Археология в системе наук. Археология в системе наук
Скачать 23.63 Kb.
|
Археология в системе наук: Археология – самостоятельная историческая дисциплина, которая ставит своей целью изучение развития человеческого общества преимущественно по вещественным остаткам. Объектами археологического изучения являются остатки жизнедеятельности людей: поселения, погребения, мастерские, остатки древних укреплений, наскальные изображения, камни с надписями, святилища, клады, отдельные находки и т.д И наука о древностях соответственно имеет границы изучения, хронологические рамки. Начало археологического периода истории определяется появлением первых артефактов деятельности человека примерно около 3 млн лет назад. Большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Курс археологии во многих университетах Британии изучается на исторических факультетах; в других же университетах существуют самостоятельные факультеты археологии. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве случаев включен в программу антропологических факультетов. Специалисты по античной археологии порой рассматривают свою специальность как отрасль науки о классических древностях или истории искусств. Однако среди археологов широко распространен и взгляд на археологию как на самостоятельную дисциплину, испытывающую стимулирующее воздействие других наук, но обладающую собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями. Некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств. В России археология расценивается как часть истории, которая изучает прошлое человечества на основе особой категории ископаемых источников (вещественных). Это совокупность исследований, относящихся к материальным объектам, которые вместе с другими данными могут осветить историю и образ жизни людей прошлого (отдельные события, повседневную деятельность, институты, верования и т.д.). Теоретическая археология - это наука о рождённых пером археологов рассуждениях, выраженных в символической, знаковой форме. Отличие теоретической археологии от истории состоит в периодах, которые изучает археология и история, базирующаяся на письменных источниках. Археология изучает, в основном, тот период, когда еще не было письменных источников, а также способствует получению новых памятников письменности. Даже для эпох, когда существовали письменные источники (Греция, Рим, Древняя Русь), археология играет значительную роль, т.к. изучает те стороны жизни, которые недостаточно освещены в них. Археология изучает, прежде всего, материальную культуру, а отчасти социально-политическую организацию общества. Она может дать ответ на некоторые аспекты вопроса об образовании государства. Находки остатков окладов икон, фундаментов храмов дают дополнительные знания о духовной культуре людей. Археологические источники, по сравнению с письменными, являются более объективными, но и более ограниченными, т.к. в земле сохраняется далеко не всё. Важно знать происхождение найденной вещи. Особо важен неразрушенный комплекс найденного. Таким образом, археология - это наука о том, как из "мертвых" вещей извлечь теоретическую информацию. Объект и предмет археология. Археология и история первобытного общества (а и мартынов) В археологии различают предмет и объект исследования. Под предметом обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследования — это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по археологизированным памятникам прошлого и вещественным источникам. На этом основании археологию иногда представляли как историю материальной культуры. Археология действительно прямо или косвенно имеет дело в большинстве своем с предметами материальной культуры прошлого. Однако сводить все только к материальной культуре узко и неверно. Археология через вещественные предметы прошлого или материализованные предметы духовной культуры — украшения, орнамент, произведения искусства, наскальные изображения — изучает в той или иной мере все стороны жизни человеческих сообществ. Когда речь идет о древности и даже средневековье, письменных источников всегда недостаточно, и во многих случаях трудно восстановить ход событий. Так, без археологических материалов просто невозможно было бы представить историю славян, России и ее соседей в средневековье. Значительные территории, в том числе и в России, например Сибирь, принадлежат к зонам бесписьменной или позднеписьменной истории. Археологические, этнографические, лингвистические и прочие материалы являются для таких регионов основными в изучении и реконструкции далекого прошлого. (генинг) Одной из центральных задач в организации четкой логической структуры науки является определение ее объекта и предмета. Исследование этой проблемы имеет чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития теоретического фундамента археологии, ибо именно эта сторона определяет структуру всей науки в целом, содержание ее законов, теорий, гипотез, методов и понятийного аппарата. Археологические источники и их специфика (генинг) Распространено мнение, что различие истории и археологии заключается, прежде всего, в исходном материал для исследования —' в источниках: изучение письменных источников входит в сферу собственно истории, а вещественных — археологии 18. Это положение можно признать верным лишь с формальной точки зрения, на уровне классификации источников, но не классификации наук. Известно, что первобытная археология первоначально возникла вне исторической науки, её пытались отнести даже к разряду естественных наук или наук на стыке естествознания и обществознания. В настоящее время определилась неразрывная связь археологии и истории и, несмотря на это, археология получила всеобщее признание как самостоятельная наука что, очевидно, отражает наличие каких-то более глубоких объективных различий между этими науками, определяющих их предметы. Прежде чем перейти к рассмотрению совокупности этих различий, необходимо разобраться в различиях источников — вещественных и письменных. Вещественные и письменные источники — это категории принципиально различного содержания и с научной точки зрения они не только не равнозначны, но и прямо не сопоставимы. Письменный источник — это документ (в самом широком смысле этого термина), в котором с той или иной полнотой и достоверностью зафиксированы в обобщенном виде явления и факты человеческой дёятельности. Они отражают сконструированные образы Идеализированных объектов действительности, созданные (и изложенные) в субъективном представлении индивида — автора документа. Это словесная информация о действительности в субъективном изложении. Эти идеализированные объекты и лежат между исследователем и завершившейся человеческой деятельностью. Это опосредствованный вид источников. Подобный характер источников предопределен самим объектом исторической науки — прошлым конкретных человеческих обществ, которое невозможно повторить, воспроизвести экспериментально, как в естественных науках. Кроме того, сказалась и определенная традиция в формировании науки истории, которая на протяжении длительного времени удостаивала вниманием только «цивилизованные общества», обладавшие письменностью. Это и определило характер источников — информация, изложенная в письменном виде. Письменные источники представляю т собой «зафиксированные эксперименты» человеческой деятельности, лишь опираясь на теорию, можно определить их ценность и место в освещении прошлого. Именно поэтому теория в исторической науке имеет решающее значение. Совершенно иной характер и содержание имеют вещественные источники, изучение которых лежит в основе археологии. Вещественные источники — орудия труда, оружие, украшения, остатки жилищ , погребений и т. д. и т. п.— представляю т собой непосредственный продукт человеческой деятельности, это непосредственные остатки самой действительности. В отличие от письменных источников, которые передаю т обобщенно и опосредствованно факты и явления, вещественные источники представляю т собой непосредственно индивидуальные факты и явления. Каждый такой индивидуальный факт есть овеществленный опыт, накопленный человечеством, это остатки самого «эксперимента человеческой деятельности». Таким образом, письменные источники содержат опосредствованные факты и явления действительности, в то время как вещевые источники являются непосредственными фактами деятельности людей. Типы археологических памятников (мартынов, клейн, авдусин) Археологические памятники — это остатки деятельности людей в ту или иную археологическую эпоху. Будучи органично связанными с природной средой, с ландшафтом археологические памятники являются недвижимыми. И если часть их, например древние изваяния, почти все перенесены в музеи, первоначальное их место было на природе. Все археологические памятники в прошлом были связаны в той или иной мере с деятельностью людей прошлого, будь то места поселений, погребений, места добычи камня, руды, оросительные сооружения и др. После того как по разным причинам они перестали быть объектами человеческой деятельности, они подвергались археологизации, т. е. стали омертвленными, изменили со временем свой вид, покрылись дерном и растительностью. Это и есть процесс образования археологических памятников — археологизация. Объекты жизнедеятельности подвержены ей по-разному, в зависимости от условий среды, отношения к ним человека и других факторов естественного, антропогенного или техногенного влияния. Все археологические памятники представлены несколькими типами: Поселения — общее название целой группы археологических памятников, связанных с жизнью людей в прошлом. В зависимости от эпохи и характера деятельности людей они различны. Среди них выделяются собственно поселения, расположенные, как правило, на приречных террасах, берегах озер или древних водоемов, которых сейчас нет. Эти места содержат следы от жилищ и хозяйственной деятельности. По условиям расположения они либо открытые, не имеющие никаких специально сделанных укреплений, либо использующие только естественные особенности ландшафта (удобная береговая терраса, возвышение, овраги, ручьи, естественно закрытые пещеры в горной местности). Основные типы археологических памятников: 1 — земляной курган; 2 — дольмен (Северный Кавказ); 3 — вид на городище Городец с остатками оборонительного вала; 4— курганы с каменными оградками и столбами по углам (Южная Сибирь); 5— каменное изваяние; 6— погребения, обозначенные кольцевыми оградками; 7— наскальные изображения Погребения и погребальные сооружения — вторая, наиболее многочисленная группа археологических памятников. Они представлены грунтовыми могильниками, курганами и гробницами. Такое деление сделано по внешним признакам, наличию или отсутствию сооружений на поверхности над местом погребения. Мегалитические сооружения известны в Испании, Португалии, Британии, Крыму, на Кавказе, в Корее и на средиземноморском побережье Африки. Это дольмены-ящики из крупных каменных блоков, сверху покрытые каменной плитой; менгиры — большие каменные стелы и кромлехи — круглые сооружения из больших камней. Назначение их различно. Дольмены — своеобразные погребальные сооружения, менгиры являлись частью погребальных конструкций, а кромлехи, вероятно, были связаны с космическими наблюдениями, как, например, знаменитое сооружение Стонхем в Англии. Эта группа археологических памятников относится в основном к концу каменного века и палеометаллической эпохе. Памятники наскального искусства представлены так называемой пещерной живописью (полихромные изображения), которая относится к древнекаменному веку (палеолиту), и наскальным искусствам открытого типа более позднего периода (в некоторых местах они «доживают» до современности). Этот вид памятников известен на всех континентах. Памятники хозяйственной деятельности — места добычи камня, древние рудные выработки в горных местностях, возникшие в палеометаллическую эпоху, места выплавки металла, остатки оросительных сооружений, древние дороги в ряде районов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа и Крыма. Пещерные памятники. Многие археологические памятники расположены в пещерах. С пещерами связаны палеолитическая живопись и поселения, чаще палеолитические, которые находились внутри пещер или на площадках перед входом в пещеру. Пещеры использовались в культовых целях и в более поздние времена. Такие памятники встречаются в горах, в карстовых отложениях. В пещерах встречаются и погребения. Архитектурно-археологические памятники — составляют весьма многочисленную группу. Это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах; замковые постройки, архитектурно-религиозные комплексы, городские укрепления. Каменные изваяния — принадлежат разным археологическим эпохам, известны от энеолита и до средневековья (древнетюркские, половецкие и печенежские каменные бабы). Клады. Есть два понятия клада — бытовое, когда речь идет о специально спрятанных драгоценных предметах или монетах, и профессиональное, археологическое, связанное с археологическими предметами (вооружение, орудия труда, ценная посуда и др.). Клады могут быть спрятаны по каким-либо причинам и оставлены их владельцами или погребены в результате катастроф. Эпиграфические памятники — сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох, имеющие историческую ценность. Памятники подводной археологии — это остатки прибрежных поселений прошлого, могильники и наскальные изображения, которые находятся под водой, затонувшие корабли разных археологических эпох. Возможности социологических реконструкций в археологии (Н П Гуляева) Реконструкция (в археологии) - Придание древнему объекту того облика, который он предположительно имел в прошлом (в момент, принятый за оптимально характеризующий его прежнюю функцию), с гипотетическим восстановлением недостающих деталей и свойств на основе выбора вариантов. Реконструкция может быть модельной или реальной. В реальной реконструкции выбор оптимального момента, к которому приводится облик объекта, особенно важен и ответственен, потому что сведение к этому моменту означает гибель остатков деталей, оставшихся от всех остальных отрезков времени существования этого объекта, и часто гибель безвозвратную. Постараемся подвести некоторые итоги. В настоящее время вопрос «осуществимы ли социологические реконструкции на основе археологических источников» лишен смысла, поскольку практика убедительно свидетельствует в пользу осуществимости. Проблема состоит в другом: в каком объеме, на каком теоретическом уровне и как технически могут и должны проводится эти реконструкции? У автора данной статьи есть серьезные сомнения в принципиальной реконструкции социальных систем древних обществ, по крайней мере, - относительно функциональной составляющей и на современном уровне источников. Парадокс состоит в том, что функциональность оказывается легче просматривается в динамике, чем при анализе какого-либо древнего коллектива, взятого в статичном положении. А вот отследить структуру социальной системы - или собственно социальную структуру - можно, что и делается с переменным успехом. При этом в большей степени внимание сосредотачивается на выделении социальных групп и их взаимного расположения. Именно по этой причине автор статьи уделила данной проблеме (как теоретическому выделению этих общностей в социологии, так и отражению в археологических материалах) так много места. Но дело в том, что социальная структура не исчерпывается сколько бы то ни было подробным описанием социальных групп и их расположения относительно друг друга. Она включает, как минимум еще и социальные институты, и социальные связи. Фиксируемы ли они по археологическим источникам? Этот вопрос требует отдельного и очень тщательного рассмотрения. |