Главная страница
Навигация по странице:

  • 51.Духовная сфера общественной жизни.

  • 52.Общественное сознание как философская проблема.

  • 53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.

  • 54.Проблема сущности человека в истории философии.

  • философия 3. 1. Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия


    Скачать 148.83 Kb.
    Название1. Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия
    Дата13.05.2018
    Размер148.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 3.docx
    ТипДокументы
    #43553
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Политическая сфера


    Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

    Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

    Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - олитические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Остановимся на характеристике некоторых политических институтов: государства, политических партий, профессиональных организаций. При этом оговоримся, что цель наша — не подробное описание этих институтов, а стремление уловить их особенности как элементов политической сферы.

    Государство. Государство является самым древним и развитым политическим институтом.

    Рассмотрим некоторые особенности государства как политического института общества.

    Прежде всего следует подчеркнуть, что государство — это институт общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. В принципе эта важнейшая особенность государства понятна, исходя из той его роли в системе общественных отношений, о которой речь шла выше. Власть же есть «реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее. если необходимо, другим лицам; политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах» [1].

    1 Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970. С. 83.

    Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определенным образом, между ними распределены функции управления. Существуют и действуют свои принципы организации работы этого аппарата, его связей с другими организациями, социальными группами.

    Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Несколько выше мы уже писали об этой программе. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизывает всю деятельность политического института, выступая его идеологической основой. Вместе с тем она представляет мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспечение государственной деятельности.

    В-третьих, это система права. Государство издает законы, регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества, общественных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса.

    В-четвертых, в систему политической власти входит и материальное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила — целая совокупность органов материального принуждения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности.

    И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. При помощи деления государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

    Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство
    51.Духовная сфера общественной жизни.

    Духовные явления– компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества .Явления сознания– не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства – производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) – предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

    Духовная жизнь общества– это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

    Духовная культура– лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

    В самом широком смысле этого слова культура – развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура – одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура – исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

    Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно - экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве – нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

    В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

    Главная цель, функция духовной культуры – формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция – формирование познавательных способностей личности.

    При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем – не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.

    Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
    52.Общественное сознание как философская проблема.

    Структура общественного сознания

    Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство.

    Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Общество не могло бы без человеческого разума просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

    Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

    Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности), конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания.
    53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.

    Философская антропология (греч. человек и учение, слово)

    1) Философское учение о человеке, получившее широкое развитие в последние годы, некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая на вопрос «что такое человек», синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира.

    2) Течение в совр. буржуазной философии. Представители Философской антропологии - Г. Хенгстенберг, А. Гелен, П. Ландсберг, Э. Ротхакер и др. - ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, видят в философии учение «о сущности и сущностной структуре человека», «о человеке с точки зрения самого бытия человека». Анализируя «субстрат» и «сущность» человека, представители Ф. а. сводят субстратную сторону к сущностной или, наоборот, сущностную - к субстратной. В рамках подобной интерпретации прослеживаются биологическая и функционалистская ветви совр. Ф. а. Сторонники биологического варианта подменяют понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плане идеалистического натурализма и биологизма.

    Сторонники функционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека в системе капиталистических отношений и интерпретируют эти отношения в духе идеалистического символизма. Обращение «антропологов» к этим проблемам - гносеологический источник возникновения частных дисциплин: от «культурной антропологии» Кассирера, М. Ландмана до «медицинской антропологии» Р. Христиана и В. Вайцзекера. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистенциализма в рамках Ф. а. порождает иллюзорную модель человека как «устремленной к себе индивидуальности», социальные связи которой мистифицируются и изображаются в виде зависимостей от «потустороннего» начала. Подобные выводы затушевывают действительные социальное классовые антагонизмы. Смысл жизни человека, как правило, выводится из «вневременного» смысла, нередко трактуется в откровенно религиозном плане. Антинаучные и политически реакционные идеи Ф. а. оказали существенное влияние на содержание совр. философского ревизионизма. Отождествление «подлинного» марксизма о учением о «тотальном человеке» - теоретическая основа «философии надежды» Э. Блоха, «рбстрактно-го гуманизма» Э. Фишера и т. п. Все варианты буржуазной Ф. а. противостоят подлинно научному представлен нию о человеке в философии марксизма-ленинизма.
    54.Проблема сущности человека в истории философии.

    1. Первые представления о ч. возникают задолго до появления ф-ии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени

    Античная ф-я: Алкмеон первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской ф-ии, а самопознание ч. выступает в ней главной целью ф-ии. Платону принадлежит идея о том, что ч. есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает ч. человеком. От качества души зависит общая характеристика ч. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана

    Важнейшее достижение Аристотеля в ф-ом понимании ч. связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Ч. есть общественное животное." Ч. - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

    2. теология: Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде. «Нельзя допустить, чтобы ч-к жил «по человеку» В ч-ке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь следуя святому писанию. Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм.

    3. Новое время. В это время достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как специфичную машину, которая заводится аналогично часовому механизму. Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.

    В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:

    углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

    2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

    3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта