период независимости арабского востока. Доклад Период независимости АВ. Арабский мир в xx в пережил несколько социальнополити ческих революций, изменивших
Скачать 34.65 Kb.
|
Арабский мир в XX в. пережил несколько социально-полити- ческих революций, изменивших арабское общество. Почти все они на какое-то время концентрировали на себе внимание всего арабского мира и так или иначе влияли на ход событий в самых отдаленных его уголках. Постоянным и своеобразным фоном, а также катализатором этих революционных перемен были арабо-израильские войны 1948— 1949 гг., 1956, 1967, 1982 г. С 1987 г. их роль выполняет затянувшееся палестино-израильское противостояние. Первой арабской революцией, происшедшей в описанных выше условиях, стала июльская революция 1952 г. в Египте, которая свергла феодально-компрадорский монархический режим короля Фарука. Ее подготовило и осуществило тайное общество «Свободные офицеры», многие участники которого боевой опыт приобрели в войне 1948-1949 гг. в Палестине. Значение Египетской революции в том, что на впервые поставила задачу превращения формальной независимости от колониальных держав в фактическую. Поэтому ее опыт, формы и методы политической борьбы, особенности организации и руководства движущих сил явились в той или иной мере образцом для других революций в Арабском регионе, прежде всего для иракской революции 1958г. и йеменской революции 1962 г. Вместе с тем еще раньше, в 1954 г., Сирия, пережившая в 1949-1951 гг. четыре военных переворота (как реакцию армии на поражения 1948-1949 гг.), освободилась от военно-тоталитарной диктатуры Адиба Шишакли. Значительных успехов достигли также прогрессивные силы и других стран, например, Иордании, добившиеся дальнейшего ослабления позиций Англии. Попытки Англии и США сбить подъем освободительной борьбы с помощью созданного в 1955 г. под их эгидой Багдадского пакта (Турция, Иран, Ирак, Пакистан) своей цели не достигли. Арабские страны все решительнее переходили на антиимпериалистические позиции. Наряду с достигнутыми успехами освободительному движению арабов были свойственны и слабости, трудности и противоречия. Антиимпериалистическая направленность позволяла объединить под знаменем национального освобождения самые разнородные в идейном и социальном отношении силы: от рабочих и крестьян до буржуазии и феодалов, от марксистов и стихийных социалистов до крайних шовинистов и клерикалов. Лидеры арабов, особенно в 1954-1956 гг., ставили перед собой прежде изводства», экспроприации собственности иностранных колонизаторов содержались в программах некоторых партий и организаций, например, образованной в 1954 г. Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) в Сирии, Ираке, Ливане и Иордании. Однако все эти требования осознавались массами как лозунги скорее национальные (т.е. направленные против иностранного капитала), чем социальные (т.е. заостренные против собственных феодалов и буржуазии). В качестве национальных лозунгов они хорошо служили делу сплочения масс в борьбе за национальную независимость. После достижения этих целей каждая из социально-политических группировок освободительного движения тянула в свою сторону, по-своему интерпретируя социальный контекст программных положений. ЕГИПЕТ: Египет, оставшийся до смерти лидера революции полковника Гамаля Абдель Насера (1918-1970) гегемоном арабского мира, шел к такому размежеванию медленнее, чем другие союзные ему арабские страны. Начав в 1954 г. вывод британских войск и приняв в 1955 г. участие в первой конференции стран Азии и Африки в Бандунге, он тогда же установил контакты с СССР и заключил с ним ряд выгодных соглашений, как и с другими социалистическими странами. Национализировав в июле 1956 г. Суэцкий канал, Египет получил средства для строительства Асуанской плотины, ибо раньше владельцы канала отчисляли ему не более 1/30 объема своей ежегодной прибыли в 16 млн. фунтов стерлингов (в ценах 1956 г.). Не сумев заставить Насера отказаться от национализации, Запад организовал англо-франко-израильскую агрессию против Египта в октябре-ноябре 1956 г. Однако при решительной поддержке СССР и большинства афро-азиатских государств Египет сумел устоять, а затем-добиться вывода войск агрессоров со своей территории. Разорвав отношения с Англией и Францией, Насер национализировал поэтапно их собственность в Египте (как и собственность их союзников Австралии и Бельгии) и принял в 1957 г. закон о «египтизации», устранявший иностранный капитал вообще из банков, страхового дела и оптовой торговли. Упор был сделан на развитие экономических связей с СССР и Восточной Европой. СИРИЯ: Действовавшая заодно с Египтом Сирия в это время переживала острый кризис. Ее соседи Турция и Израиль при активной помощи США угрожали Сирии военной интервенцией за ее антизападную позицию и поддержку арабов Палестины. СССР даже вынужден был осенью 1957 г. предупредить в этой связи Израиль и Турцию. В конечном итоге политические круги Сирии решили пойти на объединение с Египтом в феврале 1958 г. Однако, если в Египте после объединения новые группы национальной буржуазии начали в значительно большей степени выигрывать, чем проигрывать в результате экономических мероприятий правительства Насера, то в Сирии местная буржуазия ущемлялась к выгоде своих египетских конкурентов. Кроме того, был нанесен в 1958-1959 гг. удар по левым силам Египта и Сирии, для которых власти не видели места в Объединенной Арабской Республике (ОАР), как они называли новое государство. Египетская буржуазия стремилась завоевать сирийский рынок, а египетская бюрократия - распространить на Сирию египетские порядки, игнорируя сложившиеся в стране демократические традиции. В результате накопившееся недовольство привело к возникновению в Сирии «режима отделения» от Египта. ЛИВАН: Весной и летом 1958 г. народ Ливана восстал, протестуя против прозападной политики президента Шамуна, принявшего покровительство США. По конституции Ливана, основанной на принципе конфессионализма, т.е. распределения всех важных постов в стране среди представителей 12 религиозных общин, президентом всегда должен быть христианин-маронит, а на 5 депутатов-мусульман должны приходиться 6 депутатов-христиан. Пользуясь этим, элита маронитского предпринимательства, тесно связанная с Ватиканом и вообще с Западом, навязывала стране угодный ей курс. Поэтому, спасая Шамуна, США совершили в июле 1958 г. интервенцию в Ливан (как Англия - в Иорданию) под предлогом борьбы против «распространения насеризма». Так они называли деятельность ориентировавшихся на Египет в то время организаций ПАСВ в Ливане, Ираке и Иордании, а также - общины друзов в Сирии и Ливане, тайных офицерских групп в Иордании и ряда полуподпольных организаций вроде Движения арабских националистов. ИРАК: Особое беспокойство Запада вызвала также июльская революция 1958 г. в Ираке, покончившая с монархией и проанглийской ориентацией страны. В июле 1959 г. Ирак вышел из Багдадского пакта, который был переименован в СЕНТО – Организацию центрального договора, т.е. центрального звена между блоками НАТО и СЕАТО. «Бессмертная революция 14 июля» в Ираке стала второй по значению после египетской революцией на Арабском Востоке. Ее также совершило тайное общество «Свободные офицеры». Но, помимо армии, в ней участвовали также сильные партии. Насер рассчитывал на присоединение революционного Ирака к ОАР. Но его глава генерал Абд аль-Керим Касем не захотел этого, за что и был прозван египтянами «раскольником арабского единства». В дальнейшем Касем руководил Ираком не лучшим образом и, наряду с аграрной реформой и другими нужными стране мерами, втянул страну в бесконечные интриги по вытеснению то одной, то другой политических партий. В 1960 г. он, репрессируя и правых, и левых, держал в тюрьмах до 22 тыс. чел. Без особой нужды он ввязался в безнадежную и ненужную войну с курдами, а в 1961 г. - предъявил претензии на только что освободившийся из-под британского протектората Кувейт. ЙЕМЕН: Еще одна арабская революции совершенная по «египетскому образцу», произошла в 1962 г. в Йемене, где армейские офицеры свергли короля. Это вызвало негативную реакцию наиболее влиятельных племен, и в стране разгорелась гражданская война, в которой республиканцам активно помогали египетские войска. Но в 1967 г. они были выведены из Йемена. Попавшие в трудное положение республиканцы, тем не менее, продолжали борьбу, которая закончилась в 1970 г. компромиссом армейских кругов, оставшихся у власти в Йемене, и верхушкой племен, сохранивших свой старинный уклад и традиционные привилегии. Нельзя исключить, что на это решение повлияли события на юге Йемена, где в ходе революционной борьбы в 1963-1967 гг. были ликвидированы британский протекторат Аден и марионеточная Федерация Южной Аравии. На их месте была создана Народная Республика Южного Йемена 30 ноября 1967г. СУДАН И ЛИВИЯ: Последними революциями, бравшими пример с египетской, стали таковые в Судане (май 1969 г.) и Ливии (сентябрь 1969 г.). Обе они были совершены военными и обе в чем-то подводили итог предыдущему неэффективному развитию. В Судане, который стал независим в 1956 г., продолжение соперничества сторонников секты Аль-Ансар с ее опорой на внутренние силы и секты Аль-Хатмийя с ее ориентацией на единство долины Ниламешало развитию не меньше, чем засилье иностранцев и продолжавшаяся всеми правительствами война с немусульманским Югом. Гражданское правление сменялось военным и наоборот. Вставший у власти в мае 1969 г. Революционный совет во главе с полковником Нимейри национализировал банки и предприятия, ввел однопартийную систему, опираясь на левые силы страны. Но под напором внутренних противоречий блок офицеров и левых рухнул в июле 1971 г. В Ливии революцию совершила созданная еще в 1964 г. подпольная организация «Свободные офицеры-юнионисты-социалисты», которая свергла правившего-18 лет (1951-1969 гг.) престарелого короля Идриса, ликвидировала в стране иностранные военные базы и провела коренные социальные преобразования. Харизматический лидер организации 29-летний капитан (потом - полковник) Муаммар Каддафи выступил как самый горячий поклонник, а впоследствии и продолжатель дела Насера, особенно в вопросе об арабском единстве. 1 - Р.Г. Ланда учебник "История арабских стран" 2005г. стр. 226-246 1 - Освободительная борьба арабов против европейских колониальных держав Характер общенародной демократической революции приняла национально-освободительная война 1954-1962 гг. в Алжире. Ведущая роль в национальном движении патриотических сил перешла к Партии Алжирского Народа и ее лидеру Мессали. Спасаясь от преследований власти часть членов партии скрылась в горах, образовав партизанские отряды. Часть расколовшейся партии образовала Революционный комитет единства и действия (позднее преобразован во Фронт национального освобождения - ФНО), занявшийся подготовкой вооруженного восстания. Первое вооруженное восстание произошло на горном массиве Аурес, откуда оно последовательно распространилось на другие районы, охватив всю страну. На сторону ФНО постепенно перешли почти все политические партии, включая ранее отвергавших насилие. Возникшая в Тунисе партизанская Армия освобождения доказала свою эффективность, пользуясь широкой поддержкой населения. В долине Суммам был созван съезд руководства ФНО и АНО (армию национального освобождения), который выступил за равенство всех граждан страны и отрицал религиозный характер борьбы ФНО, которые в ответ открыто заявляли о «приверженности принципам ислама». Под влиянием событий в Алжире усилилась вооруженная борьба в Марокко. Мятеж в Алжире против намерения правительства закончить войну путем переговоров, вызвал во Франции кризис системы, завершившийся приходом к власти Шарля де Голля, который убедился в бесперспективности продолжения активных боевых операций и признал право Алжира на самоопределение. В 1962 г. во Франции были подписаны соглашения, признававшие право Алжира обрести независимость путем референдума. 2 - Крах мандатной системы После распада Османской империи Великобритания и Франция навязали странам Машрика мандатную систему. Борьба против нее быстро приняла острые формы. Мандат, согласно документам Лиги Наций, представлял собой опеку "более зрелых народов" над народами, которые были "не в состоянии управлять" собственными территориями. Подмандатными территориями стали Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Палестина, и Юго-Западная Африка. На практике Лига Наций всегда передавала мандаты на управление территориями традиционным колониальным державам. Вторая мировая война, которая, с точки зрения стран "третьего мира", была всего лишь внутренним конфликтом промышленно развитых стран, положила конец эре господства. Франция в 1956 г. признала независимость Марокко и Туниса. Европейские державы надеялись на то, что и после предоставления независимости колониям они по-прежнему будут сохранять господствующие позиции в их экономике. В Алжире мирное решение вопроса о взаимоотношениях с метрополией натолкнулось на ожесточенное сопротивление алжирских французов. В конце 1954 г. Фронт национального освобождения Алжира (ФИО) начал войну за независимость. После семилетней партизанской войны Алжир в 1962 г. обрел независимость. (Л.Н.Гончаренко, я.А.Сексте, с.В.Стрельников ИСТОРИЯ Учебное пособие) 3 - Политическое освобождение арабского мира Арабский национализм (АН) – широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов от европейского господства и в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. (СОВРЕМЕННЫЙ КОНВЕРГЕНТНЫЙ АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В.В. Наумкин) Над благополучием арабской политической и деловой верхушки общества с 1952 г. нависала угроза свержения. Национальные революции в Египте, Ираке, Алжире, Йемене и Ливии были направлены против империализма, но и против его союзников в лице феодалов и прозападной бюрократии. Они привели к власти военно-революционные режимы с четко выраженной республиканской и антимонархической ориентацией. Поэтому прежние аристократические группы – правящие элиты, несмотря на принципиальное сотрудничество с Западом, стали искать контактов с исламистами, включая их радикальное крыло. Они делали ставку на вспыхнувшее еще в конце 1954 г. острое соперничество между исламистами и военными революционерами Египта. Одновременно с этим влияние исламистов и вообще идеологии «политического ислама» выросло. Исламисты всюду, но прежде всего – в арабских странах, стали требовать «создания исламского государства любой ценой», а границы государств объявляли «не имеющими значения». («АРАБСКИЙ КРИЗИС» И ЕГО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Под общей редакцией академика РАН А. М. Васильева) Панарабизм — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока. Серьёзное ослабление старых империалистических колониальных держав в результате второй мировой войны также способствовали развитию народного революционного движения. После распада колониальной системы перед странами Азии и Африки встала проблема выбора пути развития. Необходимо было решить задачу поиска адекватных путей социально-экономического развития, обретения культурной идентификации, построения справедливых отношений с экономически развитыми странами, в кругах политологов и социологов велись дискуссии о том, как должен развиваться Восток. Общим для западных специалистов в первые десятилетия после Второй Мировой войны было представление о том, что экономически отставший Восток будет развиваться по путям, близким к становлению западноевропейского капитализма. Главные компоненты этой модели: частично индустриализованная капиталистическая экономика при сохранении аграрно-сырьевого профиля; политический институционализм буржуазно-демократического толка; внедрение западного образа жизни и массовой культуры; внешняя помощь политически лояльным афро-азиатским режимам. Этой концепции противостояла марксистская. В соответствии с ней постколониальный мир, опираясь на опыт Монголии и советских республик Средней Азии, должны были: создать сильный госсектор в экономике; путём мер национализации свести на нет присутствие Запада, укрепив организационно и идейно политические партии или фронты коммунистического толка, обеспечить быстрое развитие по некапиталистическому пути. Социализм в условиях отсталости, периферийности, зависимости казался адекватным способом развития, способным не только конкурировать с буржуазной модернизацией, но и стать её исторической альтернативой. В ряде стран на «путях социалистических преобразований» были достигнуты немалые результаты, в первую очередь, технологические. Но уже в 60-70 гг. выявилась ограниченность «социалистической модернизации», блокировавшей создание гражданского общества и постиндустриальное развитие. Некоторые страны преобразовывают социалистические тоталитарные системы в авторитарные, базирующиеся на смешанной экономике и включённые в мировое хозяйство. Возможно, на базе такого порядка модернизация в этих странах получит более полное и действительное выражение. Что касается модернизации по западному образцу, то в своём схематическом изложении она оказалась неприложимой к реалиям развивающегося Востока. Практика показала, что по мере включения в мировое хозяйство новых стран и регионов Востока создались причудливые сочетания либеральных принципов и демократических институтов с культурными и идейно-политическими традициями, весьма отличными от европейских. Для новой политической элиты восточных обществ наиболее привлекательным в западной политической культуре были идеалы равенства, справедливости и демократии. Но их притягательность вызывалась не столько потребностью общества, трансформированного из доиндустриального, традиционного, в индустриальное, современное, сколько реакцией на колониальное угнетение. Поэтому заимствованные модели институтов и концепций, попав в реальные условия восточного общества, в котором преобладали традиционные социальные связи и политические представления, наполнились традиционным содержанием, соединив западные и местные компоненты . В большинстве стран Востока синтез привёл к следующим результатам: На экономическом уровне известные модели капиталистического развития оказались неприемлемыми для современного постколониального Востока. Капитализм остаётся анклавным, связанным с докапиталистическими формами производства. На социальном уровне средние слои в большинстве стран не превратились в «центральный массив» общества. Постколониальное общество в основном представлено традиционными (община, каста, сословие) и маргинальными социальными структурами. На политическом уровне развитие или модернизация политических институтов типа буржуазной демократии западного толка не привели к консолидации современной политической культуры. Социальные носители такой политической культуры - харизматические лидеры, светские или религиозные, элитарные группировки и кланы, верхушки армии и бюрократии. На личностном уровне основной тип личности – «маргинальный человек», черты которого – эклектичность, противоречивость, расколотость, соединение традиций и современности. На уровне культуры сохранилось состояние маргинальности, конфликтности, различающихся ценностей, институтов и моделей поведения. В последнее время распространение западных ценностей, вестернизация перестаёт быть синонимом модернизации, появляется реальные возможности взаимовлияния цивилизаций и культур. Возникли концепции самобытности, которые противостоят господствовавшим ранее теориям модернизации. Такие концепции, как «авторитарная демократия», «восточная демократия» наполнились реальным содержанием. Афро-азиатские лидеры стремятся осуществить модернизацию без вестернизации, совместить модернизацию с сохранением ценностей, практики и институтов коренной культуры того или иного общества. Каждое восточное общество избирает свой путь развития. Его ответом на вызовы модернизации в условиях глобализации становится поиск национальной идентичности. Иногда этот поиск имеет неоднозначные результаты, т.к. на волне культурной самоидентификации спекулируют фундаменталисты, у элиты восточных стран появляется «комплекс полноценности». Очевидно, что политическое развитие Востока должно избавляться от «национальной ограниченности». Наиболее дальновидные учёные и политики понимают, что сила современного Запада не в «чистоте» либеральных принципов, не в унификации общественно-политической жизни всего мира на из базе, а в обеспечении условий для богатства и разнообразия идейного и политического, способности, оставаясь самим собой, абсорбировать различные влияния, «переваривать» чуждые установки. Представляется, что именно такой путь предстоит и Востоку. В каком году произошла июльская революция в Египте? 1952 Какое тайное сообщество его подготовило? Свободные офицеры Какие территории стали подмандатными? Подмандатными территориями стали Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Палестина, и Юго-Западная Африка. в каком году франция признала независимость туниса и марокко? 1956 что такое арабский национализм? – широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов от европейского господства и в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. Что такое панарабизм? — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока. |