фило. философия глоссарий. Антропология (философская) философское учение о человеке. Антропоморфизм
Скачать 22.66 Kb.
|
АНТРОПОЛОГИЯ (философская) – философское учение о человеке. АНТРОПОМОРФИЗМ - очеловечивание и явлений неживой природы, животных и мифических существ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. АПАТИЯ – состояние безразличия, бесстрастия, невозмутимости. АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. АПРИОРИ – знание изначально присущее сознанию, доопытное; обратное – апостериори. АПРИОРИЗМ – философская позиция, утверждающая существование у человека доопытного знания или доопытных форм организации знания. АПЕЙРОН - понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. АРГУМЕНТ – логический довод, служащий основанием доказательства. АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала. БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, выражающая негативные характеристики бытия; противостоит прекрасному. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – процессы и состояния психики, не контролируемые сознанием. БИОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая концепция, согласно которой главной целью мироздания признается деятельность живых существ. БОГ – высшее сверхприродное существо; безличный разум, разлитый в мире. ВЕРА – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию. ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки. ВЕЩЕСТВО – вид материи, обладающий в противоположность полю массой покоя. ВЕРОЯТНОСТЬ – показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях. ВЕЧНОСТЬ – бесконечность существования во времени; в качестве выражения абсолютного совершенства и постоянства может противопоставляться текучему и изменчевому времени. ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, обладающая ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процессы обмена веществом, энергией, информацией, деятельностью и т.п. ВИДИМОСТЬ – кажимость; момент обманчивости в восприятии тех или иных явлений. ВИД И РОД (в логике) – понятия, выражающие отношения между классами предметов; вид как класс входит в род. ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – способность к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного. ВЛЕЧЕНИЕ – стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма. ВНЕШНЕЕ – свойства вещей, выявляемые в их отношении с другими вещами; то, что непосредственно дано в наблюдении, фиксируется органами чувств. ВНУТРЕННЕЕ – организация, строение вещи, ее состав и структура; раскрывается в процессах теоретического познания. ВОЛЮНТАРИЗМ – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия. ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. ВООБРАЖЕНИЕ – способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала. ВОСПРИЯТИЕ – целостный чувственный образ предмета. ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – изначальное, независящее от опыта содержание человеческого мышления. ВСЕЕДИНСТВО – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности индивидуальности. ВСЕЛЕННАЯ – в традиционном понимании – весь бесконечный материальный мир. ГИЛОЗОИЗМ – философское учение о всеобщей одушевленности материи. ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления. ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности. ГУМАНИЗМ – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей. ДЕДУКЦИЯ – логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок. ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования. ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически-человеческая форма активности, обусловленная наличием сознания. ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении. ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо. ДОГМАТИЗМ – антиисторический, недиалектический, схематически-окостенелый тип мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – процесс (метод) установления истины; обоснование истинности того или иного суждения (тезиса). ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали. ДОСТОВЕРНОСТЬ – характеристика знания, истинность или ложность которого доказана; противоположное – проблематичность. ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное. ДУША – нематериальная субстанция, автономная относительно тела. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения. ЗЛО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей. ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов. ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ – понятия, фиксирующие обозначаемый знаком класс предметов и информацию о нем. ИДЕАЛЬНОЕ – нематериальное, относящееся к психике, сознанию, духу. ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. ИЛЛЮЗИЯ – кажимость; искаженное восприятие действительности. ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении. ИСТИНА ВЕЧНАЯ – неопровержимое знание о чем-либо. ИСТИНА КОНКРЕТНАЯ – знание, истинность которого зависит от условий места и времени. ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное знание о действительности. КОСМОЛОГИЯ – наука о Вселенной как едином связном целом. КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – средство установления истинности того или иного утверждения, гипотезы и т.п. КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности. ЛИБИДО – энергия психических, в том числе сексуальных влечений. ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания. ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею; в философии может выступать в качестве космической силы, энергии мироздания, объединяющего начала, принципа познания, пути к истине и т.п., а также как иллюзия. МАРГИНАЛЬНОСТЬ – социологическое понятие, обозначающее промежуточное положение человека между какими-либо слоями населения. МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто. МЕХАНИЦИЗМ – односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения. МОНИЗМ – мировоззренческий принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало, единую основу (субстанцию) всего существующего. Материалистический монизм таким началом считает материю, идеалистический монизм – дух, идею. Монизм противоположен дуализму, признающему два независимых начала, и плюрализму, исходящему из множественности начал. НАТУРАЛИЗМ – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, обозначающая взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Противостоит различным видам супранатурализма, признающего трансцендентное и отказывающегося от принципа каузальности. НИГИЛИЗМ - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. В широком смысле – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - понятие философии, выражающее то, на что направлена активная познавательная деятельность человека как субъекта познания. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего субъекта в формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества. .ОНТОЛОГИЯ – учение о бытие как таковом,раздел философии, изучающий фундаментальные принцыпы бытия. ОЩУЩЕНИЕ – субъективный образ объективной действительности. ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир. ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания, теорий и методов (плюрализм в гносеологии), ценностей и ценностных ориентаций (плюрализм в аксиологии) и др. ПОТРЕБНОСТИ – нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму). РЕФЛЕКСИЯ – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. САКРАЛЬНОЕ – священное, отъединенное от мира. СОФИЗМ – хитрая уловка, измышление, логически неправильное (мнимое) рассуждение, выдаваемое за правильное. СПРАВЕДЛИВОСТЬ-понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. ТЕИЗМ – религиозно-философское учение, которое признает существование личного Бога, находящегося вне мира, сотворившего мир и могущего в любой момент вмешаться в ход его событий. Признание трансцендентности Бога отличает теизм от пантеизма, признание постоянной активности Бога – от деизма. ТЕОСОФИЯ – мистическое богопознание, религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистического откровения и интуиции, доступных избранному кругу лиц; религиозно-философское учение Е.П.Блаватской и ее последователей. УМОЗРЕНИЕ – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому умозрение может приобретать ненаучный характер. УТОПИЯ - это жанр философской и художественной литературы, который описывает модель идеального общества. Как правило, авторы отражают в утопиях актуальные для их времени социальные, экономические и политические проблемы. ФИЛОСОФИЯ – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ – философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. ХАРИЗМА – исключительная одаренность какого-либо человека, наделенность какого-либо лица, действия, института или символа особыми качествами исключительности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга сторонников. ЦЕЛЬ – идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; идеально-побуждающий мотив деятельности. ЭСТЕТИКА – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения |