ФИЛОСОФИЯ. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
Скачать 81.88 Kb.
|
Глава 8. Марксистская философия 181 представления о ней, соотношение материи и движения, толко- вание пространства и времени как форм существования материи, а также соответствующие положения о познании мира, объек- тивной, абсолютной и относительной истине, о роли практики в познании и т.д. В своих работах основоположники марксизма ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Это означало придать диалектиче- скому материализму законченный вид, достроить его «доверху». В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстает как универсальный, применимый к явлениям не только природы, но и общества. Как писал Энгельс, задача состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с «материалистическим основанием» и перестро- ить ее соответственно этому основанию1. С точки зрения марксиз- ма таким материалистическим основанием науки об обществе явля- ется опять-таки практика как общественная преобразующая дея- тельность людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, способе производства материальных благ и склады- вающихся на его основе производственно-экономических отноше- ниях между людьми. Все эти факторы прямо или косвенно воздей- ствуют на содержание познавательной деятельности людей и в ко- нечном счете на все стороны их общественной жизни. Оторванная от практики теория выступает как набор идеали- стических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается в мистику. Но и такая теория имеет свои корни в соответствующих условиях практической деятельности людей — объективных и субъ- ективных, прежде всего, в неразвитости самих этих условий, а так- же в неадекватном их понимании, что и ведет к мистификации действительности. В то же время в практике заложены возможности преодоления ложных теорий, различных иллюзий и мистики. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики, — утверждает Маркс2. Он по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие тео- рии и практики. Формируясь под влиянием условий практической деятельности людей, теория в свою очередь оказывает влияние на практику. И это ее влияние может быть весьма существенным. Это 1 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т.21. С. 289. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 3. Диалектическое взаимодействие теории и практики. Социальная функция марксизма относится к философским, естественно-научным, социальным и другим теориям. Маркс неоднократно высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда она овладевает мас- сами. А это происходит в том случае, если теория выражает интере- сы масс. Практическое назначение своей теории Маркс выразил вполне определенно: Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его1. Изменить мир в своих интересах должен, по Марксу, пролета- риат. Вооружить его научной теорией революционного переустрой- ства общества — в этом и заключается основная социальная функ- ция марксизма и его философии. Как следует из работ Маркса и Энгельса, они твердо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в соз- нании людей. Формирующиеся таким образом знания людей о ми- ре помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Ранее о воз- можности познания мира писал Гегель, который решал эту пробле- му с позиций идеалистических представлений о тождестве мышле- ния и бытия. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 283. 184 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли Однако, пишет Энгельс, ряд философов, стоящих на позициях агностицизма, оспаривают возможность познания мира или по крайней мере исчерпывающего его познания. К ним он отнес анг- лийского философа Д. Юма и немецкого философа И. Канта, за- метив при этом, что они играли значительную роль в развитии философии1. Указывая на существующие формы агностицизма, то есть раз- ного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская филосо- фия опровергает их. При этом она опирается на достижения совре- менного естествознания, общественных наук и общественную прак- тику, которые убедительно показывают, что люди узнают о мире (природе, обществе, человеке) все больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться. Особенно это относится к со- временному обществу. С точки зрения марксистской философии мир в целом непреходящ, он существует вечно и беско- нечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает вечным бытием. Что касается отдельных явлений, то они появляются и исчезают в разных областях Вселенной. Их суще- ствование ограничено определенным временем и пространством в диапазоне от бесконечно малых до бесконечно больших величин. В любом случае их бытие временно. По отношению к ним уместно применять соответственно понятия «бытие» и «небытие». Взаимный переход бытия в небытие и обратно характеризуется понятием «становление». Бытием обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле, что они существуют. В констатации этого положения в основном нет расхождений между материализмом и идеализмом. При этом понятие «бытие» употребляется в указанном предельно широком смысле. Однако они принципиально расходятся, когда решается вопрос о соотношении материального и духовного. С точ- ки зрения материализма сознание есть отражение материального мира. Оно реально существует, но в то же время оно вторично по отношению к бытию материального мира, производно от него. В данном случае понятие «бытие» употребляется в узком смысле как то, что противостоит сознанию. С точки зрения идеализма созна- ние первично, а материальный мир рассматривается как производ- ный от сознания, вторичный по отношению к нему. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 284. Бытие, материя, сознание Глава 8. Марксистская философия 185 Марксистская философия придерживается последовательно материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления. Бытие, понимаемое в узком смысле, первич- но, сознание и мышление вторичны, производны от бытия, опре- деляются им, хотя в свою очередь могут оказывать на него актив- ное и весьма существенное воздействие. В этом случае понятие «бытие» равнозначно понятию «материя». В предельно широком же смысле понятие «бытие» намного шире понятия «материи», так как указывает еще и на бытие сознания, мышления, духа, на их существование. Энгельс указывает на различные исторические формы материа- лизма, каждая из которых отличается соответствующими представ- лениями о материальном мире. Речь идет об античном материализ- ме, метафизическом материализме XVII—XVIII вв. и о марксист- ском диалектическом материализме. Следует сказать, что до конца XIX в. понятие «материя», по су- ти, не выходило за пределы понятия «вещество» — физическое, хи- мическое, биологическое и т.д. Это стало противоречить проис- шедшим в конце XIX — начале XX вв. открытиям в области естест- вознания, прежде всего физики. В старые представления о материи никак не «укладывались» свойства таких явлений, как электромаг- нитное поле, рентгеновские лучи, радиоактивность и т.п. Анализируя данную ситуацию, Ленин по-новому подошел к оп- ределению понятия материи: Материя есть философская категория для обозначения объек- тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них1. Он исходил из того, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной ре- альностью, существовать вне нашего сознания2. Открытия в области современной физики и других наук дают представления о многих свойствах материального мира. На их основе формируется современная физическая или более широкая естествен- но-научная картина мира. Но все они, по Ленину, подтверждают са- мое общее и самое фундаментальное свойство материи — «быть объ- ективной реальностью», т.е. существовать вне нашего сознания3. 1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131. 2 Там же. С. 275. 3 Там же. С. 275. 186 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли С точки зрения диалектико-материалистической философии ма- терия находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и нет движения без материи. Движение есть способ су- ществования материи. Энгельс указывал на механическую, физиче- скую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи. Это в общем соответствовало уровню развития наук при его жизни. В настоящее время в рамках марксистской философии предлагаются новые классификации форм движения материи. Одна из них предлагает их более широкое деление на неорганическую (неживая природа), органическую (живая природа) и социальную (общество). Указывается, что одно из проявлений движения материи есть развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и появление нового. Это относится к вещам, явлениям и процессам ма- териального мира. Примером этого могут служить возникновение жизни на Земле, появление человека и человеческого общества, развитие самого общества, его материальной и духовной культуры, в том числе и философии, как такой формы общественного созна- ния, в которой люди осмысливают условия своего существования, ставят и решают проблемы смысла своей жизни, ценностей, идеа- лов и т.д. В поле зрения марксистской философии находится и то, что существование мате- рии, движение и развитие ее отдельных образований происходят во времени и пространстве. Она отвергает идеалистические представления о пространстве и времени как ап- риорных формах чувственного созерцания (Кант) или же как кате- гориях, выражающих развитие абсолютного духа (Гегель). Она от- вергла также наивные созерцательные представления древних мыс- лителей и представителей метафизического материализма XVII и XVIII вв. о пространстве как пустом мировом вместилище, в кото- ром движутся различные тела, и о времени как некой оторванной от материальных объектов «чистой длительности». Эти идеи были выражены в так называемой субстанциональной концепции про- странства и времени, сформировавшейся на базе классической ме- ханики Ньютона. В ней идет речь об абсолютном пространстве и абсолютном времени, существующих независимо от материальных тел, как «чистая протяженность» и «чистая длительность», свойства которых неизменны и никак не связаны со свойствами материаль- ных явлений. Диалектический материализм как философия марксизма исхо- дит из представлений об объективном единстве материи, движения, Единство материи, движения, пространства и времени Глава 8. Марксистская философия 187 пространства и времени. Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их сущест- вования. Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания. Выдающийся русский математик Н.И. Лобачев- ский (1792—1856) доказал, что свойства пространства и времени не только связаны со свойствами тех или иных материальных образо- ваний, но прямо зависят от них. Обращает на себя внимание вы- сказывание гениального ученого XX в. А. Эйнштейна (1879—1955) о том, что если бы каким-то чудом исчезли все тела, то исчезло бы пространство и время1. С именем Эйнштейна связана фундаментальная разработка так называемой реляционной концепции пространства и времени. Она не только указывает на объективность и всеобщность пространства и времени как форм существования материальных образований — физических, биологических, социальных и т.д., но и их специфиче- ские свойства. Специфическими свойствами пространства являются его трехмерность, расположенность тел относительно друг друга, симметрия и асимметрия, формы и размеры тел и т.д. К специфи- ческим свойствам времени можно отнести его одномерность, т.е. его течение от прошлого через настоящее к будущему, последова- тельность смены состояний тел, иных явлений и процессов, ско- рость и ритмы их протекания и т.д. Современная марксистская философия в решении обсуждаемых вопросов базируется на выводах теории относительности Эйнштей- на, с точки зрения которой значения пространства и времени изме- няются в зависимости от системы отсчета и от свойств движущихся материальных систем. В настоящее время в марксистской филосо- фии все глубже осмысливаются не только более знакомое всем фи- зическое, но и биологическое и социальное пространство и время, вы- ражающие специфику существования соответственно биологиче- ских и социальных явлений. Как уже отмечалось, понятия «бытие» и «мате- рия» соотносятся в философии с понятием «соз- нание». В философии марксизма сознание толку- ется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окру- жающий их мир материальных и духовных явлений. Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и разви- тия сознания. К первым относится прежде всего способность че- ловеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать 1 См.: Звезда. 1956. № 1. С. 137. Марксистская трактовка сознания 188 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли явления действительности, ко вторым — человеческая предметно- практическая деятельность и речь. В процессе этой деятельности происходит диалектическое взаи- модействие мыслящего субъекта (общественного человека) и разно- го рода объектов, вовлекаемых в орбиту его деятельности, на кото- рые он так или иначе воздействует. При этом объективное содержа- ние деятельности людей и ее субъективное осмысление выступают как две стороны одного процесса. Преобразуя мир, человек осмыс- ливает его, познает свойства многих явлений. В результате разви- ваются его сознание и речь, посредством которой он формулирует и выражает свои мысли. Отражение, одна из форм которого составляет сущностный признак сознания, характеризуется в марксистской философии как всеобщее свойство материи. Отмечаются такие его формы, как ос- тавление физических следов при взаимодействии различных тел и явлений, раздражимость в живых организмах при воздействии на них явлений внешнего мира, в результате чего вырабатывается со- ответствующая реакция организма на эти воздействия, и отражение как возникновение в мозгу человека образов предметов и явлений действительности, которые воздействуют на человека или на кото- рые он воздействует в процессе своей практической деятельности. В последнем случае речь идет об отражении как осознании челове- ком предметов внешнего мира. Отмечается, что их осознание может происходить на уровне эмоций и чувств, интеллектуального осмыс- ления и даже на уровне инстинктов и интуиции. В этом отношении обращается внимание на эмоциональную и интеллектуальную сфе- ры сознания людей, а также на сферу их подсознательного, ирра- ционального восприятия предметов и явлений действительности. В.И. Ленин определял сознание как субъективный образ объек- тивного мира, что вполне выражает марксистскую трактовку созна- ния. Это говорилось им, в частности, по поводу ощущений челове- ка, в которых отражаются отдельные элементы предметов объек- тивной действительности. В восприятиях и представлениях как структурных элементах сознания образы этих предметов выражены более полно. Мыслительные образы даются и в понятиях, в кото- рых отражается сущность явлений. Мысль идеальна. Она отражает предметы и явления объектив- ного мира как их идеальная копия, идеальный образ. Мысли суще- ствуют как проявления внутреннего духовного мира человека. Ма- терия — объективная реальность, а сознание — субъективная ре- альность. Так толкуется проблема сознания и мыслительной дея- тельности человека в марксистской философии. |