Античная карта мира. Античная картина мира. Античная картина мира. Космоцентризм
Скачать 15.45 Kb.
|
Античная картина мира. Космоцентризм. Античность – в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Картина мира – это целостное миропонимание, которое определяет мировоззренческую установку человека. Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос». Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа. Для обозначения понятия "первооснова" древнегреческие философы ввели термин «Архе». Представители милетской школы в качестве нее рассматривали все возможные природные явления: например, Фалес первоосновой всего сущего называл воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, а Анаксимен – воздух. А представители школ нематериалистической направленности в качестве первородной субстанции называли абстрактные понятия: «дао», «логос», «эйдос», «инь-янь». Космоцентризм античной философии стремился также выявить причину мировой гармонии и порядка. Материалисты-натурфилософы считали, что причина гармонии заложена в самой природе, в физических процессах и явлениях. Вода, земля, воздух, огонь, атомы – все это несет в себе естественные природные закономерности. Идеалисты-рационалисты видели причину мирового порядка в духовных процессах и явлениях. Основные понятия для этой линии философии – эйдос, идея, разумное начало, беспредельное – апейрон. Вместе с тем космоцентризм в философии пытался объединить эти два противоположных по сути течения. Таким образом, возникли обобщающие учения, такие как инь и янь на Востоке, пифагорийская школа в Древней Греции. Их основная идея такова: мир так гармоничен, потому что противоположности в нем едины, а суть гармонии – это «законченная мозаичность». По мнению этих философов, нравственное очищение, интеллектуальное проникновение в природу позволяло спастись духовно. Вывод: Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным. Синкретизм. В философии понимают соединение различных противоречий, гипотез, теорий в одну новую систему. Многие философы в разные времена выделяли понятие, как теорию, которая позволяет объединять несколько течений и понятий, но при этом не совмещает их в одно целое. Точнее говоря, между несколькими понятиями философии может быть выделена система, в которой каждое предположение или гипотеза займёт своё законное место в виде списка или классификации. Именно этим синкретизм отличается от эклектики, хотя многие считают, что это одинаковые понятия. Эклектизм в основном не только создаёт систему, но и соединяет в единое целое несколько течений философии. Первое яркое проявление этого явления можно увидеть ещё в александрийской философии. В основном это касается Филона Иудейского и других ярких философов того времени, которые пытались связать в единую систему восточное и греческое направление философии. Такой же идеи придерживались и сторонники гностицизма. В это время наблюдаются исследования в области религиозного течения, а точнее, говоря, объединение научных и религиозных познаний, к которым относятся мистические, спиритуалистические, оккультные и прочие направления. Объединение многих религиозных и научных течений в одну систему, позволило появиться сотне новых эзотерических движений в религии. В некоторых религиях и философских течениях синкретизм используется как принцип, которые определяет отношение человека к природе или окружающему миру. Самое интересное, что этот принцип исключает различие в мире или какую-то логику в разделении природы и окружающей среды на добро и зло. Это может показаться странным, но именно из-за этого во многих религиях существуют верования о явлениях-оборотнях. То есть зло может оказаться добром, камень — тотемом, в то время как медведь — родной брат. Синкретизм является характеристикой для объединения с окружающей средой, социальной, культурной и философской жизнью для человека. Без этого может наступить состояние дискомфорта, когда, кажется что заняться нечем, нет тонуса, желания и стремления к дальнейшей жизни. Психологии рассматривают такое состояние, как апатию, но с ней вполне можно бороться. |