философия 3. 1. Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия
Скачать 148.83 Kb.
|
1.Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия – учение об основных принципах и законах бытия. Объект – система мир-человек. Предмет – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком. Философия появилась в 7-5 веках до н.э. как особая область духовной деятельности. Сам термин философос ввел впервые Пифагор(6 веке). Разъяснение содержания и смысла философии принадлежит Платону («софия»-мудрость, «филео»-любить). В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни). можно определить предмет философии так «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры». Специфика философского знания: 1. Философия отвечает на вопрос «почему?», а наука на вопрос «как?». 2. Философия-это знание всеобщего, поскольку каждая наука изучает лишь фрагмент реальности. 3. Философии присуще «диалоговое» мышление, поскольку не отражается значимость самых разных философских шквал течений и направлений. Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний: • философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории; • философия выступает методологией науки; • философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира; • философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет Генезис философии (развитие): 1. Философия Др.мира(античная, индийская, китайская)-7 в. до н.э.-3 в. н.э. 2. Философия Средневековья- 4-14 в.( арабомусульманская, европейская). 3. Философия Возрождения - 14-16 в. 4. Философия Нового времени- 17 в. 5. Философия Просвещения-18 в. 6. Немецкая классическая философия- кон 19 в,-перв четв 20 в. 7. Постоклассическая западно-европейская философия - 19-20 в. Отдельно: отечественная философия. 2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро мировоззрения. Функции философии. Структура философского знания 1)онтология - учение о бытии; 2)гносеология -учение о познании; 3)логика-учение о законах и формах мышления; 4)социальная философия- учение об обществе; 5)натурфилософия-философское естествознание; 6)философская антропология- учение о человеке; 7)этика- философское учение о морали и нравственности; 8)эстетика- философское учение о прекрасном и безобразном; 9)аксиология - философское учение о ценностях человеческого существования; 10)история философии- (генезис-развитие) Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих. Мировоззрение-это исторически развивающийся вместе с человеком и человечеством. Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал.
Мировоззрение включает в себя: знания, убеждения, ценности, идеалы, веру, сомнения, любовь и т.д. Известно 2 уровня мировоззрения: -обыденный(семья) и -теоретический(книги) уровень. Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Функции философии: Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир. Гносеологическая (познавательная) одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Методологическая - разрабатывает методы познания мира. Аксиологическая- помогает формировать систему ценностей. Прогностическая - выработка путей развития мира. Критическая - сомнение во всем. Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком). Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое. Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности. 3. Философия Древней Индии В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам). Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние, груз грехов и духовных достижений), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного, слияние атмана с брахманом). Здесь главная проблема – достижение вечного через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы. Основные черты: местицизм, мифологизм, малологика,гносеология(учение о познании) Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения. Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам. 3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний:1.правильные взгляды,2.правильное стремление,3.правильная речь,4.правильное поведение,5.правильный образ жизни,6.правильная вера,7.правильные помыслы,8.правильное созерцание), локаята (есть только этот мир – им и насладимся). ортодоксальных школ: джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы),адживика. 4. Философия Древнего Китая. Китайцы поклоняются духам(драконам – их множество). Но главная одухотворенная сила – небо).В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал. Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего. Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э. Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое. Основные направления: Даосизм(основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать. Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии. школа «законников». Моизм. Мо-цзы и его сторонники выступили решительными противниками взглядов Конфуция. В противоположность конфуцианскому тезису о "выдвижении талантов", Мо-цзы провозгласил принцип "почитания мудрости" Фа-цзя (школа имен) Школа янь-инь. Центральная концепция Иньян цзя — универсальность дуализма сил Инь-Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли. В этой концепции рассматривалось всё развитие Мира: «Это искусство возникает из обращения пяти сил [пяти элементов], и если его расширить до самых далёких пределов, не будет ничего, чего бы оно не достигло» 100 философских школ, объединенных по направлениям:1) даосизм 2) конфуцианство, школа «служилых людей» 3) фа-цзя (легизм или школа законников,имен) 4) моцзя (моизм) 4) минцзя (номиналисты) 5) иньяцы (натурофилософия) 5.Античная философия,основные проблемы и этапы развития. Термин «античная философия» состоит из двух элементов — слов «античная» и «философия», Слово «античный» от лат. antiquus означает «древний» и представляет собой условную совокупность теоретических, эстетических и этических представлений Древней Греции и Рима. Слово это восходит к греч. «любовное отношение к мудрости». Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что в ней все вещи впервые были осмысленны в своей полноте, т. е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность. Особенности:1)космоцентризм(«космос»-бытие) 2)рационализм(«рацио»-разум) 3 важных этапа: 1) досократический (натурфилософский) -VII – V в. до н. э. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции. 2) классический период - V - IV ст. до н. э. Является в появлении софистов. Они перенесли свое внимание на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протагора и Горгия. 3) эллинистический этап развития- с IV по II век до н. э. В это время возникают первые философские системы, появляются новые философские школы . Представители периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии. Существует 3 направления:1)эпикуреизм 2)стоицизм 3)неоплатонизм. Основные проблемы: · космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? "; · мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; · метафизика (Платон) утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного; · методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, · эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; · формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии. 6. Натурфилософские учения досократиков. Особенности: универсализм, рационализм, космоцифизм, попытка выявить законы мироздания(космос). Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом Эфесским. Первоначалом они считали те или иные явления природы, саму природу. Фалес считал первоначалом мира воду («все из воды»), Анаксимен – воздух, Анаксимандр – первое вещество-апейрон, Гераклит – огонь, Пифагор - число. Затем стихии Эмпедокла стали символами всеобщего (земля, вода, огонь, воздух). Это были не просто вещества, а разумные, божественные, вечные вещества. Греческие натурфилософы заменили миф логосом (понятием). Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым. Было непонятно, почему предпочтение отдается определенному природному началу. Разрешая эти противоречия, милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало – это не что-то вещественное; а апейрон – безграничное. Более абстрактно объясняли начало мира пифагорейцы – с помощью числа (суть природы – отношения между числами). Великим античным диалектиком был Гераклит. Он объяснял мировые процессы: возникновение и исчезновение вещей – это противоречивое единство. Он учил, что все течет и изменяется; нельзя войти в одну реку дважды. Бытие и небытие связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга. Эту идею довел до абсолюта Кротил. Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), наоборот, сосредоточили внимание на устойчивости, покое. Они выделяли мир единого и неподвижного бытия, открытого чистому мышлению (это истинное бытие). Зенон- ученик Парменида. Автор книги апории: 1) «Дихотомия»- деление надвое 2)» Ахиллес и черепаха»- самый быстрый бегун и медленная черепаха. 3) «Стрела»-летящая стрела, неподвижная 4) « Стадии». Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен- материалисты, Пифагор- идеалист 7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Философ и физик Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды являются раскаленными камнями, за это он был изгнан из Афин и закончил жизнь в Малой Азии. Анаксагор был современником Левкиппа и Демокрита. Историкам ничего не известно о жизни и деятельности Левкиппа. Известно, что труды Левкиппа развил его ученик Демокрит. Историки считают, что образ мышления учителя и ученика тождественны, в частности, это относится к их атомистической концепции материи и кинетической теории. Основные положения атомистической теории Левкиппа и Демокрита состояли в следующем: Демокрита прозвали « Смеющимся философом». Согласно учению Демокрита, пустота разделяет мельчайшие частицы бытия - «атомы» (неделимый). Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергает утверждение, что бытие- одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота- это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие непознаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и поэтому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. 8.Софисты. Этический рационализм Сократа. Антропоцентрический поворот Сократа. Особенности: 1)этический рационализм; 2)диалог(беседа); 3)исходная точка размышления - сомнение; 4)майевтика, как метод. 4 век до н.э. был переломным в истории греческой философии. Переход к новому видению человека и общества подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и другие. Софисты были мудрецами особого рода, они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора. Софисты обучали не конкретным знаниям, а лишь тем, которые нужны в общественной деятельности, где требовалось умение аргументировать свою позицию. Поэтому нужны были знания о самом человеке и его сознании. Протагор первым сказал, что о всякой вещи есть два противоположных мнения. Человек есть мера всех вещей. Поисками абсолютного позже занялся Сократ. Сократ излагал свои мысли устно и они дошли до нас через записки его учеников – Ксенофонта и Платона. Главным предметом его речей была этика (рационалистическая). Нравственными ценностями для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Для Сократа, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер. Именно знание того, что есть добро и зло и делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности. Если нет точного понятия о предмете, нет и знания о нем. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики. Ее суть: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с его позицией, а затем начинался совместный писк истины. Истина не находится в готовом виде, а является результатом спора (примирение сторон и поиск общих оснований в споре). Это майевтика («поливальное искусство»). Сократ вел термин «диалектика» – ведение спора через сталкивание противоположных сторон и поиск основания их единства (родоначальником же диалектики остается Гераклит с его вечно живым огнем). Сомнение диалог майевтика « Познай самого себя»- любимое изречение Сократа. 9.Философия Платона. Платон является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи: - окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция; - реально могут существовать только бестелесные (чистые) идеи; - мир – это не что иное, как отражение чистых идей; - чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны; - все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых. Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа. Единое является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто. От единого происходит ум. Он является противоположностью единого, чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего. Душа связывает такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением. Основные моменты: 1.объективный идеализм; 2. Мир «эйдосов»(идей) – идеальный мир – противоположность миру материи (мы люди – результат слияния двух миров); 3. Теория «идеального государства». Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. 10.Философия Аристотеля. Краткие выводы, сделанные Аристотелем: -все сущее на Земле обладает материей и формой; -изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; -реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; -потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; -высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший из учеников Платона. Однако он был не согласен с философской концепцией платонизма. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчувствительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первопричинах существующего: 1) формальная причина – то, что придает форму. Идея вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Идея (эйдос) обуславливает суть бытия. 2) материальная причина – это, во-первых, первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал. 3) движущая причина – если рассматривать как причину движения другую вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи. 4) целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации. Далее Аристотель формирует учение об абсолютном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Боге. В отличие от религии, Бог у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном процессе – мышлении о собственном мышлении. Все сущее является целесообразным. Божественный Ум – это цель всеобщего движения, которая направляет мировой процесс ко всеобщей цели, т.е. к себе как к высшему благу. 11.Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). В философии эллинизма главенствующий характер приобретает интерес к человеку. |