Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектика Гераклита, Сократа, Гегеля: общее и особенное. Лехмус: Диалектика, её основные законы и категории.

  • Диалектика как метод и способ познания мира.

  • Диалектический и исторический материализм К. Маркса. Дайте оценку учения о формациях. (вопрос 29 из зачета)

  • ФИЛОСОФИЯ. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты


    Скачать 81.88 Kb.
    НазваниеАнтичная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
    АнкорФИЛОСОФИЯ
    Дата23.06.2020
    Размер81.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ответы.docx
    ТипДокументы
    #132262
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Детерминизм и индетерминизм.

    Лехмус:

    -

    Лилиана:

    В результате начавшейся в конце ХIХ в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности становится все более неопределенным. Причинность и детерминизм (учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности) уступают место вероятности и индетерминизму.

    Лекции Просекова:

    -

    Лавриненко:

    -

    1. Диалектика Гераклита, Сократа, Гегеля: общее и особенное.

    Лехмус: Диалектика, её основные законы и категории.

    Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

    • единичное, особенное, всеобщее; • причина и следствие; • необходимость и случайность.

    • возможность и действительность; • сущность и явление; • структура, форма и содержание. 1) Закон перехода количественных изменений в качественные; 2) Закон единства и борьбы противоположностей; 3) Закон отрицания отрицания.

    Лилиана: -

    Лекции: -

    Лавриненко:  Бытие изучается не только по своим атрибутивным признакам структуре видам и формам существования Большое значение имеет объяснение связей бытия Устойчивые связи являются основой структурности бытия демонстрируют его статику Подвижные изменчивые связи раскрывают непостоянство существования бытия его динамику Осмысление изменчивости и непостоянства бытия а также возможностей его преобразования происходит в рамках учения диалектики К сожалению в конце XX в в отечественной философии произошло определенное забвение диалектики связанное с увлечением части философского сообщества позитивистскими и постмодернистскими идеями социальным заказом на изучение механизмов прибыли путей рыночной экспансии и защиты прав собственника возможностей манипулирования покупателем в обществе потребления 1 а также недостаточным потенциалом классической диалектики в осмыслении процессов сетевого нелинейного «текучего» развития характерного для нынешнего этапа социальных трансформаций Сказанное означает прежде всего необходимость сохранения диалектического метода в качестве одного из основных инструментов познания и дальнейшего совершенствования самой диалектики как философии развития.

    " Стихийная диалектика древних представлена отдельными высказываниями мыслителей Древней Индии Древнего Китая Древней Греции Идеи о связях и развитии бытия основывались как правило на простых наблюдениях и их обобщении Многие диалектические идеи возникали в дискуссиях поэтому имели преимущественно формальнологическую аргументацию Часто использовались софистические приемы которые подтверждали наивность дискуссий по их содержанию но придавали видимость научности и логической убедительности

    Гераклит например выводил идею изменчивости материального бытия из первоогня как тонкой вечной подвижной и легкой стихии Изменение и развитие он связывал с Космосом с наличием в нем противопоставления и совпадения абсолютного и относительного покоя и движения части и целого Зенон Элейский Эмпедокл и другие мыслители разрабатывали натурфилософские и обыденно-житейские идеи о связях и изменчивости бытия достигая в отдельных размышлениях большой глубины Платон считается основателем объективно-идеалистической диалектики Он отстаивал изначальность изменения объективной идеи по отношению к материальному бытию Платон и Аристотель много внимания уделяли изучению связей в обществе и образов мышления человека обосновывали признаки развития города-полиса как государства

    В Средние века и эпоху Возрождения а также в начале эпохи Просвещения развитию бытия уделялось мало внимания Сказывалось воздействие схоластики и господство патриархально-феодальных отношений а также доминирование гуманитарной и естественно-научной тематики

    Идеалистическая диалектика как систематизированное и концептуальное учение сложилась во второй половине XVIII — первой половине XIX в благодаря творчеству представителей немецкой философии Г Лейбница И Канта И Фихте Г Гегеля и др Философы рассматривали развитие "каких-либо крупных идеальных объектов абсолютной идеи объективного духа сознания и т п Так Г Лейбниц представлял бытие бесчисленной совокупностью духовных «единиц» — монад которые изменяются и деятельны И Фихте субъективно-идеалистически объяснял диалектику бытия на основе своего метода включавшего «полагание» «противополагание» и «синтезирование» Но наиболее существенный вклад в разработку идеалистической диалектики внес Г Гегель Он концептуально представил развитие абсолютной объективной идеи рассмотрел основные принципы и законы развития обосновал на идеалистической основе обширный категориальный аппарат диалектики

    Материалистическая диалектика второй половины XVIII — первой половины XIX в систематизированное выражение получила в марксизме По основной терминологии материалистическая диалектика во многом совпадает с идеалистической диалектикой Г Гегеля а по содержанию она отражает и объясняет связи и развитие материального мира В марксизме диалектика приобрела научный вид Ее можно использовать не только для объяснения материального бытия но и для познания в качестве методологии и метода а также для изучения и совершенствования духовного мира человека

    Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию»

    Внешнюю альтернативность диалектике как учению о развитии и методу познания составляет метафизика

    Характеризуя метафизику как альтернативу материалистической и идеалистической диалектике важно учитывать что термин имеет несколько значений

    • метафизика — это синоним философии

    • метафизика означает способ рационального абстрактно-логического обоснования или опровержения философских и иных положений Часто данный смысл термина «метафизика» отождествляется с термином «спекулятивная философия»

    • метафизика — это противоположное диалектике учение о связях и развитии бытия еще один всеобщий метод познания

    В третьем значении метафизика представляет собой совокупное знание и методологию о связях и развитии способах и формах познания но объясняющее развитие принципи- "ально по-иному чем диалектика Цельных концептуальных и последовательно метафизических антидиалектических учений в истории философии не разрабатывалось Больше метафизическая методология проявлялась по опровержению отдельных положений диалектики На существование метафизики как антидиалектики указывал например И Кант Наука считал он конечная цель которой — с помощью своих средств решить проблемы бога свободы и бессмертия называется метафизикой Ее метод вначале догматичен Она берется за решение проблем без предварительной проверки способности или неспособности разума их решить

    Сторонники метафизики отстаивают например независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью признают значимость внешних связей а не внутренних источником развития считают внешний толчок а не внутреннюю противоречивость объектов бытия Характер развития состоит или в эволюционности или в катастрофизме но не в единстве постепенного количественного и скачкообразного качественного развития как в диалектике Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе или в регрессе или в «движении по кругу» отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали.

    1. Диалектика как метод и способ познания мира.

    Лехмус:

    Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

    • единичное, особенное, всеобщее; 

    • причина и следствие; 

    • необходимость и случайность.

    • возможность и действительность; 

    • сущность и явление;

    • структура, форма и содержание.

    1) Закон перехода количественных изменений в качественные; 2) Закон единства и борьбы противоположностей; 3) Закон отрицания отрицания.

    Лилиана:

    Великая заслуга Ф. Шеллинга (1775 – 1854; произведения – «Изложения моей системы философии», «Философия откровения») в развитии классической немецкой философии заключается в создании им основ диалектики природы и идеи ее органического единства, философии тождества сознательного и бессознательного, философии мифологии. Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. Логическую стройность и форму взглядам Шеллинга придал Гегель (1770-1831; произведения: «Наука логики», «Философия права», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия духа»). 

    В своей философской системе Г. Гегель стремился осмыслить всю совокупность человеческого знания своей эпохи, связать ее в единую систему, основой которой служит последовательно проведенная позиция философского идеализма и диалектика. Главная сущность его философии — это диалектика как философская теория развития мышления, природы и общества. Философия Гегеля является объективно-идеалистической, так как началом и основанием всего он считает абсолютную идею как философскую сущность Божественного духа. Она в основе развития любого явления — и идеального, и материального. Структура философской системы Гегеля состоит из следующих разделов: 

    1. логика; 

    2. философия природы; 

    3. философия духа. 

    Диалектический метод Гегеля: «ничего вечного нет ни в материальном, ни в идеальном мире, вся и все историчны, преходящи, должны меняться». Несмотря на свой идеализм и противоречия между системой и методом, философия Г. Гегеля представляет собой грандиозную, целостную и логически стройную философскую систему. Законы диалектики: закон борьбы и единства противоположностей; закон перехода количественных изменений в изменения качественные; закон об отрицании отрицания.

    Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

    1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

    2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

    Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

    3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

    Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

    • Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    • Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    • Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    • Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    • Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    • Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

    Лекции Просекова:

    Три закона диалектики.

    1. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

    2. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

    3. Закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

    Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

    В современной диалектике к базовым категориям относят:

    • Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    • Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    • Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    • Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    • Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    • Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

    • И др.

    Лавриненко:

    Противоположность диалектики и метафизики можно представить по следующим важным положениям

    Во-первых по пониманию связей бытия Принцип связи в диалектике выражен суждением все предметы и явления бытия взаимообусловлены зависимы и взаимодействуют Сторонники метафизики считают что предметы и явления бытия независимы или слабо связаны В диалектике определяющими признаются внутренние связи а в метафизике — внешние связи бытия

    Во-вторых по объяснению развития бытия В диалектике источником и движущими силами развития считаются внутренние противоречия и борьба противоположностей а в метафизике — внешний толчок и внешние силы Механизм развития в диалектическом понимании — это единство и взаимопереходы постепенного количественного и скачкообразного качественного развития В метафизике абсолютизируется или эволюционное или революционное через катастрофы развитие Диалектика ориентируется на преемственность и спиралевидный характер развития Представители метафизики отстаивают направленность развития или только прогрессивную или только регрессивную или безнаправленную движение «по кругу»

    В-третьих по пониманию методов познания Диалектика отстаивает позицию согласно которой изучение бытия в его связях и развитии должно осуществляться с использованием совокупности методов позволяющих многогранно и всесторонне раскрыть объективную диалектику бытия Сторонники метафизики полагают что важнее познавать бытие в покое в отдельных его связях обращаясь не столько к чувственности и рациональности сколько к постижению и иррациональности

    Принципы диалектики — всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих эле­ментах бытия которые имеют исходное значение для мыс­лительной и практической деятельности Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики являются их обобщением Выделяют два основных принципа диалектики

    • принцип всеобщей связи

    • принцип развития

    Существуют и другие принципы диалектики принципы детерминизма противоречивости количественно-качественного развития бытия преемственности необходимости и др Они формулируются на основе конкретных диалектических законов в процессе познания существенных сторон и признаков происходящих изменений в бытии в ходе конкретизации характеристики связей бытия

    Принцип связи — это всеобщее положение требование рекомендация императив которое выражает охватывает все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении «в бытии мире все взаимосвязано»

    Связи бытия объединяются в группы классифицируются по многим основаниям Общая классификация связей представлена видами и характером связей

    Виды связей бытия включают

    • связи видов движения социальные психические биологические химические физические и др

    • связи форм бытия пространственные временные структурные функциональные причинные и др

    Характер связей бытия представлен связями определяющими закон закономерность и связями не определяющими закон ситуативными связями К связям определяющим закон относятся внутренние существенные необходимые устойчивые повторяющиеся и др К не определяющим закон — внешние несущественные случайные неустойчивые разовые и др

    Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения статики и динамики структуры и развития Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь закон"

    Человек познавший какие-либо законы может управлять их действием создавать или исключать условия их проявления Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека Классификация законов также многообразна Они бывают всеобщими общими и специальными Существуют законы бытия природы общества и человека а также законы мышления функционирования сознания мировоззрения всего духовного мира человека Известны законы структуры функционирования и развития Выделяются законы динамические и статистические Особое место в классификации законов занимают законы диалектики которые характеризуют динамику развития объектов бытия

    Принцип развития — это всеобщее положение требование рекомендация императив которое выражает охватывает все многообразие бытия и сформулировано в суждении «в бытии мире все развивается»

    Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному Развитию присуще наличие источников движущих сил детерминант и механизма преемственность направленность и другие признаки Они конкретизируются в законах и категориях диалектики Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное Важным всегда является выяснение закономерного характера развития чтобы человек имел возможность управлять им Например можно участвовать в войне полагаясь на ее и свою стихии Но для человека важнее и полезнее знать законы войны чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней для достижения победы

    1. Диалектический и исторический материализм К. Маркса. Дайте оценку учения о формациях. (вопрос 29 из зачета)

    Лехмус: - 

    Лилиана: Диалектический и исторический материализм К.Маркса.

    Основные труды Карла Маркса(1818-1883):

    1) «Экономическо-философские рукописи;»

    2) «К критике гегелевской философии права»

    3) «Капитал»

    4) «Экономические рукописи»

    5) «К критике политической экономии»

    Диалектический материализм - философское учение, утверждающие первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.

    Законы диалектики:

    1)Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

    2)Закон единства и борьбы противоположностей

    3)Отрицание отрицания.

    Принципы диалектического материализма:

    1)Принцип материальности мира (материя первична по отношению к сознанию);

    2)Принцип познаваемости мира;

    3)Принцип развития (все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном развитии);

    4)Принцип революционного преобразования мира (историческая цель развития общества - достижение свободы).

    Опираясь на материалистическую диалектику, К.Маркс представил природу как единый процесс, находящийся в постоянном изменении и развитии.

    Исторический материализм- направление философии истории, сущность которого заключается в материалистическом понимании развития истории, человеческих обществ.

    Материалистическое понимание истории можно охарактеризовать следующим образом:

    1)Исходит из решающей роли материального производства, производственных отношений;

    2)Показывает, как возникают различные формы общественного сознания (религия, право, мораль и т.д.) и каким образом они определяются материальным производством;

    3)Всегда остается на почве действительной истории, объясняет идейные образования из материальной жизни;

    4)Каждая ступень развития общества имеет определенный материальный результат, определенный уровень производственных сил и производственные отношения.

      Исходным пунктом метода К.Маркса выступает не человек, а данный общественно-экономический период. Первым историческим актом считается производство самой материальной жизни. Материальное производство является основным условием любой истории, любого общества и должно выполняться непрерывно. Материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства благ, определяют все другие формы деятельности людей (политическую, духовную, социальную и т.д.).

      Идеи являются отражением материальной жизни человека. Мораль, религия и философия отражают материальную жизнь общества.

      «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

    Базис - экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, независящих от сознания людей, которые вступают в процесс материального производства).

    Надстройка- совокупность идеологических отношений и взглядов, возникающая на основе определенного экономического базиса.

    Лекции: - диалектический материализм (марксизм): единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии по законам диалектики. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог – образ, созданный человеком для объяснения непонятного. Представители: Маркс, Энгельс.

    Лавриненко: Диалектический материализм —  

    философия марксизма 

    Преодолевая гегелевский идеализм и созер-

    цательно-метафизический характер фейер-

    баховской философии, Маркс и Энгельс 

    унаследовали рациональное содержание их учений — диалектику 

    Гегеля и материализм Фейербаха, освобожденные соответственно от 

    идеализма и метафизики. 

    Так, порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в 

    своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод 

    познания и мышления. Но это была уже материалистическая 

    диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковы-

    ваются как отражения реальных вещей, их многообразных связей 

    и отношений. Такое соединение диалектики и материализма по-

    ложило начало созданию новой философии — диалектического 

    материализма. 

    В качестве первичной признается диалектически развивающаяся 

    объективная материальная действительность, отражением которой 

    выступают категории и законы мыслительной деятельности людей: 

    Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения 

    как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда 

    законов, которые по сути дела тождественны…1. 

    Это значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и 

    противоречивой взаимосвязи и развитии, воспроизводится «диалек-

    тическое движение действительного мира»2. Другими словами, в 

    «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей». 

    Соединение материализма 

    и диалектики 

    180 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 

     

    Таким образом, материалистически истолкованная гегелевская 

    диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо 

    прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голо-

    ве»1. Освобожденная от «идеалистических оболочек», она стала 

    плодотворным методом исследования явлений природы, общества и 

    человеческого мышления. 

    «Великая основная мысль», выражающая основополагающую 

    идею диалектики, заключается, по Энгельсу, в том, что 

    мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представ-

    ляет собой совокупность процессов, в которой предметы, ка-

    жущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мыслен-

    ные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном измене-

    нии, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное 

    развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки времен-

    ным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь…2. 

    Такова диалектика развития объективного мира и его познания. 

    Учение о ней составляет важный раздел марксистской философии 

    диалектического материализма. Речь идет, разумеется, о материали-

    стической диалектике, которая, по словам Ленина, является «живой 

    душой» марксизма. 

    В работе «Анти-Дюринг»3 Энгельс писал, что, спасая «созна-

    тельную диалектику» Гегеля, он и Маркс постарались «перевести ее 

    в материалистическое понимание природы». В этой, а также в дру-

    гой работе «Диалектика природы» он последовательно проводил 

    идею о том, что «природа есть подтверждение диалектики» и что 

    новейшие открытия в области естествознания доказывают это. Глу-

    бокое обоснование этой идеи дается в названных выше работах Эн-

    гельса, а также в философских трудах такого выдающегося мар-

    ксиста, как Владимир Ильич Ленин (1870—1924). 

    В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин до-

    казывает, что состоявшиеся в конце XIX и в начале XX вв. откры-

    тия в области физики, химии и других наук показали ограничен-

    ность метафизического материализма и в то же время подтвердили 

    основные положения диалектического материализма. 

    Имеются в виду такие положения диалектико-материалисти-

    ческой философии, как первичность материи и вторичность соз-

    нания, философское понятие «материи» и естественно-научные 

                                               

    1. Марк К., Энгельс Ф. Указ. соч. Том. 21. С. 302. 

    2 Там же. С. 302. 

    3 Название работы отражает факт острой полемики Маркса и Энгельса с 

    Е. Дюрингом, одним из популярных теоретиков рабочего движения в Германии в 

    80-х годах XIX столетия. 

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта