Антисемитизм. Антисемитизм Сначала нужно вообще разобраться что это такое
Скачать 30.74 Kb.
|
Антисемитизм Сначала нужно вообще разобраться что это такое? Антисемитизм - нетерпимость, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как к этнической группе[1][2] или к иудеям как к религиозной группе[3][4], их преследовании по этническому или религиозному признаку[5][6]. Обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы[⇨]. Семи́тские языки́ — семья языков, одна из семей афразийской, или семито-хамитской, макросемьи языков, распространённых на Ближнем Востоке, в Северной и в Восточной Африке[1], объединяющая несколько крупных языковых семей, связанных отношениями более или менее близкого родства. Из оставшихся сегодня семитских языков наиболее широко распространены: арабский язык (родной для приблизительно 240 млн человек[2][3], общее число говорящих — около 300 млн человек; обладает большим количеством диалектов), амхарский (25 млн чел.), тигринья (9 млн чел.), иврит (9,3 млн чел.), ассирийский новоарамейский (1—2 млн чел.), мальтийский язык (371 900 чел.). Сам же по себе термин популяризирован с 1880 года[13] ведённый немецкий публицист Вильгельм Марр, который назвал группу своих приверженцев «антисемитской лигой»[14] Вильгельм Марр впервые употребил понятие «антисемитизм» взамен терминологически отличных понятий «антииудаизм» и «юдофобия» в своем памфлете «Путь к победе германства над еврейством», как логическое противопоставление понятию «семитизм», им же применённому в более раннем труде «Победа иудейства над германством, рассматриваемая с нерелигиозных позиций» (нем. Der Sieg des Judenthums über das Germanenthum. Vom nicht confessionellen Standpunkt aus betrachtet, 1879)[3]. Этот термин прочно вошел в лексику политиков и журналистов, несмотря на его псевдонаучность Однако это слово использовалось и ранее. В частности, в 1865 году оно появилось в энциклопедии Rotteck-Welckersches Staatslexikon (Государственный лексикон Роттек-Велкер) под редакцией Карла фон Роттека, а впоследствии термин был ошибочно приписан Марру[15]. Виды антисемитизма. Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма, рассматриваемый историками как предубеждение к иудеям со стороны язычников в античную эпоху. Идеологи античного антисемитизма обвиняли евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. Обвинения в принесении человеческих жертв и каннибализме трансформировались впоследствии в кровавый навет ( обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях[1][2][3]. В основе кровавого навета лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах[4].). Религиозный антисемитизм (антииудаизм). Возник в рамках христианства примерно во II веке. Христианский антисемитизм предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма[21], за то, что те не признают Иисуса мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Это убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). В наше время религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах, широко распространены среди мусульман[22][23][24][25][26]. Сравнение иудаизма с сатанизмом, иудаизм как ветвь сатанизма и связанный с этим антисемитизм[27]. Расовый антисемитизм, возникший в XIX веке. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней. «Новый антисемитизм» или антисионизм. В конце 1990-х годов неоконсервативный историк Даниэль Пайпс ввёл понятие «новый антисемитизм» распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль. Мнение о причинах появления. Исследователи причин появления антисемитизма в древнем мире делятся по своим подходам на две группы: субстанционалисты (теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность) и функционалисты(Функционализм - теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей)[32]. Первые видят причину негативного отношения в самих евреях. Вторые — в отдельных локальных и конкретных конфликтах. Научное: По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Это обусловлено тем, что иудаизм является монотеистической религией, а также верой иудеев в то, что еврейский народ является избранным Богом[36]. Подобно этому раннее христианство также вызывало ненависть языческого мира, в результате чего многие первые христиане принимали мученическую смерть и страдания. Историк С. И. Лурье, исследуя появление антисемитизма в древнем мире, описывает следующую коллизию. В античности представители покорённых народов, переселяясь в метрополию и считаясь гражданами «второго сорта», стремились походить на полноценных граждан метрополии, чтобы избежать дискриминации. Они признавали культурные и религиозные ценности победителей и ассимилировались. Евреи вели себя принципиально иначе. Даже живя за пределами Земли Израиля, они продолжали сохранять культурно-религиозную идентичность и резко осуждали ассимиляцию. Будучи дискриминируемым меньшинством, они продолжали подчёркивать свою «особость» и даже те, кто завоёвывал тем или иным путём высокое положение в обществе, не стремились походить на коренное население. Это вызывало отрицательное отношение везде, где вне Земли Израиля селились евреи[37]. Тем не менее, как отмечает Ирина Левинская, проблема враждебности к евреям в древности продолжает быть предметом обсуждения и полемики. Консенсусного удовлетворительного объяснения этому явлению пока не найдено[38]. В христианский период отрицание иудаизма послебиблейского периода составило одну из богословских основ христианства. Полемика с иудаизмом была направлена на утверждение правоты и преимущества христианской религии. Также христианские мыслители искали объяснение места иудеев в мире, продолжавших существовать несмотря на то, что, согласно христианскому учению, они предали Иисуса на распятие и были отвергнуты Богом, а существование иудаизма после прихода Христа, искупившего грехи человечества, и апостолов, отменивших иудейский закон, не имело смысла. Церковь стремилась разграничить христианское учение и те его основы, которые восходят к иудаизму. Всё это способствовало возникновению и развитию антисемитских настроений и идеологии[39]. Философское: Подробный анализ исторического пласта взаимоотношений русского и еврейского этносов попытался дать А. И. Солженицын в книге «200 лет вместе» (2000). Он полагал, что единой причины антисемитизма не было, в частности в разных областях России периодически возникали определённые проблемы между обособленными в своей общине пришельцами-евреями и коренным населением. Например, он считал, что причинами, возбуждающими рознь в черте оседлости, были «несправедливые проценты» и активная торговля водкой под залог. В первую русскую революцию 1905 года в ряде городов прошли погромы, спровоцированные революционными событиями. Взгляды Солженицына на русско-еврейские отношения, а также методы, которые он использует для их аргументирования, подвергались критике со стороны историков и публицистов. Американский писатель-протестант еврейского происхождения[40] Эндрю Клейвен[en] полагает, что антисемитизм — «такой хороший показатель наличия зла в человеке», что, как пишет он, «я склонен верить в то, что, когда Бог сделал евреев избранным народом, он выбрал их для того, чтобы они служили своего рода „системой раннего обнаружения“ безнравственности для всех остальных»[41]. Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы. Так, французский философ Жан-Поль Сартр писал, что в основе антисемитизма лежит страх. Причём страх не перед евреями, а перед самим собой, своей совестью, боязнь свободы, ответственности и так далее[42]. Философ Н. А. Бердяев считал основой антисемитизма бездарность[43]: Список литературы: АНТИСЕМИТИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://old.bigenc.ru/ethnology/text/696793 (Дата обращения: 01.05.2023) Богословие // Православная Богословская Энциклопедия. Том 2. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1901 г. Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней / Пер. сантл.АА. Исэрова, B.C. Нестерова. — М.: Издательство «Весь Мир», 2006. - 600 с. Дрейфус А. Пять лет моей жизни (1894–1899). СПб., 1901. Дубнов, С. М. Краткая история евреев / С. М. Дубнов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 381 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11025-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518193 (дата обращения: 30.04.2023). Крапивенский С.Э. Еврейское в мировой культуре. - М.: Собрание, 2007, с. 217–241 Кэн Фабрис Дело Дрейфуса // Ведомости УИС. 2014. №3 (142). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delo-dreyfusa (дата обращения: 01.05.2023). Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины / И. А. Левинская. — 2. — Москва-Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2009. — 400 с. Моруа А. Жизнь Дизраэли / Пер. с франц. С. Лопашева. — М.: Политиздат, 1991. — 254 с. Поляков Л. История антисемитизма. т. 1 Эпоха веры, т. 2 Эпоха знаний: Перевод с французского. Москва: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1997. – 427 с. Трухановский В. Г. Бенджамин Дизраэли, или История одной невероятной карьеры / Институт всеобщей истории РАН. — М.: Наука, 1993. — 368 с. |