ФИЛОСОФИЯ. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
Скачать 81.88 Kb.
|
Глава 8. Марксистская философия 189 Сознание, по словам Ленина, не только отражает объективный мир, но и творит его. Имеется в виду активная творческая роль сознания, его конструктивное, созидательное воздействие на явле- ния природы и общества. Под влиянием творческой мыслитель- ной деятельности, выражающейся, в частности, в больших и ма- лых открытиях, изобретениях, рационализации производственной и иной деятельности, преобразуются природа и общество, совер- шенствуются отношения между людьми. История человечества яв- ляет немало доказательств этого. Здесь можно указать на роль науки, искусства, философии и других форм общественного соз- нания в развитии общества. В марксистской философии познание трактует- ся как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объ- ективного мира — природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает как объективная, так и субъективная реальность. Указывается, что познавательная и мыслительная дея- тельность людей неразрывно связаны между собой, постоянно пе- реходят друг в друга. Их можно разделить только в абстракции в целях их анализа, учитывая при этом характер их связи. Если сознание трактуется как способность практически дейст- вующих и взаимодействующих между собой людей отражать мир и таким способом познавать его и мыслить о нем, то познание — как непосредственный процесс его отражения и воспроизведения в челове- ческих ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях и т.д. Поскольку же познание и сознание неразрывно связаны между со- бой и постоянно переходят друг в друга, то нередко то и другое ха- рактеризуется как отражение человеком явлений действительности. Тем самым фиксируется их общий основополагающий признак. В марксистской гносеологии указывается на сложный и проти- воречивый характер процесса познания. Выделяются такие «ступе- ни познания», как чувственная (познание через ощущения, воспри- ятия, представления) и рациональная (познание путем понятийного мышления, суждений, умозаключений). Подчеркивается диалекти- ческая взаимосвязь данных ступеней познания. Чувственная ступень познания рассматривается как низшая ступень отражения человеком объективного мира с помощью ор- ганов чувств: зрения, слуха, осязания и т.д. Ощущения характери- зуются как отражения отдельных свойств предметов и явлений. В восприятии эти свойства предстают в их взаимосвязи, в силу чего создается целостный образ предметов и явлений. Представление Диалектика процесса познания 190 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли же выражает собой тот факт, что, благодаря своей памяти, человек может воспроизводить в своем сознании отсутствующие в данный момент предметы, если ранее он их видел или воспринимал иным образом. К формам рационального, или логического, мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Понятие предстает как обоб- щение, выделение наиболее существенных свойств тех или иных яв- лений. Таковы понятия формы, движения, энергии, биологической наследственности, общества, человека, культуры и т.д. Смысл поня- тий раскрывается в суждениях, представляющих собой определен- ную связь понятий, составляющую некое утверждение или отрица- ние. Например: «Космос бесконечен», «Наука познает мир», «Чело- век не бессмертен». Наконец, умозаключение характеризуется как логическое дейст- вие, в ходе которого из одних суждений (посылок) выводятся дру- гие. Умозаключения делятся на индуктивные (из нескольких суж- дений делается общий вывод) и дедуктивные (из общих положений делаются частные выводы). Раскрывая взаимодействие в познавательном процессе чувст- венной и рациональной сторон («ступеней») познания, марксист- ская философия так характеризует суть данного взаимодействия. Чувственное познание как бы поставляет первичный мыслительный материал — данные ощущений, восприятий и т.д., который затем осмысливается в формах логического познания. В результате рас- крываются сущность тех или иных явлений, их закономерные связи и отношения. Под влиянием логического мышления совершенству- ется процесс чувственного отражения предметов и явлений дейст- вительности. С позиций признания диалектического единства и взаимодейст- вия чувственной и рациональной сторон познания мира марксист- ская философия подвергает критике как представителей так назы- ваемого сенсуализма, которые основную роль отводили чувствен- ному познанию, так и представителей рационализма, которые ос- новную роль отводили рациональному (логическому) познанию. Как известно, начало рационалистической философии Нового вре- мени положил французский философ XVII в. Р. Декарт, а у истоков сенсуализма того же XVII в. стоял английский философ Дж. Локк. При анализе процесса познания неизбежно встает вопрос об истине. Согласно марксистской философии суть данного вопроса в том, чтобы определить, насколько получаемые знания соответству- ют действительности, т.е. происходящим в мире реальным процес- сам. Она исходит из того, что человеческие знания о мире отража- Глава 8. Марксистская философия 191 ют свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому содержание этих знаний не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества. Так, например, ученый, от- крывший тот или иной закон природы, не выдумывает его, а отра- жает то, что есть в самой природе. Это говорит о том, что содержа- ние человеческих знаний о мире объективно. Это и выражается в понятии «объективная истина». Истина толкуется в марксистской философии как процесс. Это значит, что человеческие знания о мире постоянно развиваются. Познание идет от явления к сущности, далее — к сущности более глубокого порядка, к открытию фундаментальных законов развития тех или иных явлений. Этот процесс отразился в понятиях относи- тельной и абсолютной истины. Относительная истина есть частичное, неполное знание. В про- цессе познавательной деятельности оно может быть дополнено, в чем-то исправлено, стать более полным и глубоким. Под абсолют- ной истиной понимается исчерпывающее знание об объекте или ка- кой-то его стороне. Это знание не опровергается дальнейшим раз- витием науки. К числу таких истин относят, например, выводы науки и философии о том, что явления материального и духовного мира находятся в развитии, что источником развития являются противоречия. Марксистская философия указывает также на конкретность ис- тины. «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», — по- вторял Ленин вслед за Гегелем и Плехановым1. И пояснял: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его сторо- ны, все связи и опосредования»2. Необходимо понять объективную логику развития данного предмета, во многом определяемую харак- тером его связей и отношений с другими предметами. С точки зрения марксизма основой и целью познания является, как уже отмечалось, общественная практика. Она направляет по- знавательный процесс в соответствии с потребностями и интереса- ми людей. На их основе определяются цели познавательной дея- тельности людей. Практика выступает и как критерий истины. В практической предметно-преобразующей деятельности людей про- веряется соответствие их знаний объективной действительности. Становится ясным, какие их представления и теоретические кон- цепции являются истинными, а какие — ложными. 1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290. 2 Там же. С. 290. 192 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли Выделяются такие формы практики, как научный опыт (экспе- римент), производственная и в целом общественно-историческая деятельность людей. Каждая из них выступает как критерий истин- ности соответствующих знаний людей о природных и социальных явлениях, о сущности тех или иных обществ и государств, о на- правлении исторического процесса, о человеке, смысле его жизни и способах самоутверждения в обществе. Важнейший раздел марксистской философии — материалистическое понимание истории, то есть развития общества и в целом историче- ского процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития человеческого общества. По мнению Маркса и его последовате- лей, такой основой является производство материальных благ. Ука- зывается на то, что производственно-экономические отношения между людьми в конечном счете определяют все иные обществен- ные отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические отношения между классами и другими социаль- ными группами. Общество предстает как некий более или менее устойчивый со- циальный организм — общественно-экономическая формация, разви- вающаяся по законам развития материального производства и пре- жде всего экономических отношений между людьми. Эти отноше- ния рассматриваются как основное содержание общественного бы- тия людей, на базе которого формируются различные формы их общественного сознания — политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, а также философское. Все стороны раз- вития общества рассматриваются в их сложном и противоречивом взаимодействии. Тем самым раскрываются многие проблемы соци- альной диалектики, которые всесторонне анализируются в социаль- ной философии марксизма. Достоевский и Толстой: философские идеи в литературе. Лехмус: - Лилиана: Наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский (1821–1881) писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Пытаясь осмыслить свое предназначение, человек, таким образом, с необходимостью приходит к идее бессмертия — бессмертия духа, дел и поступков. Да, человек смертен по природе своей, но, понимая это, он не хочет, более того, не может смириться с мыслью, что все, связанное с ним, заключено в коротком отрезке времени, ограниченном датами его рождения и смерти. Без веры в свою душу и ее бессмертие, отмечал Ф.М. Достоевский, бытие человека неестественно, немыслимо и, что важнее всего, невыносимо. В этом он видел одну из главных причин самоубийства. Наиболее доступный путь предлагает религия с ее однозначным ответом на вопрос о смысле жизни — служение Богу и с установкой на жизнь загробную, где каждому воздастся по его земным делам. Лекции Просекова: - Лавриненко: Онтологическая проблематика значима для них как основание универсализма Универсализм русской мысли основан на том что Ф М Достоевский в своей знаменитой речи на Пушкинском празднике назвал способностью русской души к всемирной отзывчивости Всемирная отзывчивость о которой он пишет имеет глубокий философский смысл Она означает принципиальную опору на любовь как онтологический фундамент личностного бытия Безличная категория «бытие» из термина бинарной пары «бытие ничто » становится в русской религиозной философии важнейшей проблемой не только теории но и практики организующей индивидуально-личностное бытие которое религиозно по своим основаниям и генезису Именно в направлении разработки такой онтологии лежали наиболее интересные и значимые идеи русской философии XIX—XX вв Проблема бессознательного иррационального нашла свое отражение в литературном творчестве А С Пушкина М Ю Лермонтова Ф М Достоевского Л Н Толстого А М Горького и других русских писателей и поэтов Вот лишь несколько примеров В романе А С Пушкина «Евгений Онегин» читаем «Татьяна русская душою Сама не зная почему С ее холодную красою Любила русскую зиму» А вот что говорит Князь — герой поэмы А С Пушкина «Русалка» «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила» Или слова М Ю Лермонтова из стихотворения «Родина» «Люблю отчизну я но странною любовью Не победит ее рассудок мой… Но я люблю — за то не знаю сам…» Приведенные нами строки выражают неосознанные состояния души героев произведений указанных авторов |