контрольная работа по менеджменту. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
Скачать 81.88 Kb.
|
Детерминизм и индетерминизм. Лехмус: - Лилиана: В результате начавшейся в конце ХIХ в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности становится все более неопределенным. Причинность и детерминизм (учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности) уступают место вероятности и индетерминизму. Лекции Просекова: - Лавриненко: - Диалектика Гераклита, Сократа, Гегеля: общее и особенное. Лехмус: Диалектика, её основные законы и категории. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся: • единичное, особенное, всеобщее; • причина и следствие; • необходимость и случайность. • возможность и действительность; • сущность и явление; • структура, форма и содержание. 1) Закон перехода количественных изменений в качественные; 2) Закон единства и борьбы противоположностей; 3) Закон отрицания отрицания. Лилиана: - Лекции: - Лавриненко: Бытие изучается не только по своим атрибутивным признакам структуре видам и формам существования Большое значение имеет объяснение связей бытия Устойчивые связи являются основой структурности бытия демонстрируют его статику Подвижные изменчивые связи раскрывают непостоянство существования бытия его динамику Осмысление изменчивости и непостоянства бытия а также возможностей его преобразования происходит в рамках учения диалектики К сожалению в конце XX в в отечественной философии произошло определенное забвение диалектики связанное с увлечением части философского сообщества позитивистскими и постмодернистскими идеями социальным заказом на изучение механизмов прибыли путей рыночной экспансии и защиты прав собственника возможностей манипулирования покупателем в обществе потребления 1 а также недостаточным потенциалом классической диалектики в осмыслении процессов сетевого нелинейного «текучего» развития характерного для нынешнего этапа социальных трансформаций Сказанное означает прежде всего необходимость сохранения диалектического метода в качестве одного из основных инструментов познания и дальнейшего совершенствования самой диалектики как философии развития. " Стихийная диалектика древних представлена отдельными высказываниями мыслителей Древней Индии Древнего Китая Древней Греции Идеи о связях и развитии бытия основывались как правило на простых наблюдениях и их обобщении Многие диалектические идеи возникали в дискуссиях поэтому имели преимущественно формальнологическую аргументацию Часто использовались софистические приемы которые подтверждали наивность дискуссий по их содержанию но придавали видимость научности и логической убедительности Гераклит например выводил идею изменчивости материального бытия из первоогня как тонкой вечной подвижной и легкой стихии Изменение и развитие он связывал с Космосом с наличием в нем противопоставления и совпадения абсолютного и относительного покоя и движения части и целого Зенон Элейский Эмпедокл и другие мыслители разрабатывали натурфилософские и обыденно-житейские идеи о связях и изменчивости бытия достигая в отдельных размышлениях большой глубины Платон считается основателем объективно-идеалистической диалектики Он отстаивал изначальность изменения объективной идеи по отношению к материальному бытию Платон и Аристотель много внимания уделяли изучению связей в обществе и образов мышления человека обосновывали признаки развития города-полиса как государства В Средние века и эпоху Возрождения а также в начале эпохи Просвещения развитию бытия уделялось мало внимания Сказывалось воздействие схоластики и господство патриархально-феодальных отношений а также доминирование гуманитарной и естественно-научной тематики Идеалистическая диалектика как систематизированное и концептуальное учение сложилась во второй половине XVIII — первой половине XIX в благодаря творчеству представителей немецкой философии Г Лейбница И Канта И Фихте Г Гегеля и др Философы рассматривали развитие "каких-либо крупных идеальных объектов абсолютной идеи объективного духа сознания и т п Так Г Лейбниц представлял бытие бесчисленной совокупностью духовных «единиц» — монад которые изменяются и деятельны И Фихте субъективно-идеалистически объяснял диалектику бытия на основе своего метода включавшего «полагание» «противополагание» и «синтезирование» Но наиболее существенный вклад в разработку идеалистической диалектики внес Г Гегель Он концептуально представил развитие абсолютной объективной идеи рассмотрел основные принципы и законы развития обосновал на идеалистической основе обширный категориальный аппарат диалектики Материалистическая диалектика второй половины XVIII — первой половины XIX в систематизированное выражение получила в марксизме По основной терминологии материалистическая диалектика во многом совпадает с идеалистической диалектикой Г Гегеля а по содержанию она отражает и объясняет связи и развитие материального мира В марксизме диалектика приобрела научный вид Ее можно использовать не только для объяснения материального бытия но и для познания в качестве методологии и метода а также для изучения и совершенствования духовного мира человека Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию» Внешнюю альтернативность диалектике как учению о развитии и методу познания составляет метафизика Характеризуя метафизику как альтернативу материалистической и идеалистической диалектике важно учитывать что термин имеет несколько значений • метафизика — это синоним философии • метафизика означает способ рационального абстрактно-логического обоснования или опровержения философских и иных положений Часто данный смысл термина «метафизика» отождествляется с термином «спекулятивная философия» • метафизика — это противоположное диалектике учение о связях и развитии бытия еще один всеобщий метод познания В третьем значении метафизика представляет собой совокупное знание и методологию о связях и развитии способах и формах познания но объясняющее развитие принципи- "ально по-иному чем диалектика Цельных концептуальных и последовательно метафизических антидиалектических учений в истории философии не разрабатывалось Больше метафизическая методология проявлялась по опровержению отдельных положений диалектики На существование метафизики как антидиалектики указывал например И Кант Наука считал он конечная цель которой — с помощью своих средств решить проблемы бога свободы и бессмертия называется метафизикой Ее метод вначале догматичен Она берется за решение проблем без предварительной проверки способности или неспособности разума их решить Сторонники метафизики отстаивают например независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью признают значимость внешних связей а не внутренних источником развития считают внешний толчок а не внутреннюю противоречивость объектов бытия Характер развития состоит или в эволюционности или в катастрофизме но не в единстве постепенного количественного и скачкообразного качественного развития как в диалектике Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе или в регрессе или в «движении по кругу» отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали. Диалектика как метод и способ познания мира. Лехмус: Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся: единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность. возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание. 1) Закон перехода количественных изменений в качественные; 2) Закон единства и борьбы противоположностей; 3) Закон отрицания отрицания. Лилиана: Великая заслуга Ф. Шеллинга (1775 – 1854; произведения – «Изложения моей системы философии», «Философия откровения») в развитии классической немецкой философии заключается в создании им основ диалектики природы и идеи ее органического единства, философии тождества сознательного и бессознательного, философии мифологии. Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. Логическую стройность и форму взглядам Шеллинга придал Гегель (1770-1831; произведения: «Наука логики», «Философия права», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия духа»). В своей философской системе Г. Гегель стремился осмыслить всю совокупность человеческого знания своей эпохи, связать ее в единую систему, основой которой служит последовательно проведенная позиция философского идеализма и диалектика. Главная сущность его философии — это диалектика как философская теория развития мышления, природы и общества. Философия Гегеля является объективно-идеалистической, так как началом и основанием всего он считает абсолютную идею как философскую сущность Божественного духа. Она в основе развития любого явления — и идеального, и материального. Структура философской системы Гегеля состоит из следующих разделов: логика; философия природы; философия духа. Диалектический метод Гегеля: «ничего вечного нет ни в материальном, ни в идеальном мире, вся и все историчны, преходящи, должны меняться». Несмотря на свой идеализм и противоречия между системой и методом, философия Г. Гегеля представляет собой грандиозную, целостную и логически стройную философскую систему. Законы диалектики: закон борьбы и единства противоположностей; закон перехода количественных изменений в изменения качественные; закон об отрицании отрицания. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. 1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам. 2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой. 3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения». Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. Лекции Просекова: Три закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. И др. Лавриненко: Противоположность диалектики и метафизики можно представить по следующим важным положениям Во-первых по пониманию связей бытия Принцип связи в диалектике выражен суждением все предметы и явления бытия взаимообусловлены зависимы и взаимодействуют Сторонники метафизики считают что предметы и явления бытия независимы или слабо связаны В диалектике определяющими признаются внутренние связи а в метафизике — внешние связи бытия Во-вторых по объяснению развития бытия В диалектике источником и движущими силами развития считаются внутренние противоречия и борьба противоположностей а в метафизике — внешний толчок и внешние силы Механизм развития в диалектическом понимании — это единство и взаимопереходы постепенного количественного и скачкообразного качественного развития В метафизике абсолютизируется или эволюционное или революционное через катастрофы развитие Диалектика ориентируется на преемственность и спиралевидный характер развития Представители метафизики отстаивают направленность развития или только прогрессивную или только регрессивную или безнаправленную движение «по кругу» В-третьих по пониманию методов познания Диалектика отстаивает позицию согласно которой изучение бытия в его связях и развитии должно осуществляться с использованием совокупности методов позволяющих многогранно и всесторонне раскрыть объективную диалектику бытия Сторонники метафизики полагают что важнее познавать бытие в покое в отдельных его связях обращаясь не столько к чувственности и рациональности сколько к постижению и иррациональности Принципы диалектики — всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики являются их обобщением Выделяют два основных принципа диалектики принцип всеобщей связи принцип развития Существуют и другие принципы диалектики принципы детерминизма противоречивости количественно-качественного развития бытия преемственности необходимости и др Они формулируются на основе конкретных диалектических законов в процессе познания существенных сторон и признаков происходящих изменений в бытии в ходе конкретизации характеристики связей бытия Принцип связи — это всеобщее положение требование рекомендация императив которое выражает охватывает все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении «в бытии мире все взаимосвязано» Связи бытия объединяются в группы классифицируются по многим основаниям Общая классификация связей представлена видами и характером связей Виды связей бытия включают связи видов движения социальные психические биологические химические физические и др связи форм бытия пространственные временные структурные функциональные причинные и др Характер связей бытия представлен связями определяющими закон закономерность и связями не определяющими закон ситуативными связями К связям определяющим закон относятся внутренние существенные необходимые устойчивые повторяющиеся и др К не определяющим закон — внешние несущественные случайные неустойчивые разовые и др Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения статики и динамики структуры и развития Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь закон" Человек познавший какие-либо законы может управлять их действием создавать или исключать условия их проявления Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека Классификация законов также многообразна Они бывают всеобщими общими и специальными Существуют законы бытия природы общества и человека а также законы мышления функционирования сознания мировоззрения всего духовного мира человека Известны законы структуры функционирования и развития Выделяются законы динамические и статистические Особое место в классификации законов занимают законы диалектики которые характеризуют динамику развития объектов бытия Принцип развития — это всеобщее положение требование рекомендация императив которое выражает охватывает все многообразие бытия и сформулировано в суждении «в бытии мире все развивается» Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному Развитию присуще наличие источников движущих сил детерминант и механизма преемственность направленность и другие признаки Они конкретизируются в законах и категориях диалектики Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное Важным всегда является выяснение закономерного характера развития чтобы человек имел возможность управлять им Например можно участвовать в войне полагаясь на ее и свою стихии Но для человека важнее и полезнее знать законы войны чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней для достижения победы Диалектический и исторический материализм К. Маркса. Дайте оценку учения о формациях. (вопрос 29 из зачета) Лехмус: - Лилиана: Диалектический и исторический материализм К.Маркса. Основные труды Карла Маркса(1818-1883): 1) «Экономическо-философские рукописи;» 2) «К критике гегелевской философии права» 3) «Капитал» 4) «Экономические рукописи» 5) «К критике политической экономии» Диалектический материализм - философское учение, утверждающие первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Законы диалектики: 1)Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2)Закон единства и борьбы противоположностей 3)Отрицание отрицания. Принципы диалектического материализма: 1)Принцип материальности мира (материя первична по отношению к сознанию); 2)Принцип познаваемости мира; 3)Принцип развития (все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном развитии); 4)Принцип революционного преобразования мира (историческая цель развития общества - достижение свободы). Опираясь на материалистическую диалектику, К.Маркс представил природу как единый процесс, находящийся в постоянном изменении и развитии. Исторический материализм- направление философии истории, сущность которого заключается в материалистическом понимании развития истории, человеческих обществ. Материалистическое понимание истории можно охарактеризовать следующим образом: 1)Исходит из решающей роли материального производства, производственных отношений; 2)Показывает, как возникают различные формы общественного сознания (религия, право, мораль и т.д.) и каким образом они определяются материальным производством; 3)Всегда остается на почве действительной истории, объясняет идейные образования из материальной жизни; 4)Каждая ступень развития общества имеет определенный материальный результат, определенный уровень производственных сил и производственные отношения. Исходным пунктом метода К.Маркса выступает не человек, а данный общественно-экономический период. Первым историческим актом считается производство самой материальной жизни. Материальное производство является основным условием любой истории, любого общества и должно выполняться непрерывно. Материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства благ, определяют все другие формы деятельности людей (политическую, духовную, социальную и т.д.). Идеи являются отражением материальной жизни человека. Мораль, религия и философия отражают материальную жизнь общества. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Базис - экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, независящих от сознания людей, которые вступают в процесс материального производства). Надстройка- совокупность идеологических отношений и взглядов, возникающая на основе определенного экономического базиса. Лекции: - диалектический материализм (марксизм): единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии по законам диалектики. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог – образ, созданный человеком для объяснения непонятного. Представители: Маркс, Энгельс. Лавриненко: Диалектический материализм — философия марксизма Преодолевая гегелевский идеализм и созер- цательно-метафизический характер фейер- баховской философии, Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений — диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобожденные соответственно от идеализма и метафизики. Так, порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковы- ваются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма по- ложило начало созданию новой философии — диалектического материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей: Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны…1. Это значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии, воспроизводится «диалек- тическое движение действительного мира»2. Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей». Соединение материализма и диалектики 180 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли Таким образом, материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голо- ве»1. Освобожденная от «идеалистических оболочек», она стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления. «Великая основная мысль», выражающая основополагающую идею диалектики, заключается, по Энгельсу, в том, что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представ- ляет собой совокупность процессов, в которой предметы, ка- жущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мыслен- ные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном измене- нии, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки времен- ным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь…2. Такова диалектика развития объективного мира и его познания. Учение о ней составляет важный раздел марксистской философии диалектического материализма. Речь идет, разумеется, о материали- стической диалектике, которая, по словам Ленина, является «живой душой» марксизма. В работе «Анти-Дюринг»3 Энгельс писал, что, спасая «созна- тельную диалектику» Гегеля, он и Маркс постарались «перевести ее в материалистическое понимание природы». В этой, а также в дру- гой работе «Диалектика природы» он последовательно проводил идею о том, что «природа есть подтверждение диалектики» и что новейшие открытия в области естествознания доказывают это. Глу- бокое обоснование этой идеи дается в названных выше работах Эн- гельса, а также в философских трудах такого выдающегося мар- ксиста, как Владимир Ильич Ленин (1870—1924). В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин до- казывает, что состоявшиеся в конце XIX и в начале XX вв. откры- тия в области физики, химии и других наук показали ограничен- ность метафизического материализма и в то же время подтвердили основные положения диалектического материализма. Имеются в виду такие положения диалектико-материалисти- ческой философии, как первичность материи и вторичность соз- нания, философское понятие «материи» и естественно-научные 1. Марк К., Энгельс Ф. Указ. соч. Том. 21. С. 302. 2 Там же. С. 302. 3 Название работы отражает факт острой полемики Маркса и Энгельса с Е. Дюрингом, одним из популярных теоретиков рабочего движения в Германии в 80-х годах XIX столетия. |