философия 3. 1. Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия
Скачать 148.83 Kb.
|
Эпикуреизм – этическое учение, где анализируется наслаждение и проповедуется атараксия(безмятежность,4век до н.э). Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую жизнь, свободную от человеческих страданий. Этику Эпикура можно назвать этикой свободы. Эпикур переработал атомистическое учение Демокрита и ввел новый метод – способность атомов самопроизвольно незначительно отклоняться при движении. По Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев препятствия к счастью – главные страхи перед смертью, богами. Эпикур считал: цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в безмятежности души (атараксии). Неоплатонизм – 2-3 века н.э. основатель Плотин. Центр мира – единое. Источник «божественного света».Эмонация – единая, испускает божественный свет. Главная задача, Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного единства как начала всякого бытия все остальное, что существует в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Мыслитель полагал, что задача эта религиозная теософская. Решается она путем мистического богопознания. Однако средствами для этого служат философия и диалектика. Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном из Китиона в 3 в. до н.э. Высшей целью человека он считал счастливую жизнь, согласную с природой человека как существа свободного и разумного. Путь к счастью же у него лежит через апатию – спокойствие духа, искоренение страстей, достигаемое самовоспитанием. Стоики ввели понятие фатума (рока). Человек не властен изменить свою судьбу, но он властен в своем отношении к ней. Стоики учили одинаково спокойно переносить и радости, и невзгоды. 12.Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья. Средневековая философия - это философия феодального общества 4-14 века. Основные этапы: 1)апологетика(3-4 века) – защищающее христианство от язычников. 2)патристика(5-8 века). Она имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. 3)схоластика(9-14 века), когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инакомыслия. Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Характерные черты средневековой философии: 1)монотеизм (единобожие); 2)креационизм (учение о творении); 3)экзегетика(толкование священных текстов); 4)эсхатология (учение о грядущем конце света); 5)провиденциализм (божья воля, контроль бога над миром);6)теодицея(оправдание всемогущего бога); 7)теоцентризм (бог в центре философских размышлений). Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваиваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин. С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот. Основные проблемы: 1)соотношение веры и разума(философия и религия): -они друг другу чужды; -они друг друга заменяют; -двойственность истин; 2)проблема доказательства бытия бога (схоластика-Кентерберийский, неотомизм -Аквинский) 3)проблема универсалий: -реализм (кентерберийский,аквинский) -номинализм (росцелин,оккам) -концептуализм (абеляр) 13.Философия Августина Блаженного. Аврелий Августин (Блаженный)— христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. основные положения философии Августина Блаженного: • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир; • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога. 14.Философия Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, ученик Альберта Великого. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: он является перводвигателем, первопричиной, необходимым началом всего, высшим совершенством, задает всему сущему цели. Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального. Он считал, что любая вещь есть форма (идея), которая обрела материальное воплощение по воле Бога. Суть любой вещи – единство формы и материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя - всего лишь вместилище различных форм, и притом неустойчивое. Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека. Основной принцип философии Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма - теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки "синтезировать" систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др. 15.Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения. Наиболее общая отличительная черта философии возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания. Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм. Гуманизм выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической этики Возрождения. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. Основные черты: -антропоцентризм(мировоззрение,оценивающее мир через человека; -гуманизм(система взглядов,выражающих признание ценноссти человека как личности); -пантеизм(всебожье); -гелиоцентризм(солнце-центр вселенной); -секуляризация(освобождение от религии и церковных институтов); -индивидуализм(начало зарождения капитализма). Направления: 1)гуманистическое(Ф.Петрарко,Д.Алигъери, Д.Бокаччо) 2)натурфилософское(Бруко,Г.Галилей,М.Коперник) 3)неоплатоническое(Н.Кузанский) 4)реформационная( М.Лютер,Ж.Кальвин, Т.Мюнцер) 5)политическая(Н.Макиавелли,Ж.Беден) 6)утопическая(Т.Кампанелло, Т.Мор) 16.Новоевропейская философия: учения Ф. Бэкона и Р. Декарта. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Английский философ и политический деятель Френсис Бэкон был родоначальником эмпиризма. 1)индукция и дедукция, 2)способы познания мира, 3)борьба с заблуждениями. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер – там, где она остается схоластической (умозрительной), она неистинна. Бэкон говорил: схоластик плетет удивительную по тонкости нить, но абсолютно пустую и непригодную. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность (Знание – сила!). Именно он основал методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог господства человека над природой..Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из анализа, наблюдения, сравнения, эксперимента. Опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от «призраков», т.е. заблуждений и помех для познания. Призраки рода – это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. Призраки пещеры – субъективизм в познании, зависящий от воспитания, вкусов. Призраки рынка – привычки пользоваться расхожими представлениями о мире без критического отношения. Призраки театра – слепая вера в авторитеты. Если Бэкон разрабатывал метод эмпирического, опытного познания природы, то Рене Декарт, наоборот, поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Последний предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, определяющих результаты познания (большинство оснований математики и логики). Он механистически смотрел на Вселенную, природу, животных (считал их сложными машинами). Человек же обладает разумом и выходит, таким образом, за пределы действия законов механики. Декарт решил вопрос о возможности достоверного знания так: «Поняв, что меня обманывает злой обманщик, я начинаю во всем сомневаться. Но я не могу сомневаться, что существует мое сомнение, моя мысль». Отсюда – «Я мыслю, следовательно, я существую!». Сомнение ведет к утверждению возможности достоверного знания, а достоверность мысли ведет к достоверности бытия вещей. В эпоху нового времени акцентрируется проблема субстанции(это закономерные следствия натурфилософии).Субстанция – то из чего все состоит и в своем существовании ни в чем кроме себя самой не нуждается. субстанция: 1)монизм(Б.Спиноза), 2)дуализм(Р.Декарт): мыслящая+протяженная, 3)плюрализм(Г.Лейбниц): монодология. 17.Философская мысль эпохи Просвещения: механистический материализм и атеизм. Философия просвещения относится к XVIII в. Крупнейшими представителями французского просвещения были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др. Они выступали против абсолютизма и феодализма. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами. Дидро, Гольбах Гельвецин, Ламетри были материалистами. Крупнейшим произведением французского материализма была книга Гольбаха "Системы природы". Основные положения: Природа - вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находится в движении. Движение происходит в пространстве и времени. В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики. Человек продукт среды и воспитания. Человек в своей жизни руководствуется эгоистическим интересом. Интерес - движущая сила. Религия есть плод невежества. Необходимо просветить народ, распространить в обществе научное мировоззрение, и по мере расширения знаний о природе религия будет угасать, когда человек раскроет все тайны природы, религии придет конец. Философия просвещения- французское просвещение: 1)деизм – бог все больше переходит во внутренний мир человека – Вальтер, Де-Монтескье, Ж.Руссо, Э.Кондильяк. 2)атеистическо-материалистическое направление – Д.Дйдро, Гельвецкий, Гольбах, Ламетри. 3)французский утопический социализм – Сен-Симон, Р.Оуэн,Ф,Бабёф, Ф.Фурье.Общество возможно переустроить на основе равенства и соц-х проявлений. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. 18.Философия И. Канта. Кант: теория познания, этика. Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоначальник немецкого классического идеализма, основатель так называемого критического идеализма. В 1770 состоялся переход Канта к воззрениям критического периода; в 1781 появилась "Критика чистого разума"(что я могу знать), за ней были опубликованы "Критика практического разума"(1788)(что я должен знать) и "Критика способности суждения"(1790)(на что я могу надеяться). В них последовательно излагались: "критическая" теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах "критического" периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии ("метафизики") до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательских способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступно нашему пониманию: последнее возможно только относительно "явлений"(феномен), т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Кант считал, что разум по природе антиномичен, т.е. раздваивается в противоречиях(«Бог есть-Бога нету», «Человек свободен-Человек не свободен». Однако противоречия все же лишь кажущиеся. Решение загадки - в ограничении знания в пользу веры, в различении "вещей в себе" и "явлений", в признании "вещей в себе" непознаваемыми. Это учение об антиномичности разума служило у Канта основанием для дуализма "вещей в себе" и "явлений" и для агностицизма. При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокатианство, Этический социализм, Марбругская школа, Баденская школа). Учение Канта о категорическом императиве. Человек по Канту, есть высшая ценность.(человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем: поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя; относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне; к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов. вывод: человек для человека не должен быть средством, а должен быть целью. 19.Философия Г.В.Ф. Гегеля. Гегель - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии. В целом философия Гегеля своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказались двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с другой - консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Итоговой системой философии он называет собственный абсолютный идеализм. Гегель уверен, что вся история философии представляет собой последовательное раскрытие содержания Абсолюта. Смена философских систем в идеале соответствует «последовательности выведения логических определений идеи». По его мнению, нет ложных философских систем, есть лишь более или менее адекватные теории Абсолюта. Философия имеет также важное социальное значение. Гегель говорит, что она «есть ее эпоха, схваченная в мысли». Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютная идея в своем развитии проходит три этапа: 1.развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика; 2.развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы; 3.развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа. Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в "Науке логики". В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. законы диалектики : 1.закон перехода количественных изменений в качественное и наоборот(как?) 2.закон единства и борьбы противоположностей(почему?): а)сущность – явление; б)содержание – форма; в)общее – единичное. 3.отрицания-отрицания(куда?) 20.Антропологический материализм и атеизм Л. Фейербаха. Одной из самых заметных попыток перевернуть Гегеля «с головы на ноги» стала философия Людвига Фейербаха (1804— 1872). Подобно Гегелю, Фейербах уделял много внимания теологическим вопросам. Однако он не считал, что Бог обладает реальным существованием. Дух вообще вторичен, первична же Природа. Божественный дух есть лишь проекция родовой человеческой сущности, образуемой разумом, волей и «сердцем», т. е. эмоциями. Совершенствование представления о Боге, считал Фейербах, не проходит бесследно для человека. Чем более совершенным мыслится Бог, тем менее совершенным кажется себе человек. Религия в своем развитии словно вычерпывает человеческую природу из человека, превращая его почти в ничто, сосуд греха и тления. Однако этот процесс не может длится вечно. Наступает время, когда люди начинают понимать, что Бог есть их собственная сущность, исторгнутая из них и помещенная ими же на небеса. И осознание этого обстоятельства создает предпосылки для преодоления отчуждения человека от самого себя. Отчужденная человеческая сущность должна быть совлечена с небес и возвращена самому человеку. Это не означает отказа от религии. Она остается, но становится религией человека. Человек должен стать Богом другому человеку. Божественность человека может проявиться лишь в «диалектике Я и Ты», выявляющей его родовую природу. Главным «родовым» отношением между людьми Фейербах считал любовь между мужчиной и женщиной. Он придавал любви фундаментальное значение. Именно любовь, по мнению Фейербаха, лучше всего опровергает солипсизм, т. е. может свидетельствовать о существовании бытия за пределами Я. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. Спекулятивное же мышление, по Фейербаху, вообще бесполезно. «Моя философия, — говорил он, — в том, чтобы не иметь никакой философии». Иными словами, «истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей».Антропология Фейербаха стала переходным пунктом от спекулятивной метафизики первой трети XIX в. к марксизму и философии жизни, доминировавшей наряду с позитивизмом в культурном пространстве Европы второй половины XIX столетия. 21.Основные положения философии марксизма. Материалистическая диалектика : Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики. Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика". Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам. Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода". Марксистская диалектика включает в себя: * Представление о мире как целостной системе. * Учение о связях и отношениях между частями мира как целого. * Проблему развития мира в целом и его частей. * Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания. Основные философские идеи марксизма: * Идея практики; * Идеи и принципы материалистической диалектики; * Диалектико-материалистическое понимание истории; * Концепция отчуждения. Способы материального производства, характерные для различных времен и народов, не произвольны, а типичны и могут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Основание для такого заключения Маркс приобрел через внимательное изучение мировой истории. Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять: * Первобытнообщинный. * Рабовладельческий. * Феодальный. * Капиталистический. * Коммунистический. Развитие материального производства, переход от одного его способа к другому осуществляется за счет противоречия между основными производительными силами и производственными отношениями. Вокруг способа материального производства складывается целая система отношений, которую Маркс и Энгельс назвали "общественно-экономической формацией". Этих формаций столько же, сколько и способов материального производства. Любая формация имеет два уровня: базис - то есть, первичные и определяющие отношения и надстройку - вторичные, зависимые структуры общества. Базис охватывает производственные отношения, а надстройка - это система идеологических институтов и отношений. Человеческая история, как следует из вышесказанного, это не чехарда спонтанно возникающих и исчезающих народов, событий, героев, а совокупность общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в результате качественных изменений в способе материального производства. Несмотря на объективный характер человеческой истории, она является все же человеческой историей, и поэтому сами люди активно ее делают. Это относится и к так называемым "великим личностям", и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Поэтому положение о классовой борьбе как движущей силе истории также входит в материалистическое понимание истории. 22.Становление иррационалистической философии: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Иррационализм (от латинского «irrationalis» - неразумный) ограничивает или отрицает верховенство разума, признавая доминирующим нечто иное: волю (волюнтаризм) А.Шопенгауэр, Ницше, чувства, интуицию (интуитивизм) Анри Бергсон, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п. Родоначальником считается С. Кьеркегор (1813-1855 гг.), утверждавший, что у каждого своя внутренняя сущность. У А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.) мир дан человеку в качестве единства-взаимодействия воли и представления – по сути эгоистичных, как всякая «жажда жизни». Окружающие нас люди-эгоисты составляют «наихудший из миров», где индивиды теснят и притесняют друг друга. История не имеет смысла, будущее ужасно, истинная мудрость – абсолютный пессимизм. Но человек, жаждущий освободиться от мирских соблазнов и страданий, может это сделать с помощью строгой аскезы (умерщвления желаний) – аналога буддистской нирваны. Ф. Ницше (1844-1900 гг.) яркий представитель так называемой «философии жизни». Отличал две тенденции присущие разным людям: «дионисийское начало» (естественное буйство жизни) и «аполлоновское» (нудная и примитивная упорядоченность). Преобладание первого начала делает человечество сильным, развивающимся. Преобладание второго признак деградации и беспомощности. Проповедовал культ сильной личности и господство сверхлюдей, движимых «волей к власти». Основными положениями зрелой философии Ницше являются: -все существующее есть воля к власти, могуществу; -сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм. 23.Философия позитивизма и ее эволюция. Философия позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер, Д.Милль). — направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием. Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма(теологическая) – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа(метафизическая) П.— эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. Возникновение и формирование новейшего позитивизма(позитивная), или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др.). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук. 24.Философия экзистенциализма и ее разновидности (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.). Экзистенциализм – философия человеческого существования. основные экзестенциалы: Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, М.Хайдегер, А.Камю, Жак-Поль Сартр. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Исходным пунктом рефлексии Ясперса служит тезис о непознаваемости человеческого бытия методами как позитивистской, так и спекулятивно - идеалистической доктрин. И та, и другая подразумевают, бытие как объект познания, что противоречит самой его природе: бытие не может быть объективировано. Человеческое бытие имеет две стороны. Объективизированное " бытие-в-мире ", философствование, в пределах которого есть "ориентация в мире". Высвечивающееся в пограничных ситуациях - подлинное бытие. Экзистенция есть свобода. Важнейшая мысль Ясперса - возможность подлинного обращения людей, экзистенциальной коммуникации между ними независимо от исторических, социальных и культурных корней. Она обосновывается идеей "осевого времени" времени расцвета античной и восточной культур. По мнению Ясперса, в истории действует идея единства, однако полное объединение человечества никогда не будет завершено. Жан Поль Сартр (1905 - 1980), французкий философ, политический деятель, представитель атеистического экзистенциализма. Излагал свои философские взгляды в форме художественных произведений. Применил феноменологический метод для описания человеческой и межличностной коммуникации сознание есть " ничто", дыра в бытии, животворящая пустота, наполненная свободой, мыслями творчеством. Поэтому сознание - это отрицание всякой определенности, детерминации. Бытие и ничто объединены в человеке, в результате он обречен на противоречия, стремится к полноте бытия, но при этом хочет сохранить свободу и сознание. Сартр говорит о " фактичности " человека, о том, что он находит себя в определенной обстановке, но фактичность преодолевается у него свободой, не имеющей границ. За свой свободный поступок человек несет ответственность только перед самим собой. Человек, согласно Сартру, бытийно одинок, человеческое общение - всегда борьба за господство над другим "Я", и любовь, как таковая, не осуществима. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man» (немецкое безличное местоимение): это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все — «другие», и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности. Поздний Хайдеггер в поисках подлинного бытия все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзен-буддизму, с которым его сближала тоска по «невыразимому» и «неизреченному», а также склонность к метафорическому способу выражения. 25.Философия постмодернизма. Ж.Деррида, Ж.Делёз,Ф.Гвантари, Ж.Лакан, Ю.Кристева, Г.Маркузе, М.Фуко. Постмодернизм (после современность), он же «поставангардизм», он же «новая критика» – разнообразная критика культуры, сформировавшейся ко второй половине XX века. Наиболее известные постмодернисты – французские философы Ж. Деррида (1930-2004 гг.), Ж.Ф. Лиотар (1924-1998 гг.) и М. Фуко (1926-1984 гг.). Первоначально постмодернистов интересовала только искусство, но потом они распространили свой подход на всю культуру, пренебрегая любыми запретами-барьерами и применяя «иронию в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии». Основные положения постмодернизма: 1)вместо образа «дерево» как культуры появляется «ризома» (образ грибниц); 2)в центре культуры постмодерна понятие масса; 3)фрагментированность личности; 4) консформизм(соглашательство); 5)приоритет личного перед общественным; 6)бегство от реальности,от виртуальности; 7)неопределенность: либо веришь всему, либо веришь ничему; 8)массоопустошение: разрушение всех ценностей. Постмодернисты исходят из неповторимости всего и вся. Человеку же посильна только «имманенция» интерпретация и сведение воедино небольшого числа частностей. Причем любое обобщение («концепт») считают разновидностью «игры» (дискурсом). Мол, человеческий ум развлекается, собирая факты воедино, то так - то этак ради самоудовлетворения, не особо заботясь о подлинном единстве соединяемого (мнимые единства «симулякры»). Философия для постмодернистов разновидность «свободной светской беседы», не претендующей на какую-то объективность и ценящейся за разнообразие мнений и стилей. Единственное требование - не выпячивать себя, навязывая собственные взгляды. Радищев.'>26.Становление российской философии: Г.Сковорода, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев. Ломоносов: отстаивал деизм, он считал, что мир материален и развивается по внутренним законам, но сотворил его Бог и придал ему толчок. В гносеологии придерживался концепции двух истин: вера и знание имеют свои сферы, но они не должны входить в противоречие, должно быть согласие. Оценивал значение опытной науки, но указал на тесную взаимосвязь с разумом. Развивал атомистические идеи античности. Выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы – молекулы, состоящие из атомов (неделимые частицы, имеющие различное строение и способные образовать однородную молекулу вещества). Ему принадлежит идея механической природы теплоты, он говорил, что частицы горячих тел вращаются быстрее, а более холодные – медленнее. В отличии от Локка он считал, что первичные и вторичные качества существуют объективно и зависят лишь от физических свойств, составляющих их корпускулу. В теории познания обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований, эмпирическое – это руки, а теоретическое – это глаза ученого. Уделял значительное внимание проблемам логики, которую он ставил в связь с риторикой. Ему принадлежит мысль об объективном содержании логических форм: слова служат для обозначения идей, подлинные вещи или действия изображающих. Радищев: заложил основы русской философии – антропологии: не следует резко разделять тело и душу человека, надо рассматривать их в единстве; оценивал качество человека, обладание интеллектом, стремление к самосовершенствованию самого себя; указывал на цель жизни: стремление к совершенству; сформулировал идею бессмертия души – цель, которой необходима человеку для его нравственного совершенствования. Поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель непостижимой, т.к. разумно полагать, что после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенное и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Главный аргумент тезиса о бессмертии души – закон сохранения энергии (силы). Если в природе невозможно исчезновение силы, то и душа, будучи одной из совершенных сил, не исчезает бесследно. Основные направления интерпретации философии Г. Сковороды: - Г. Сковорода как философ XVIII века: идейный аспект – связь с могилянской культурой, украинским барокко, античной литературой, немецкой мистикой; культурно-психологический и социально-исторический аспекты: старчество и традиция странствующих учителей, кобзарей, связь с сектантскими и другими течениями – масонами, хасидами. - Манера письма и мышления Г. Сковороды, мистические, диалектические, структуралистские и т. п. прочтения текстов Сковороды. - Учение Г. Сковороды и религия, его теология, мистика, экзегетика, отношение к церковной традиции. Антропология Г. Сковороды. - Г. Сковорода и философские традиции: Г. Сковорода – платоник, философ сердца, родоначальник и/или типичный представитель национальных философских традиций. Список этих направлений остается открытым, каждое из них часто включает не только определенные исследования, но целые исследовательские традиции. В каждом из них философские интерпретации неотделимы от историко-философского истолкования фигуры Г. Сковороды 27.Антропологическая и религиозная направленность философских учений Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. |