петрарка опирался на произведения и идеалы первоначального христианства Наиболее полно новое понимание человека раскрыто в трудах Лоренцо Валлы. В философию гуманизма Валла вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» Как истинный сын своего времени он рассматривал религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека не поддающуюся никакой рационализации никакому логическому осмыслению Отсюда следовало его враждебное отношение к схоластике как праздному занятию тщетно стремящемуся"сделать понятным то что не может да и не должно быть понято Отсюда и его иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому и Аристотелю Что же противопоставил Валла Аристотелю и Аквинскому Он обратился к Эпикуру Не зная подлинного исторического эпикуреизма Валла свел этику эпикуреизма к телесному наслаждению Он считал высшим законом предписанным природой всем живым существам сохранение своей жизни и тела и уклонение от того что кажется вредным из чего следует необходимость наслаждения для реализации этого высшего закона природы Наслаждение как «удовольствие души и тела» есть высшее благо В своем трактате Валла писал что «жить без наслаждения невозможно а без добродетели можно» Он провозглашал «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола» Телесно человек будет наслаждаться и после смерти в раю Валла обосновывал неискоренимый эгоизм человеческой природы уже в силу закона природного самосохранения Он утверждал например что его собственная жизнь для него наивысшее благо более предпочтительное чем жизнь всех остальных людей «Я не могу в достаточной степени понять почему кто-то хочет умереть за родину Ты умираешь так как не желаешь чтобы погибла родина словно с твоей гибелью не погибнет и она» Эти достаточно циничные утверждения ярко выражают рожденный новой эпохой глубокий индивидуализм Гуманистическая мысль Северного Возрождения С конца ХV в гуманизм получает все большее распространение во многих других странах Западной Европы Германии Франции Нидерландах и Англии Этот так называемый северный гуманизм имеет ряд специфических особенностей по сравнению с итальянским Прежде всего его развитие тесно переплетается с судьбами реформационного движения начало которому было положено немецким религиозным деятелем Мартином Лютером 1483—1546 результатом чего стало возникновение протестантизма Гуманизм с одной стороны предшествовал реформации и расчищал для нее путь а с другой религиозная борьба отразилась на характере северного гуманизма и его судьбе В западноевропейском гуманизме протест против феодальной идеологии звучал более резко чем в итальянском гуманизме Общеевропейским лидером гуманистического движения был Дезидерий Эразм прозванный по месту рождения Роттердамским настоящее имя — Герхард Герхардс ок 1469— 1536 ученик итальянского гуманиста Лоренцо Валлы и друг английского гуманиста Томаса Мора Популярность Эразма Роттердамского и его влияние на развитие европейской общественной мысли были исключительны недаром его еще при жизни называли «королем гуманистов» Знаменитейшая сатира Эразма «Похвала глупости» выдержала при жизни автора свыше 40 изданий и была переведена на большинство европейских языков В своем сатирическом произведении Эразм зло и остроумно высмеивает «царство глупости» «чумное болото» населенное невежественным духовенством порочными монахами высокомерными придворными алчными папами и кардиналами Особо достается философам — схоластам которые «ничего в действительности не зная… воображают будто познали все и вся а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами Это однако не мешает им объявлять что они мол созерцают идеи универсалии формы отделенные от вещей первичную материю сущности самости и тому подобные предметы…» Философская деятельность Эразма была посвящена поиску ответа на вопрос заданный еще апостолом Павлом «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие » 1 Кор 1 20 По мнению «короля гуманистов» мудрость заключается вовсе не в многознании к которому стремится человеческий разум но в возвращении к простоте Христовой Благой Вести заключенной в Евангелие Из этого убеждения и рождается идея «философии Христа» или «христианский гуманизм» Истинный смысл гуманизма считал Эразм — это обновление человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого человека Искренняя вера истинная христианская любовь истовая надежда на спасение — все это и составляет суть «философии Христа» Движение и развитие как философские категории. Лехмус: - Лилиана: - Лекции: Представители же метафизики предлагают рассматривать вещи в статическом состоянии, в большей или меньшей степени игнорируя их развитие. Если сторонники метафизики и признают движение, то понимают его или как нечто циклическое (теория круговорота) или исключительно как механическое перемещение, количественное увеличение или уменьшение без качественного преобразования. Проблема движения как способа существования материи. Виды движения и их взаимосвязь. Проблема движения материи, как способа существования материи, заключается в том, что движение - единственный способ существования материи. Любые материальные объекты имеют определённые размеры, форму, протяжённость. Так же и движение. Материя не мыслима без движения. Остановить движение материи - перестать существовать. Движение - пространственное перемещение тела, движение внутри тела - биологические процессы в теле. К признанию связи движения и материи наука и философия шли очень давно. В древности считали, что предмет можно остановить, чтоб он не двигался. В античности считали, что самопроизвольно двигаются только живые предметы, а неживые предметы надо толкать. Считали покой нормальным состоянием, а движение - пришедшим извне. Ньютон считал, что кто-то завёл вселенную, т.е. толчок. Аристотель считал, если что-то движется, за его пределом есть двигатель, который запустил эти предметы, а его запустил другой двигатель. Но какое же первое звено? Если оно будет двигаться, то оно не первое. Он сделал вывод, что перводвигатель неподвижен - Бог (Ньютон так не считал). Следовательно, у него происходит отрыв материи от движения. В течение многих веков движение материи понималось узко - как пространственное перемещение тел (бильярдных шаров, людей). Через много лет философы поняли, что движение шире: это и химические реакции, и жизненные процессы в живой ткани, и социальные процессы в обществе. Впервые это выразил Энгельс: "Движение понимаем как атрибут материи, который обнимает собой все происходящие в природе процессы". Движение - это любое изменение вообще: химические реакции, ассимиляция в живом организме, классовые изменения в обществе. Проблема классификации форм движения связана с тем, что существуют все изменения, независимо от уровня сложности. Это классификация по направленности: 1. Движение как прогресс; 2. Движение как регресс; 3. Ни то, ни другое (круговорот воды в природе, движение колеса), т.е. движение по кругу, возвращение в предыдущую точку. Хотя философски ничего нельзя в точности повторить и вернуться в ту же точку. Но когда Энгельс сказал, что движение - это всякое движение вообще, то стала проблема всех видов изменения по степени их сложности. Энгельс выделяет 5 видов движения: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Сейчас открыты физические подвиды движения (движение электромагнитных полей), биология и химия шагнули далеко. Это привело к добавлению некоторых форм к энгельсовской классификации. Энгельсовская классификация устарела. Но не устарел сам принцип классификации - принцип восхождения от низших форм к высшим. Лавриненко: " 353 13 3 Движение как сïосоá сóществования ìатерии Существование любой материальной системы связано с постоянным взаимодействием как внутренних составляющих ее элементов так и с другими внешними системами и условиями Взаимодействия ведут к определенным изменениям Вся совокупность изменений начиная от физического вакуума до человеческого общества и мира в целом в философии обозначается понятием движение Быть — значит быть в движении неподвижное бытие невозможно обнаружить поскольку оно не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира в том числе и с человеческим сознанием Понятие движения является одной из фундаментальных философских категорий наряду с понятиями бытия и материи" " Учение о движении материи разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли Идея о всеобщности движения об изменчивости и развитии природы была выдвинута уже при зарождении античной философии в которой движение рассматривается как становление циклическое возвращение к исходному началу Понятие Логоса выражало сущность всеобщего закона становления бытия Философы Античности образно и метафорично обрисовали сущность движения закрепив за ним роль «начинателя» бытия знак изменения и развития Проблема изменчивости мира и следствия этой изменчивости — многообразия которая для античных философов решалась простым утверждением о наличии в космосе противоположных начал и взаимодействии стихий вышла на первый план в философии Возрождения В это время появилась концепция всеобщей одушевленности материи — панпсихизм согласно которому причина изменчивости мира — духовное начало которое растворено в материи это начало — жизнь или душа В Новое время когда механика стала образцом построения естественно-научных теорий механистические представления о мире были перенесены в философию В XVII в господствовало представление о материи как об инертной неподвижной и косной массе Механическая форма движения а именно перемещение в пространстве рассматривалась как лежащая в основе всех изменений происходящих в природе независимо от их сложности и специфики Наряду с чисто механистическим пониманием движения в этот период английский материалист Дж Толанд сформулировал положение о том что движение является атрибутом материи т е таким ее качеством без которого материя не может ни существовать ни мыслиться В своем произведении «Письма к Серене» он критиковал всех тех кто считал что «материя сама по себе бездейственна» и что движение ей «сообщило божество» 1 Подобный взгляд на материю по мнению Толанда мог утвердиться потому что философами не проводилось различия между пространственным движением отдельных тел и движущей силой или активностью материи которая внутренне присуща материи составляет ее атрибут" " П Гольбах выразил эту мысль в еще более отчетливой форме движение — это способ существования материи вытекающий необходимым образом из сущности материи Наиболее целостная на сегодняшний день концепция движения в философии была разработана в рамках диалектического материализма в работах Ф Энгельса Движение трактуется им не только и не столько как перемещение в пространстве а как любое изменение вообще «Движение рассматриваемое в самом общем смысле слова… — отмечал Ф Энгельс — обнимает собою все происходящие во Вселенной изменения и процессы начиная от простого перемещения и кончая мышлением» 1 Опираясь на успехи развития естествознания открытие закона сохранения и превращения энергии эволюционные идеи в космологии и биологии Ф Энгельс наполняет новым содержанием классическую формулировку взаимосвязи материи и движения данную П Гольбахом «Движение есть способ существования внутренне присущий материи Материя без движения так же немыслима как и движение без материи» 2 Возникает вопрос если материя не существует без движения то что же представляет собой покой и в каком смысле он существует К решению этого вопроса Ф Энгельс подходит диалектически покой является не внешней противоположностью движения а выражением его внутренней противоречивости Движение поэтому есть единство изменения и неизменности Именно благодаря наличию в движении неизменности как его стороны возможно существование различных объектов Ф Энгельс отмечал «Возможность относительного покоя тел возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни» В отличие от предшествующего материализма движение стало пониматься не просто как количественное изменение а как развитие т е как качественное изменение усложнение совершенствование или деградация и разрушение как прогресс или регресс носящие необратимый характер" "вещества и энергии как уже реализованных во Вселенной так и находящихся в скрытом состоянии По словам академика Г И Наана «вакуум есть все и все есть вакуум» Развитие естественных наук расширило наши знания об основных формах движения материи В настоящее время речь идет о геологической космической формах движения имеющих специфические материальные носители изучаемых такими науками как физика астрофизика геология Таким образом развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения материи" |