Главная страница
Навигация по странице:

  • Двойные послания как проявление патологии идентичности в СМИ. Психологические последствия двойных посланий для аудитории

  • Другая форма дисфункции – искажение или отрицание ценностей, (00:41:10) – и есть моральное помешательство.

  • Не менее деструктивна фальсификация реальности, и в форме запугивания, и в форме «лакировки» действительности.

  • 7. Стокгольмский синдром

  • 10. Джулиан Ассанж и феномен народной расследовательской журналистики. Блогосфера и мировой административный ресурс

  • 11. Толерантность и политкорректность как форма идеологии. Средства идеологического контроля в современном обществе. Свобода слова и властей в условиях политкорректности

  • Постправда, фейк и альтернативные факты в информационной войне. Блогосфера и независимая журналистика как информационный ресурс и форма тестирования реальности

  • медиапсих. Антиманипулятивность как основа медиапсихологического подхода к решению террористических и прикладных задач журналистики и массовой коммуникации. Прикладные направления медиапсихологии медиаэкспертиза, медиаобразование и чтото еще


    Скачать 30.72 Kb.
    НазваниеАнтиманипулятивность как основа медиапсихологического подхода к решению террористических и прикладных задач журналистики и массовой коммуникации. Прикладные направления медиапсихологии медиаэкспертиза, медиаобразование и чтото еще
    Дата26.04.2019
    Размер30.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламедиапсих.docx
    ТипДокументы
    #75383

    Криптомнезия – восприятие прочитанной, услышанной или увиденной информации как реально пережитой. Паталогическое извращение памяти.

    1. Антиманипулятивность как основа медиапсихологического подхода к решению террористических и прикладных задач журналистики и массовой коммуникации. Прикладные направления медиапсихологии: медиаэкспертиза, медиаобразование и что-то еще.


    Необходимость сохранения культургенетической аутентичности психики и массовой коммуникации и обусловливает развитие трех взаимосвязанных направлений медиапсихологии: медиааналитики, медиатерапии и медиаобразования. В задачи медиааналитики входит, прежде всего, анализ контента массовой коммуникации с точки зрения соблюдения принципов информационно-психологической безопасности, выявление психотехнологий массовых информационных кампаний и их последствий, психологические, юридические и этические аспекты журналистской деятельности. В настоящее время классифицированы возможные патогенные факторы журналистского воздействия, разработаны основные категории экспертизы контента массовой коммуникации63. Отсюда вытекает необходимость разработки систем и способов психологической защиты от патогенных информационных технологий, что составляет предмет второго направления медиапсихологических исследований – медиатерапии. В задачи медиатера информационных травм аудитории64, психологическое восстановление посредством массовой коммуникации65, стабилизация психических состояний, формирование адекватных контролируемых реакций, содействие национальной самоидентификации66 и личностному самоопределению индивидов. Реальный опыт медиатерапевтического воздействия был реализован в разгар информационно-психологической атаки «оранжевых» с целью микшировать остроту информационной травмы, укрепить устойчивость к стрессу массового избирателя. «В течение двух месяцев в “Крымской правде” публиковались психологические обозрения типа: “Выключите телевизор”, “Оранжевый сценарий обернулся диагнозом”, “Толпа превращается в племя”, “Почем оранжевый адреналин” и др., раскрывающие приемы и уловки “социальной инженерии”, манипулятивных психотехник и тотального напора»67. Инициатива не осталась незамеченной. Аналогичные антиманипулятивные материалы стали публиковать и другие газеты Крыма. Ретроспективный анализ предпринятой акции показал, что медиатерапевтические тексты реально помогли конкретным людям преодолеть стресс.пии входит профилактика и реабилитация. Этот опыт также убедительно показал, что медиатерапевтические методы по самой своей природе антиманипулятивны, их невозможно приспособить для антиобщественных или своекорыстных пропагандистских акций. Отвечающие исключительно собственным потребностям индивида в самоопределении и ориентации, соблюдающие все принципы психологической безопасности, они эффективны в условиях массированной психической атаки и вирусных технологий, когда традиционные контрпропагандистские приемы, ориентированные на дискредитацию противника и продвижение альтернативной политической силы, оказываются беспомощными и бессильными. Эффективность медиапсихологических методов обусловлена их способностью повышать уровень самоосознания и психологической компетентности, содействовать личностной зрелости и инициативе в противоположность политтехнологическим стратегиям сужения сознания и формирования неконтролируемых аффективных и фобических реакций. Расширение знаний аудитории об основных приемах воздействия СМИ и современных коммуникативных технологиях повышает информационно-психологическую защищенность участников массовой коммуникации и в связи с этим является основной задачей медиаобразования – третьего направления медиапсихологии. Как известно, политтехнология действует до тех пор, пока остается скрытой от сознания объекта воздействия, а также пока объект воздействия не превращается в активного самодостаточного субъекта, реализующего хорошо осознанные собственные интересы. Медиаобразование

    обращено ко всему обществу, включая и самих журналистов, которые зачастую первыми подвергаются деструктивному воздействию манипулятивных технологий и, не имея возможности в полной мере оперативно осмыслить происходящее, транслируют собственные травматические переживания и неадекватные реакции по каналам массовой коммуникации. Медиааналитика, медиатерапия и медиаобразование вкупе образуют элементарную стратегию и базовый ресурс медиапсихологической защиты, отвечающей важнейшим тенденциям развития социума и человека в направлении самодетерминации и индивидуации. Медиапсихология как наука об аутентичных формах саморегуляции психики посредством массовой коммуникации отражает фундаментальную потребность сознания в истине и является своего рода естественной антивирусной программой по распознаванию и дезактивации медиавирусов и фантомов. Коммуникативная открытость и безопасность, с точки зрения медиапсихологического подхода, есть основное условие существования массовой коммуникации, за пределами которого и массовая коммуникация, и журналистика вырождаются в вирусный алгоритм программирования общественной жизни.


    1. Двойные послания как проявление патологии идентичности в СМИ. Психологические последствия двойных посланий для аудитории


    Патология идентичности массовая — согласно Э. Эриксону — психосоциальный синдром, характерный наличием массовой неудовлетворенности людей, сопровождаемой чувствами тревоги, страха, изолированности, опустошенности, утратой способности к эмоциональному общению.
    По словам одного из авторов концепции «суверенной демократии», замглавы Администрации Президента РФ Владислава Суркова, «жить и развиваться может только тот народ, который имеет целостное представление о себе, о том, кто он и что он, куда он идет...». Справедливость этого суждения была вскоре подтверждена в серьезных испытаниях, выпавших на долю Российского государства, значительной части которых, возможно, и не было бы, если бы проблема национальной идентичности была решена (достаточно вспомнить грузино-осетинский конфликт, газовый скандал, экономическую дискриминацию России, препятствующую ее вступлению в ВТО, расширение НАТО на Восток, размещение новых американских баз и т. д.).

    Таким образом, ответ возник раньше, чем был поставлен вопрос. Психология, в свое время выдвинувшая понятие идентичности, никак не осмыслила и фактически не заметила глобальной трансформации идентичности на рубеже нового тысячелетия. Хотя основоположник теории идентичности Э. Эриксон уделял много внимания социальной, коллективной природе идентичности, психология ХХ века, находясь в русле доминирующей с конца ХIХ века парадигмы индивидуализма, фактически продолжала, вслед за просветителями, рассматривать коллективность психики как препятствие к становлению индивидуальности. Формирование глобального информационного пространства и глобальной гиперпсихики показало всю невозможность для индивида дистанцироваться от коллективных явлений, а значит, и неизбежность трансформации личной идентичности в целях самозащиты индивидуальности. Примером деструктивного влияния управляемых коллективных процессов на личность и общество служат глобальные информационные войны последних лет, многочисленные факты манипулирования общественным мнением в политтехнологических акциях и вызванные этим геополитические изменения и социальные потрясения. Отсутствие подлинного понимания происходящего грозит углублением политического и духовного кризиса общества.
    Примеры подмены или отрицания национальной идентичности на примере «двойных посланий» телевизионных политических ток-шоу. Такие «двойные послания» провоцируют диффузию идентичности и деморализуют аудиторию. 
    Другая форма дисфункции – искажение или отрицание ценностей, (00:41:10) – и есть моральное помешательство. 
    Возможно, журналисты хотят просто активизировать дискуссию, но в результате стирают границы между добром и злом, провоцируя моральное помешательство. 

    Не менее деструктивна фальсификация реальности, и в форме запугивания, и в форме «лакировки» действительности. 
    Причины медиадисфункций, извращающих деятельность СМИ: враждебность к аудитории, скрытая или явная (может быть вызвана участием СМИ в информационной войне, лоббированием интересов тех или иных политических сил, противостоящих национальной аудитории); равнодушие к интересам аудитории; непонимание интересов аудитории. 
    Итого: можно сказать, что информационные сообщения с неоднозначными посылами, можно сказать, дезориентируют население. В качестве последствий как раз выделенные Эриксоном тревога, страх, непонимание ситуации, беспокойство и пр.
    7. Стокгольмский синдром

    СМИ - мощный стрессовый фактор. 
    Примечательно, что в начале периода наблюдения, в условиях всплеска террористической активности главную опасность составляли некорректные формы представления травмогенной информации, провоцирующие развитие стокгольмского синдрома (отождествление себя с террористом): 
    1. нагнетание страха, чувства бессилия; 
    2. героизация и мифологизация агрессора; 
    3. демонстрация и смакование подробностей насилия
    4. оправдание действий агрессора; 
    5. предоставление слова в эфире террористам; 
    6. поиск виновных среди своих; 
    8. цинизм;9. призывы к коллективному покаянию 10. педалирование эмоций отчаяния и др. 

    К числу приемов, вызывающих путаницу и деморализующих аудиторию, относятся следующие (по степени усиления деструктивности): 
    * 1) небрежное отношение к национальной идентичности, использование диссонирующих элементов, по существу отрицающих национальную идентичность, несовместимых с ней; 
    * 2) трансляция скрыто враждебного, пренебрежительного отношения к национально-культурным ценностям, символам и значимым событиям под прикрытием нейтральной или позитивной установки; 
    * 3) одновременное использование взаимоисключающих посылов: с одной стороны,

    «Информационная травма – воздействие, осуществляемое СМИ, которое вызывает деструктивное изменение базовых структур личности, аффективных и когнитивных систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая картиной мира и образом я индивида». Расширение знаний аудитории об основных приемах воздействия СМИ и современных коммуникативных технологиях повышает информационно-психологическую защищенность участников массовой коммуникации и в связи с этим является основной задачей медиаобразования – третьего направления медиапсихологии. Как известно, политтехнология действует до тех пор, пока остается скрытой от сознания объекта воздействия, а также пока объект воздействия не превращается в активного самодостаточного субъекта, реализующего хорошо осознанные собственные интересы. Медиаобразование обращено ко всему обществу, включая и самих журналистов, которые зачастую первыми подвергаются деструктивному воздействию манипулятивных технологий и, не имея возможности в полной мере оперативно осмыслить происходящее, транслируют собственные травматические переживания и неадекватные реакции по каналам массовой коммуникации
    10. Джулиан Ассанж и феномен народной расследовательской журналистики. Блогосфера и мировой административный ресурс
    Формирующийся новый психотип уже сейчас обнаруживает себя в судьбах, поступках и чертах личности,людей, пользующихся авторитетом в сетевом сообществе. Непременная черта этих людей – потребность в правде или «инстинкт истины». И это не удивительно, ведь для тех, кто живет, работает, делает выводы, принимает решения и понимает мир, благодаря самостоятельному использованию информации, доступ к правде – важ; нейший жизненный ресурс. Покушение на этот ресурс – то есть намеренное искажение, фальсификация и подмена реальности, – преступление, подобное отравлению колодцев. Сегодня, в информационном обществе, когда информация стала источни; ком жизни, это уже не преувеличение.
    Потребность в правде, уберегавшее личность от распада и общество от окон; чательного разложения в самые тяжелые и опасные периоды человеческой истории [Пронин Е.И., Пронина Е.Е., 2011], по мере возрастания роли информации достигает напряжения первой жизненной необходимости. Как показывают события, именно борьба за свободный доступ и «чистоту» информации становится основной линией противостояния в современном мире. Именно на этой почве сегодня возникают са; мые острые дискуссии и самые жестокие схватки: дело Джулиана Ассанжа, суд над Брэдли Мэннингом, аресты активистов интернет;сообщества Anonymous1, борьба общественности с попытками «монополизировать» информацию и превратить её в источник сверхприбылей для крупных компаний.
    Вящему устрашению сторонников информационной открытости должна была послужить судьба создателя сайта Wikileaks Джулиана Ассанжа.
    Своей деятельностью Джулиан Ассанж действительно навлек на себя гнев «сильных мира сего». Представители различных политических и бизнес кругов, имеющие отношение к скрытой «кухне» государственной власти и бизнеса, не сдерживали своей ярости. Травля Ассанжа со стороны институтов государственной вла; сти быстро приобрела глобальный, общемировой характер. Бывшая кандидатка на пост в вице;президента США Сара Пэйлин призвала «преследовать Ассанжа так же, как Бин;Ладена». Министр иммиграции Франции Эрик Бессон потребовал запре; тить WikiLeaks базироваться на серверах французской компании OVH, куда сайт пе; реместился после блокады со стороны американских интернет хостингов. Австралийская комиссия по средствам массовой информации и коммуникациям (Австралия – роди; на Джулиана Ассанжа) обязала австралийских интернет;провайдеров блокировать доступ к некоторым страницам Wikileaks. Советник премьер;министра Канады про; фессор Том Флэнэгэн призвал к физической ликвидации Джулиана Ассанжа и пред; ложил назначить награду за его голову, а если потребуется, использовать беспилот; ный самолет для его ликвидации. Это заявление советник сделал в интервью теле; каналу CBC News и не поддержал попытку ведущего телепрограммы свести все к шутке
    Особо опасными для создателя сайта оказались публикации о деятельности США. Так, в феврале 2009 года этот ресурс опубликовал 6780 внутренних отчетов Конгресса США. В 2010 году WikiLeaks обнародовал сек; ретные материалы военного ведомства США о войне в Афганистане и Ираке, в том числе, видеоматериал о расстреле с вертолета военнослужащими мирных жителей в Багдаде
    Президент США Барак Обама назначил специального уполномоченного по борьбе с «утечками информации».
    Резюме:

    Как показывают события, именно борьба за свободный доступ и «чистоту» информации становится основной линией противостояния в современном мире. Именно на этой почве сегодня возн
    икают самые острые дискуссии и самые жестокие схватки: дело Джулиана Ассанжа, суд над Брэдли Мэннингом, аресты активистов интернет-сообщества Anonymous1, борьба общественности с попытками «монополизировать» информацию и превратить её в источник сверхприбылей для крупных компаний2; возникновение Пиратских партий, выступающих за свободу обращения информации в Интернете3, и т.д. и т.п. 

    Джулиан Ассанж, Григорий Перельман, Брэдли Мэннинг, Ричард Столлман4, 

    Линус Торвальдс, программисты, разрабатывающие доступный для всех свободный софт с открытыми кодами6; хактивисты из Anonymous, участники гражданских ак- ций «синих ведерок», группа «The Yes Men»8 и т.д. и т.п. и просто пользователи социальных сетей, реализующие свою потребность в самодетерминации и правде – люди нового типа. И под влиянием нового поколения со временем неизбежно изменится все человечество, так же как характер социальных и экономических отношений, парадигма культуры и вектор развития цивилизации. Что-то подобное метафорически описал гениальный интуитивист, сербский писатель Милорад Павич в одном из своих странных рассказов с пророческим названием «Житие».

    11. Толерантность и политкорректность как форма идеологии. Средства идеологического контроля в современном обществе. Свобода слова и властей в условиях политкорректности
    В последние годы, по мнению многих ученых и исследователей, политкорректность стала настоящей цензурой, в условиях которой живет западный социум. Многие обвиняют политкорректные выражения и словосочетания в попрании свободы слова, присущей демократичному складу общества. В нашей же стране тенденция такова, что журналисту самому приходиться прибегать к искажению фактов и слов во избежание давления и наказания со стороны вышестоящего руководства. Таким образом, политкорректность как явление самоцензуры является актуальной тенденцией сегодняшнего дня.
    Наиболее емко и адекватно отражает суть явления «политическая корректность» определение, данное в книге профессора С. Г. Тер-Минасовой: «Политическая корректность есть стремление найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивидуума, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса, внешнего вида и т.п.».116 Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Слово, 2000. С. 216. 6 Хотелось бы обратить внимание на точность формулировки: четко выделяется, что речь идет о политической корректности языка, но совершенно очевидна связь этого явления с культурой общества, говорящего на данном языке. Ведь язык является культурным явлением, именно при помощи языка познается мир и его культурные феномены.
    З. С. Трофимова отмечает, что «политическая корректность появилась в связи с возникновением идеи культурного плюрализма и вытекающей отсюда необходимости в соответствии с новой идеологией пропорционально представлять произведения литературы и искусства, достижения общественной и политической жизни, относящихся к представителям всех этнических и сексуальных меньшинств».
    Известно, что в некоторых идейных системах действительно имеются («вмонтированы») ходы мысли («теоретические механизмы»), априори отвергающие любую критику в адрес этих систем. О таких механизмах писал, в частности, Карл Поппер. Особенно выразительно это выглядит в марксизме. Критика в адрес марксистской идеологии со стороны ее противников априори отвергается марксизмом на том основании, что их видение мира искажено и извращено в силу того, что они находятся под влиянием буржуазной идеологии и поэтому не в состоянии видеть мир объективно (правильно). Теоретической основой такого отношения является марксистская концепция идеологии как ложного сознания. Это действительно в полном смысле слова теоретический механизм («механизм» здесь метафора, но вполне уместная и примененная лишь единожды), «вмонтированный» в идеологию как теоретическую систему.
    12. Постправда, фейк и альтернативные факты в информационной войне. Блогосфера и независимая журналистика как информационный ресурс и форма тестирования реальности
    В социально-стрессовых расстройствах на первый план выступает именно коллективный субъект, значимые события оказывают влияние на индивида прежде всего через коллективное восприятие и коллективную травму. 

    Причины социально-стрессовых расстройств: экономическая нестабильность, политические потрясения, психотравмирующие обстоятельства. Помимо указанных причин спусковым механизмом и катализатором коллективных стрессовых расстройств становятся СМИ, вовлеченные в информационную войну. Патологические нарушения функций медиа, оказывающие деструктивное влияние на состояние общества, можно было бы для краткости назвать медиадисфункциями. Основные виды таких нарушений: 

    * подмена или отрицание национальной идентичности, формирование негативной идентичности 

    * искажение или отрицание ценностей (моральное помешательство) 

    * фальсификация реальности в том числе запугивание или «лакировка» действительности 

    * игнорирование или подмена национальных интересов 

    * манипулятивный подход к аудитории 

    * неуважение к личности и праву индивида на жизнь, достоинство и самостоятельный выбор 
    Тестирование реальности можно определить как способность различать Я и не-Я, отличать внутрипсихическое от внешнего источника восприятия и стимуляции, а также как способность оценивать свои аффекты, поведение и мысли с точки зрения социальных норм обычного человека.
    запрещающих национальную самоидентификацию, с другой – апеллирующих к ней. 
    В условиях нарастающей геополитической напряженности и межнациональной конкуренции роль СМИ в решении стоящих перед государством и обществом задач может быть весьма значительной, но только в том случае, если СМИ смогут выразить национальные интересы, обретя национальную идентичность. Расщепленность, отсутствие синтонности в этом вопросе приведет не только к утрате влияния и важных для общества функций СМИ, но и повысит угрозу социального стресса и вероятность социального взрыва.


    написать администратору сайта