Архитектура. Архитектура это система зданий и сооружений формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Эти отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города.
Скачать 296.78 Kb.
|
Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Эти отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура — это и особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово «архитектор» означает «строитель»). Архитектор должен соединять в своих проектах воедино пользу, прочность, красоту. Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель)(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения(также их комплексы), создающие материально организованную среду,необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии сназначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. "ТРИАДА ВИТРУВИЯ"- три закона архитектуры (прочность, польза, красота), сформулированные архитектором Витрувием (2-я пол. I в. до в. э.). "Т. В." применима ко всем видам деятельности людей. «ТРИАДА ВИТРУВИЯ» — три закона архитектуры, сформулированные древнеримским архитектором и инженером Витрувием в трактате «Об архитектуре»: прочность, польза, красота. Функция, конструкция, форма как три составляющие единого архитектурного целого. В этой формуле все члены равны — стоит одной из составляющих потеснить две другие — и архитектура исчезает. Остаются строительство, инженерия, декорация, но не высокое искусство архитектуры. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота ). Архитектуре присущи только ей свойственные понятия - определяющие те средства, которыми достигаются архитектурная гармония, уравновешенность, единство различных масс, т. е. зрительное совершенство. К таким средствам могут быть отнесены: единство и соподчиненность, тектоника, соотношение архитектурных форм, пропорции, масштабность, ритм, фактура и цвет, а также использование смежных видов искусств. Единство — основной закон архитектурной композиции. Оно может быть достигнуто приданием зданию простой нерасчлененной формы. Однако, как правило, единство и гармоничность достигаются многообразными композиционными средствами, к которым относятся различные приемы компоновки планов и объемов зданий и их конструктивной структуры, а также ряд художественных композиционных средств, взаимно связанных и направленных к единой цели — достижению архитектурной выразительности сооружения. Под тектоникой понимают художественное выражение конструктивной структуры здания. По характеру зрительного восприятия различают элементы тяжелые и легкие, статичные и динамичные, массивные и пространственные. В архитектурном значении соотношение архитектурных форм определяется по их величине, массе, фактуре и другим качествам. Так, например, масса обладает весомостью, которая может быть выражена (зрительно) в большей или меньшей степени. Отсюда возникает необходимость создания зрительной уравновешенности масс как одного из важных компонентов композиции. Соотношение отдельных объемов или частей сооружения может быть тождественным, нюансным или контрастным. Именно этими средствами может быть достигнуто акцентирование главного содержания. Пропорциональность в архитектуре — это соотношение между размерами, т.е. гармоничное соотношение всех элементов и частей здания между собой и с целым. Именно пропорциональность зрительно устанавливает между частями здания закономерную связь. В архитектуре используют две системы пропорциональности. Первая основана на соотношениях простых чисел и называется модульной. В этой системе мерой всех частей является единая исходная величина — модуль. Второй системой пропорциональной зависимости в архитектуре является геометрическое иррациональное построение и соотношение размеров. Наиболее часто применяется в этой системе метод «золотого сечения». Основа этой системы — деление целого на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая к целому. Поскольку отдельные элементы связаны единой закономерностью и дают уравновешенные пропорции, в архитектурной композиции широко используется метод «золотого сечения». Под масштабностью в архитектуре понимают выразительность соотношения размеров формы по отношению к росту человека, природному окружению, рядом стоящим зданиям и т.д. Широкое применение метрических рядов в архитектуре объясняется тем, что повторяемость элементов содействует выявлению единства композиции и определяет технико-экономическое значение стандарта. Ритм в архитектуре характеризует закономерное изменение расстановки форм, частей здания и других элементов композиции. В архитектуре важное значение имеют фактура, цвет и эффект светотени. Все это подчеркивает степень весомости отдельных элементов здания. Особенно важно это в современной архитектуре, где в условиях заводского изготовления определяется будущая выразительность здания. Весьма существенно органическое сочетание архитектурных форм с произведениями скульптуры, живописи и прикладного искусства. Именно это определяет термин синтез искусств. Произведения архитектуры в любой форме - это предметно воплощенные идеи их авторов, отражающие ценностные смыслы, которыми они руководствуются в творчестве и повседневной жизни. Музей Гуггенхайма, Бильбао, 1997 мост золотые ворота в америке пизанская башня Эйфилева башня. Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. Архитектурный стиль - закон построения образа, который формируется сам собой. Стиль - индивидуальность, особость. Основные стили: древнегреческий, древний Рим, готика, романский стиль, возрождение, барокко, классицизм. Основные требования, предъявляемые к зданиям, и их элементам Любое здание должно отвечать следующим требованиям: функциональной целесообразности, архитектурно-художественной выразительности; целесообразности технических решений; надежности; санитарно-техническим требованиям с учетом природно-климатических и других местных условий; требованиям техники безопасности и не в последнюю очередь требованиям экономичности строительства и т. п.В этом перечне первым поставлено требование функциональной целесообразности. Всякое здание является материально-организованной средой пребывания человека для осуществления им разнообразных процессов (труд, отдых, быт). Требования к высокому качеству архитектурно-художественных решений отражают эстетические потребности людей. Требования эти разнообразны. Они рассматриваются в курсах, архитектурного проектирования различных видов зданий. Санитарно-гигиенические требования проявляются в требованиях к физическим качествам среды пребывания человека: поддержанию необходимых температуры и влажности воздуха помещений, их чистоте, обеспечению звукового и зрительного комфорта, обеспечению инсоляции, естественного освещения помещений и т. п. Все эти требования непосредственно зависят от природно-климатических и других факторов и могут устанавливаться только в связи с ними. Методы установления такой связи рассматриваются в дисциплине «Строительная физика», в частности: обеспечение экономически целесообразного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций, их теплоустойчивости; паро- и воздухопроницаемости ограждающих конструкций, непроницаемости для рентгеновских и других лучей и т. п.; звукоизоляции перекрытий, перегородок и др. Надежность — способность зданий и сооружений безотказно выполнять заданные функции в течение всего периода эксплуатации. Свойство отдельных конструкций сохранять заданные качества в течение установленного срока их службы в определенных условиях при заданном режиме эксплуатации (климатических и других условиях) без разрушений, деформаций, потери внешнего вида называется долговечностью конструкций. Степень долговечности — требуемый срок такой службы, исчисляемый в годах. Установлены три степени долговечности конструкций: I степень — при сроке службы не менее 100 лет; П степень — при сроке службы не менее 50 лет; III степень — при сроке службы не менее 20 лет. Требуемая степень долговечности конструкций должна обеспечиваться подбором строительных материалов, обладающих показателями стойкости по отношению к тем воздействиям, которым будет подвержена конструкция в процессе ее эксплуатации: морозостойкости, влагостойкости, биостойкости, стойкости против коррозии и т. п. В случае невозмбжности подбора материала, показатели стойкости которого необходимы, обязательно следует предусматривать специальные меры защиты менее стойких материалов либо конструктивные решения, уменьшающие внешние воздействия и т. п. Важно подчеркнуть, что требования к долговечности конструкции распространяются и на ее детали (стыки, узлы сопряжений и т. п.). Надежность зданий и долговечность конструкций самым тесным образом связаны еще с одним требованием к зданиям — их огнестойкостью. Чем больше предполагаемый срок службы здания и его конструкций, тем выше должна быть степень их огнестойкости. Установлено пять основных степеней огнестойкости зданий (I ... V) и три дополнительных (Ilia, III6, IVa). Каждая из этих степеней взаимосвязана с конструктивными характеристиками здании, их этажностью и т. п. и устанавливается (назначается) типологическими СНиПами. Каждой степени огнестойкости здания должны соответствовать: минимальные пределы огнестойкости строительных конструкций, максимальные пределы распространения огня по ним и группы горючести применяемых строительных материалов. Требования к огнестойкости зданий и к долговечности их конструкций могут быть различными в зависимости от назначения здания, от того, где и на какой срок оно строится и от ряда других факторов. Для того чтобы проектировщик правильно ориентировался в вопросах выявления требований, предъявляемых к конкретному зданию, установлено важное понятие — класс здания по капитальности. Капитальность — это совокупность свойств, присущих зданию в целом, его народнохозяйственное и градостроительное значения, его значимость и т. п.; с другой стороны — это комплекс важнейших требований к зданию и его элементам. Класс здания — уровень этих требований. Установлены четыре класса зданий по капитальности: 1 класс. Крупные общественные здания (музеи, театры); правительственные учреждения; жилые дома высотой более 9 этажей; крупные электростанции и т. д. 2 класс. Общественные здания массового строительства в городах — школы, больницы, детские учреждения, административные здания, предприятия торговли и питания; жилые дома высотой 6 ... 9 этажей, крупные производственные здания. 3 класс. Жилые дома не более 5 этажей, общественные здания небольшой вместимости в сельских населенных пунктах. 4 класс. Малоэтажные жилые дома; временные общественные здания; производственные здания, рассчитанные на возможность их эксплуатации в течение короткого времени. Класс здания по капитальности должен обеспечиваться применением зданий и конструкций соответствующих степеней огнестойкости и долговечности, например: жилые здания Строительные свойства материалов значительно улучшаются при их специальной обработке или при принятии мер к их защите. Против коррозии металлические конструкции окрашиваются водостойкими красками, против действия огня — окрашивают термозащитными красками или защищают штукатуркой по сетке, бетонированием и другими средствами. Индустриализацией называют такую организацию строительного производства, которая превращает его в механизированный и автоматизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий из Крупноразмерных конструкций, в том числе укрупненных элементов с высокой заводской готовностью. Сборные' элементы, изготовленные на специальных заводах, и их механизированный монтаж позволяют существенно снизить затраты труда на строительной площадке, резко уменьшить количество отделочных работ на стройке, повысить качество строительства и сократись его сроки. Вторая составляющая экономичности здания — эксплуатационные расходы — связана, в частности, с ежегодными затратами на отопление здания. В то же время мощность отопительных установок, количество отопительных приборов и ежегодные затраты на топливо непосредственно связаны с решениями наружных ограждающих конструкций (их теплозащитными качествами), степенью остекления наружных стен и т. п. При тенденции к сокращению энергетических затрат рациональный выбор тигёов ограждающих конструкций, качество их материалов играют весьма важную роль в сокращении эксплуатационных расходов. Третья составляющая экономичности — стоимость амортизации здания — находится в прямой связи с долговечностью конструкций и строительных материалов: чем меньше износ изделий, т. е. чем оно дольше будет служить, тем меньше величина ежегодной амортизации. Таким образом, экономичность архитектурно-конструктивных решений находится в прямой зависимости от целесообразности принятых технических решений, рациональности объемно-планировочных решений, умелого использования строительных ресурсов и ряда других факторов. РАЗМЕРЫ ПРИВЯЗОК В КАРКАСНЫХ ЗДАНИЯХ Размеры привязок назначаются так, чтобы исключить или свести к минимуму применение доборных /краевых/ элементов или допол¬нительных /построечных/ работ на месте по закрытию промежутков между типовыми элементами заводского изготовления. С этой целью при установлении размеров привязки колонн крайних рядов и наружных стен к продольным модульным координационным осям одноэтажных каркасных зданий рекомендуется преимущественное применение так называемой "нулевой" привязки сборных конструк¬тивных элементов. В этом случае внутренняя грань продольной стены условно совпадает с координационной осью, которая совмещается с наружной гранью колонн /фактически между стеной и координаци¬онной осью имеется зазор 30 мм, необходимый для размещения деталей крепления стены к колоннам /рис. 1,а/. Нулевая привязка принимается, как правило, в следующих каркасных зданиях с покрытиями по стропильным фермам /балкам/ и с наружными навесными стенами из панелей горизонтальной разрезки : - со сборным железобетонным каркасом без мостовых кранов, при шаге крайних колонн 6 или 12 м ; - со стальным или смешанным каркасом без мостовых кранов, при панелях длиной 6 м и шаге крайних колонн 6 м, а при панелях длиной 12 м - также и при шаге крайних колонн 12 м ; - со сборным железобетонным или смешанным каркасом, обору-дованных электрическими или ручными мостовыми кранами грузоподъёмностью до 20 т при шаге крайних колонн 6 м и высоте не более 14,4 м. Нулевая привязка принята также для торцовых стен одноэтажных зданий. Внутренние поверхности этих стен условно совмещены с крайними поперечными координационными осями. Когда нулевая привязка колонн и стен к крайним продольным координационным осям невозможна из-за большого размера оголовка колонны, размеры привязок назначаются 250 мм, а в необходимых случаях и более, крат¬ными 250 мм. Размеры привязки "250 мм" принимаются в следующих каркасных зданиях с покрытиями по стропильным фермам /балкам/ и с наружными навесными стенами из панелей горизонтальной разрезки /см.рис.1,б/: - со стальным или смешанным каркасом без мостовых кранов, при панелях длиной 6 м и шаге крайних колонн 12 м ; - со сборным железобетонным или смешанным каркасом, обору¬дованных электрическими мостовыми кранами до 20 т.при шаге крайних колонн 12 м, а при кранах грузоподъёмностью 30 и 50 т, высоте 12 м и более - также и при шаге крайних колонн 6 м ; - со стальным каркасом, оборудованным электрическими мостовыми кранами, при шаге крайних колонн б м ; - оборудованных электрическими мостовыми кранами грузоподъёмностью до 50 т и с проходами вдоль крановых путей, устраиваемыми, сбоку колонн. В зданиях с различными конструктивными решениями колонны средних рядов располагаются, как правило, так, чтобы оси сечения их нижней части совпадали с продольными и поперечными модульными координационными осями зданий /осевая привязка/. Места сопряжения секций образуют поперечные и продольные температурные швы здания, а при сопряжении секций разной высоты и с разным направлением пролётов - швы, совмещённые с перепадом высот. Швы, как правило, осуществляются на двух колоннах /со вставкой/, что позволяет избежать применения в этих местах специальных типов колонн путём установки таких же колонн, как по крайнему ряду / рис. 2, а, б, в /. Поперечные швы при параллельных пролётах одинаковой высоты принимаются, как правило, с нулевой привязкой всех элементов, кроме колонн, которые смещаются по 500 мм в обе стороны от шва, совмещённого с поперечной; координационной осью /см.рис.2,г/. При сборных железобетонных каркасах и расстоянии между попе- речными температурными швами более 144 м в поперечных швах следует предусматривать две оси со вставкой между ними размером 100 мм. При этом колонны надлежит смещать на 500 мм от каждой оси. Продольные швы между параллельными пролётами одной высоты и швы в перепадах высот параллельных и взаимно перпендикулярных пролётов, выполняемые на двух колоннах, осуществляются со вставками между модульными координационными осями /рис. 2 , 3, 4/. Размеры вставок определяют в зависимости от вида каркаса /стальной, железобетонный/ и привязок его элементов к координационным осям требуемых температурных зазоров, а в перепадах высот такие в зависимости от толщины стен в этих местах. Размеры привязок и вставок приведены в табл. 1. |