Главная страница
Навигация по странице:

  • Л.Н. Толстой

  • 28.Философия В.С. Соловьева.

  • 29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли ХХ в. (С. Л. Франк, Н. А. Бердяев).

  • 30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

  • 31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия

  • Категория

  • Основные формы бытия

  • 32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.

  • При этом материю распределяют по классам или формам движения следующим образом

  • Характерные черты материи

  • 33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.

  • 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.

  • философия 3. 1. Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия


    Скачать 148.83 Kb.
    Название1. Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис. Философия
    Дата13.05.2018
    Размер148.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 3.docx
    ТипДокументы
    #43553
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека.

    Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная ориентированность философское осмысления судеб русской истории, противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и рабством, Христом и Антихристом. В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь

    человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души, пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным путем, без коренных социально-политических потрясений.

    Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра

    и зла. А потому человек в любых условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в себя нравственное наказание.

    Л.Н. Толстойсоздал особую религиозно-философскую доктрину толстовство. 

    Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни – самосовершенствование. Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу. 
    Государство – отживающий институт. Поскольку оно является аппаратом насилия, оно не имеет права на существование.

    Необходимо ослаблять государство, игнорировать его, не участвовать в политической жизни и т.д.
    28.Философия В.С. Соловьева.

    Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

    западноевропейской и восточной мысли. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее

    понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом - всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

    ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого

    сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего, посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром

    всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством.

    Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма. В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединениекатолической и православной церквей. Русская идея - исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной) - единение церкви, государства и общества. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир. знание раскрывает внешнюю сторону явлений,

    рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

    государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

    под эгидой католического Рима.

    29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли ХХ в. (С. Л. Франк, Н. А. Бердяев).

    Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческуюбуддийскую и индийскую философию, каббалу,неоплатонизмгностицизммистицизмкосмизмантропософиютеософию и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

    1)царство духа,

    2)царство природы,

    3)объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

    4) трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

    Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

    Франк считал, что есть серьёзные философские и логические аргументы против субъективного идеализма. Субъективный идеализм исходит из «я», которое стоит в центре мироздания. При диалоге с миром человек открывает в себе нечто — то, что можно назвать «ты». Но есть и иное — то, что мы называем «мы».

    Подобно своим предшественникам, Сергею Трубецкому и Соловьеву, Франк подчеркивал, что человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальноепознание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство. Мы живем не на изолированных островах, а на едином материке. И вот этот-то материк, который объединяет всех нас, и есть последний и подлинный предмет познания. Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину. Позднее немецкий философ Пауль Тиллих писал, что Бог — это не небо над нами, а глубина бытия. Однако первым это сказал Франк.

    В 1917 Франк выпускает книгу «Душа человека», которая потом не раз выходила на иностранных языках. Франка переводили на многие языки, включая японский, чешский, польский, немецкий, английский; естественно, он и сам писал книги на этих языках. В этой книге блестяще анализируется вопрос о единстве духовной жизни, которую нельзя разрезать, нельзя разделить. Это единство касается не только нашего «я», но и того поля, в котором находятся те «я», к которым мы обращены. То есть «я», потом «мы» и, наконец, некий таинственный субстрат, который и есть непостижимое.

    Вместе с тем Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно.
    30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

    Русский космизм   это комплекс научных, философских и художественных идей. Философская основа разработана Федоровым естественнонаучные модификации – Вернадским, Циолковским, Чижевским и др.Н.Ф. Федоров (1829-1903 гг.)   русский библиотекарь. По его мнению, Бог замыслил нетленный и упорядоченный мир (космос), а орудием воплощения этого замысла избрал человечество. А потому все люди должны объединиться и всевозможными способами, в том числе постигая законы природы, изобрести средство для обретения бессмертия живущими и воскрешения умерших. А уже обретя жизнь вечную, самоусовершенствоваться и превратить Вселенную в единое и гармоничное целое   царство справедливости, нравственности, красоты, истины. Личное же спасение, как его проповедовала официальная церковь, Федоров считал эгоистичным и безнравственным, не способным объединить человечество.

    Развитием идей космизма о единстве человека и космоса считается учение минеролога В.И. Вернадского (1863-1945) о биосфере – живой оболочке Земли, постепенно превращаемой людьми в ноосферу   искусственную оболочку, формируемую осмысленной деятельностью людей (больше всего наукой и техникой). Вернадский много внимания уделил описанию взаимодействия 7 элементов биосферы (живого, произведенного живым, неживого, созданного взаимодействием живого с неживым, радиоактивного, рассеянно-атомарного, космического). Жизнь он считал переносимой с планеты на планету, ибо живое, по его мнению, не может возникнуть из неживого.

    Ученый-самоучка К.Э. Циолковский (1857-1935 гг.) развивал «космическую философию», планируя полеты за пределы Земли с помощью ракет и доказывая, что природные стихии и разум в равной мере стремятся к вселенской гармонии. Полагал, что люди благодаря науке станут бессмертными, как атомы, но при этом преобразуют себя в некие «растения-животные», способные улавливать и использовать энергию света и заселять все звездные миры.

    31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия

    Онтология (от греческого) – учение о существующем, бытии вообще. В качестве самостоятельного раздела философии ее ввел Х. Вольф (1730 г.). Здесь изучается: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время, качество, количество, мера, первоэлементы (элементарные частицы). Цель   поиск начала (начал), объединяющего(их) все вещи. Относительно каждой вещи прежде всего выясняется: что или кто это, где оно, когда, почему и откуда?

    Онтология выступает средством создания «картины мира»:

    1)религиозная(бог и человек),

    2)философская(это есть совокупность обобществленных системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека),

    3)научная(1.частная научная картина мира,2.общ.научная картина мира(концепции современного естествознания)).

    Осмысление картины мира в философии осуществляет его в разделе онтология. Происходит это с помощью предельно-общих понятий.

    Категория:

    Бытие – небытие

    Нечто – ничто

    Субстанция – это единая первооснова мира, проявляющаяся во множестве предметов. Это то, что в своем существовании ни в чем кроме себя самой не нуждается:

    Нечто(идеальное) или нечто(материальное) и все это – монизм(учение о том, что бытие имеет одно начало – идею или материю), дуализм(учение, признающее равноправие двух первоначал бытия: духа и материи), плюрализм(учение о том,что бытие имеет множество начал).

    Основные формы бытия:

    ) бытие материального(бытие природы, бытие второй природы),

    2)бытие социального,

    3)бытие виртуального,

    4)бытие человеческого,

    5)бытие идеального.

    При более детальной классификации выделяют следующие формы бытия:

    1) бытие вещей, естественных процессов и состояний (онтология природы или первой природы),

    2) бытие человеческих произведений, духовных и материальных (онтология культуры или второй природы),

    3) индивидуальное бытие человека (онтология человека или антропология),

    4) бытие социальное (онтология общества или социальная онтология).
    32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.

    Онтология выступает средством создания «картины мира»:

    1)религиозная(бог и человек)

    2)философская(это есть совокупность обобществленных системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека),

    3)научная(1.частная научная картина мира,2.общ.научная картина мира(концепции современного естествознания).

    Осмысление картины мира в философии осуществляет его в разделе онтология. Происходит это с помощью предельно-общих понятий.

    Категория:

    Бытие – небытие

    Нечто – ничто

    Субстанция – это единая первооснова мира,проявляющаяся во множестве предметов.Это то, что в своем существовании ни в чем кроме себя самой не нуждается:

    Нечто(идеальное) или нечто(материальное) и все это – монизм,дуализм,плюрализм.

    Материя (от латинского «materia»   вещество) – это есть философская категория для обозначения объективной реальности,которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,фотографируется,отображается нашим ощущением, существование независимо.

    Виды материи:вещество,плазма,поле,антив-во.

    Уровни:микромир,макромир,мегамир.
    Согласно современной научной картине мира материи присуще свойства: несотворимость,неуничтожительность,бесконечность, объективность.

    Этапы эволюции представлений о материи таковы:

    1) материя - вещественное начало мира, совокупность первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух, атомы и т.д. (древние греки);

    2) материя - носитель («субстрат») свойств: телесности, силы-энергии, инертности-массы, протяженности, плотности, неделимости, непроницаемости и т.д. (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);

    3) материя - объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм);

    4) материя - общее название для всех видов веществ или же умозрительная фикция, удобная для обозначения всех источников ощущений (нынешняя философия и наука).

    Современная наука представляет материю как очень сложную и бесконечно разнообразную систему. При этом материю распределяют по классам или формам движения следующим образом:

    1) механическая,

    2) физическая,

    3) химическая,

    ) биологическая

    5) социальная.

    В основе данной классификации: единство структурного элемента (материального носителя), однотипность взаимосвязей, уровень сложности.

    В неживой (неорганической) природе иерархия материальных структур от простейших к сложнейшей такова:

    вакуум – субэлементарные частицы (кварки и лептоны) - элементарные и ядерные частицы (электроны, позитроны, протоны, нейтроны и т.д.) - атомы и поля - молекулы (микрочастицы) - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики – метагалактики – Вселенная в целом.

    В живой (органической) природе уровни сложности таковы: протоплазма (нуклеиновые кислоты и иные доклеточные формы) - клетки - одноклеточные организмы - многоклеточные организмы (растения и животные) - виды (популяции) - биоценозы – биосистема (биосфера, биогеоценоз, экосистема) в целом.

    Социальную систему делят на подсистемы так:

    человек - семья – коллектив - социальная группа, слой или страта - класс - государство - нация или этнос - межгосударственный или межэтнический союз – человечество в целом.

    Характерные черты материи:

    1.способность к самоорганизации.

    2.способность к отражению(способность оставлять при взаимодействии с объектом следы).
    33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.

    Материя существует в двух формах :

    1.Пространство – это форма существования материи характеризующаяся протяженностью и объёмом.

    2.Время – это форма существования материи, характеризующаяся последовательностью и длительностью.

    Пространство и время становится единым четырехмерным континиумом благодаря движению – это разработал Эйнштейн. Пространство и время рассматриваются как основные формы существования материи: материя не существует вне времени и пространства, и наоборот.

    Движение – это способность материи изменяться, переходить из одного состояния в другое.

    Всеобщими свойствами пространства и времени считают их безграничность, относительность, единство прерывности с непрерывностью или конечности с бесконечностью, размерность (измеримость в эталонных единицах), изотропность (соразмерность   каждый метр или час равен любому другому метру или часу). Отличительное свойство времени – необратимость («стрела времени»). Пространство трехмерно, а время одномерно. Однако некоторые современные ученые допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.

    Основные концепции пространства и времени:

    1) субстанциональная:

    пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).

    2) реляционная:

    пространство и время взаимозависимы (якобы Аристотель, якобы Лейбниц и Эйнштейн). Эта концепция характерна для неклассической физики, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина - ширина - высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.

    Кроме того: одни философы говорят, что время движется по огромному кругу абсолютно точных повторений, а другие – «ничто не повторяется в точности», третьи   «кое-что частично повторяется».

    34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта