ПроектАрхитектура стран Балканского п-ва. Архитектура стран балканского полуострова
Скачать 34.17 Kb.
|
Проект По теме: Архитектура стран балканского полуострова Подготовил проект студент группы:1СЭЗ-2.18 Сливницын Кирилл Александрович Содержание: Введение Часть I Ознакомление с основными школами зодчества Особенности архитектурно-строительных школ Часть II Рассмотрение архитектуры каждой страны 2.1Особенности архитектуры Греции 2.2Особенности архитектуры Болгарии 2.3Особенности архитектуры Румынии 2.4Особенности архитектуры Сербии Часть III Подведение итогов особенностей архитектуры 3.1 3.2 Проведение анкетирования студентов техникума ВИТИ НИЯУ МИФИ Заключение Список использованных источников Введение На протяжении многих лет с развитием культуры и технологий менялась архитектура разных стран. Но на мой взгляд самой интересной является архитектура стран балканского полуострова. Из-за того, что в ходе истории на их культуру очень часто оказывалось давление других стран, из-за чего в странах балканского полуострова очень смешанная архитектура, которой довольно часто пользуются писатели. Граница, условно установленная Диоклетианом (284 - 305) по руслу реки Дрины и разделившая Римскую империю на Западную и Восточную, сохраняет, как на протяжении всей истории, так и доныне, функцию разделения двух миров. И хотя в дальнейшем императорами Константином, Феодосием и Юстинианом предпринимались попытки объединения Империи, этот раздел, бывший вначале только формальным, стал впоследствии разделением по существу. По обе стороны и на значительном расстоянии от условной границы, на землях, являющихся отдаленными провинциями по отношению к своим великим центрам - Риму и Константинополю - складываются сложные культурные и художественные конгломераты. При разделении Церквей 1054 г. граница между зонами православия и католичества проходит там же. Между тем, этой границы, одинаково показанной на всех исторических картах, нет в письменных источниках. Для земель западной, романской ориентации (к западу от Дрины) и восточной, византийской (к востоку от нее), всегда было характерно не только сосуществование, но и взаимопроникновение, а зачастую и противостояние различных традиций. В настоящее время большая часть этой разделительной линии является государственной границей Сербии с Боснией и Герцеговиной. Живущие по сторонам этой границы народы на протяжении многих веков находились в постоянном антагонизме, что во многом ощущается и поныне. Соответственно, взгляды исследователей средневековой архитектуры, позиционирующих принадлежность собственной культуры к византийской или романской, достаточно сильно расходятся. Особенности архитектуры в разных странах тесно связаны с архитектурно- строительными школами, которые складывались в течение веков, вбирая все лучшее, что дали и культура византийского наследия, и народное зодчество, локальные традиции, а также опыт, заимствованный в практике соседних стран. Балканские школы сложились под влиянием трех основных византийских архитектурно-строительных школ: Константинопольской, и особенно Греческой Актуальность: Сохранение древних технологий строительства греческих и византийских колонн, заимствование готического стиля эпохи возрождения из греко-византийского зодчества Проблемы: угасание среди молодежи к интересам балканского зодчества и их истории как стран в целом. Предмет исследования: история архитектуры стран балканского полуострова и их зодчества Объект исследования: архитектура болгарии, греции, румынии, сербии, греко-византийская школа строительства Цель проекта: Ознакомиться с архитектурой, зодчеством и истории строительства в странах Балканского полуострова Исходя из поставленной цели определяем задачи: 1. Установить предпосылки формирования архитектуры в балканских странах, ее связь с византийским зодчеством и с местными традициями, привносимыми локальными архитектурными школами; 2. Исследовать характеристики архитектуры Балканского полуострова; 3.Изучить приемущества и недостатки балканской архитектуры 4.Проанализировать стиль и вид архитектуры на балканах 5.Провести анкетирование по данной теме Часть I Ознакомление с основными школами зодчества 1.1Особенности архитектурно-строительных школ Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние грекиуделяли красоте и гармонии внешнего облика храма в византийский период появились скальные, а также монастыри-крепости с полигональным, нерегулярным планом двора (из-за сложного рельефа), окруженного высокой каменной стеной с дозорными башнями по углам (монастыри св. горы Афон). На смену монументальной архитектуре пришло камерное зодчество: малые монастыри с преобладанием свободной планировки, расположенные на живописных склонах холмов и гор. Вместо крупных храмов в монастырях строятся часовни-молельни; получает развитие декор фасадов, использование цветовых и фактурных эффектов кладки стен. Во время турецкого владычества в труднодоступных местах на высоких одиночно возвышающихся скалах- столбах размещались укрепленные Монастыри (Метеоры — греч. парящие).. В ряде храмов Метеоры распространился афонский тип, к ним относятся католи- коны монастыря св. Троицы, св. Стефана . После освобождения страны, при восстановлении монастырей увеличивается их площадь, строятся крупные храмы, жилые корпуса, библиотеки, архивы, духовные школы, типографии, капеллы-часовни. Стилистически многие постройки следуют византийским образцам, но архитектура келий с каменными аркадами отражает традиции народного жилища северной Греции. В афонских монастырях созданы живописные и иконописные мастерские, сохранились резные иконостасы из слоновой кости и дерева, широко распространена резьба по дереву и камню. Мастерами резки по дереву были греки и славяне, которые имели на Афоне свои мастерские. Таким образом, архитектура и планировка монастырей Афонской школы внесла новые элементы в сокровищницу мирового зодчества, сохранив особые черты византийского монастыря и храма, а также их трансформацию во времени и пространстве, что позволяет судить об архетипе православного монастыря на византийской первооснове. Цель проекта: Ознакомиться с архитектурой, зодчеством и истории строительства в странах Балканского полуострова Актуальность: Сохранение древних технологий строительства греческих и византийских колонн, заимствование готического стиля эпохи возрождения из греко-византийского зодчества Проблемы: угасание среди молодежи к интересам балканского зодчества и их истории как стран в целом. Задачи: 1. Установить предпосылки формирования архитектуры в балканских странах, ее связь с византийским зодчеством и с местными традициями, привносимыми локальными архитектурными школами; 2. Исследовать характеристики архитектуры Балканского полуострова; 3.Изучить приемущества и недостатки балканской архитектуры 4.Проанализировать стиль и вид архитектуры на балканах 5.Провести анкетирование по данной теме Часть II Рассмотрение архитектуры каждой страны 2.1Особенности архитектуры Греции Греко-персидские войны, сыгравшие такую важную роль в истории Греции, оставили глубокий след и в развитии архитектуры. Войны начались с восстания греческих городов в Малой Азии в 500 г. до н. э. Жестокое подавление персами этого восстания сопровождалось разрушением Милета и других городов; вот почему проблемы застройки городов, уже возникавшие в связи с колонизацией, приобрели особую остроту и в середине V в. до н.э., когда древнегреческие полисы достигли наивысшего экономического, политического и культурного расцвета, — в Афинах впервые зародилась подлинная наука о градостроительстве. С развитием экономики расширилось и строительство торговых, производственных и оборонительных сооружений: складов, портовых сооружений, ремесленных мастерских, эргастериев, городских стен и т. п. Общегреческие типы жилых и общественных зданий, сложившиеся к концу предшествовавшего периода, теперь достигают полной зрелости и все чаще получают индивидуальную трактовку. Это сочетание типических черт с индивидуальными всего легче прослеживается на жилище (например, в Олинфе) и на храмах, которые теперь не только посвящены богу — покровителю полиса, но как бы и олицетворяют последний. В результате разрушений, причиненных персидскими войнами малоазийским греческим городам, родине ионического ордера, в начале и в середине рассматриваемого периода доминирует строительство храмов в дорическом ордере. Лишь со второй половины V в. до н.э. в интерьерах построек все чаще применяются другие ордера. Ведущим типом монументальной архитектуры в начале V в. до н.э. по-прежнему оставался периптер. Подобно греческой драме, удовлетворявшейся обработкой сравнительно небольшого числа сюжетов, черпаемых обычно из мифологии, в храмовом зодчестве архаической эпохи культивировалось лишь несколько архитектурных типов, среди которых первое место занимал периптер. В результате этой долгой преемственной разработки периптеральный храм получает единую распространенную по всему греческому миру форму, в которой пластическая выразительность сочетается с лаконизмом художественных средств. Архитектуру греции разделяют на несколько временных промежутков • Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.)Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии • Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.)В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. • Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.)Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая Башня Ветров. 2.2Особенности архитектуры Болгарии Первой из балканских стран выступила на историческую арену Болгария. На ее территории сохранилось много памятников, относящихся к античному и ранневизантийскому периоду. К 9 в. в Болгарии завершилось сложение феодальных отношений. При князе Борисе (около 865 г.) было принято христианство, способствовавшее укреплению феодализма и росту церковных и культурных связей с Византией. В конце 9 и начале 10 в. в Болгарии, главным образом на месте старых античных городов, стали развиваться средневековые городские поселения. Строительство времени Первого Болгарского царства известно главным образом на основании археологических раскопок. Древнейшее зодчество было деревянным, но по мере роста могущества обширного государства стали появляться мощные оборонительные сооружения? огромные дворцы (обнаруженные в первой столице Болгарии — Плиске и в Мадаре), а со второй половины 9 в.— и христианские храмы. Для дворцовых залов и церквей применялись формы трехнефной базилики с несколько утяжеленными пропорциями. Таков был храм в Плиске (вторая половина 9 в.) с атрием, нартексом и тремя гранеными абсидами. Его стены были украшены мозаикой из мрамора. Сходную базиликальную форму имел и дворцовый зал в Великой Преславе — второй столице Болгарии. Его богатое убранство было описано болгарским писателем Иоанном Эк3архом. Во время раскопок найдены подтверждающие это описание остатки мозаичного пола из мрамора, серпентина и порфира, колонны из темно-зеленого мрамора и богатая керамическая облицовка. Интересна по своему плану круглая церковь в Преславе, с двенадцатью полукруглыми нишами и расположенными по кругу мраморными колоннами, с атрием и двумя башнями. 2.3Особенности архитектуры Румынии Румынское средневековое искусство зародилось в период становления феодального строя, когда на территории Румынии существовали мелкие княжества. Результаты археологических раскопок и данные письменных источников позволяют отнести возникновение архитектуры феодального периода в Трансильвании и в Дунайской низменности к 9—12 вв. От этого времени сохранились крепость в Морешти, поселение в Гэрван-Диногеция, фундаменты двух церквей в Турну-Северин. Большие пробелы в общей картине развития архитектуры этого периода могут быть частично восполнены при помощи исследований памятников деревянной архитектуры, наиболее древние из которых находятся в Трансильвании. От 13 столетия в Трансильвании сохранились каменные католические церкви (в Стрей, в Рыбице и др.), близкие, с одной стороны, памятникам деревянной архитектуры, с другой — западному, романскому зодчеству. Построенные из каменных плит, они отличаются уравновешенностью пропорций и украшены скульптурным орнаментом, выполненным на отесанной поверхности. Фрагменты стенной живописи, сохранившиеся на этих памятниках, свидетельствуют о двойном влиянии — школы южноитальянских мастеров и византийской живописи. Последнее проникло в Румынию со стороны южных Карпат. Портреты румынских основателей церквей, например бояр Ладислава и Миклоша из Рыбицы или боярина Быля и его жены Виши из церкви в Крисчиор, говорят о местных живописных традициях. В 13 и в начале 14 в. в Валахии были основаны первые городские центры: Кымпулунг, Арджеш и Тырговиште. Пришедшие из-за Карпат и обосновавшиеся в этих местах ремесленники-саксы принесли с собой достаточно развитое искусство орнамента. В Румынии, во времена образования самостоятельных государств Валахии и Молдавии (XIV в.), монастыри, помимо религиозной, выполняют функции просветительных центров и оборонную; они располагаются в уединенных живописных местах, в предгорьях Карпат реже — на окраинах городов. Дворы — обычно квадратные или прямоугольные — окружены стенами высотой 3—6 м с контрфорсами и дозорными башнями с коническими покрытиями; по периметру располагались двухэтажные жилые корпуса с открытыми галереями, в центре — удлиненный объем храма-«корабля» с контрфорсами и одним куполом в центре, обычно представляя в плане тип три- конх (три апсиды с востока, севера и юга). Храмы отражают синтез византийской плановой основы (крестово-купольный и безопорный триконх) и самобытной архитектуры региона. Территория Румынии в меньшей мере подверглась владычеству турок, чем Болгария и Греция. Вплоть до XX в. здесь строились и реставрировались монастыри. Стал преобладать триконховый тип храма с развитым западным нартексом-притвором. Характерны высокие вальмовые крыши, стрельчатые «готические» обрамления порталов и проемов, уступчатые контрфорсы, открытые аркады. Фасады украшались поливными керамическими деталями в сочетании с рядами ниш под карнизом, а иногда и сплошной фресковой росписью (Воронец, Сучевица). В 10-13 веках поселения состояли из прямоугольных в плане жилищ, сложанных из толстых брёвен и тёсанных брусьев. Реже встречались избы, имевшие деревянный каркас, переплетённый ветками и обмазанной глиной. Деревянные стропила высоких навесающих крыш крылись соломой или дранкой. Каменное строительство велось преимущественно феодалами. Дома знати были скромны. Каменные усадьбы состояли преимущественно из 3-4 комнат. С галереей на одной из фасадов 2.4Особенности архитектуры Сербии Сравнительно поздно вступив на историческую арену, Сербия сумела за относительно короткий промежуток времени (12—14 вв.) вписать блестящую страницу в историю средневекового искусства. Большой интерес представляет ее архитектура с богатым наружным убранством. Высокого художественного уровня достигла и сербская монументальная живопись. Особенно важное значение для его формирования имели традиции византийского искусства, что проявилось с большей силой в живописи. Памятники архитектуры, особенно в Далмации, свидетельствуют о значительных воздействиях западноевропейского зодчества. Немногочисленные ранние памятники Зеты, близкие к западной дороманской архитектуре,— это каменные, несложные по плану базилики или сводчатые церкви, иногда со скупыми рельефными украшениями, обрамляющими двери и окна. Связи с западноевропейским искусством обнаруживает и зародившаяся в 11 в. сербская миниатюра. В орнаментации рукописей, написанных глаголицей или кириллицей, можно усмотреть известное сходство с латинскими инициалами. Объединение сербского государства вокруг Рашки в 12 в. и учреждение независимой архиепископии в Жичи содействовали усиленному строительству. Особенно большое значение приобрело замковое и монастырское — крепостное по своему характеру — зодчество. Примером может служить крепость Старый бор (11 в.), а также Рыбница с ее мощными башнями, округлой и пятигранной, и остатками старого моста. Часть III Подведение итогов особенностей архитектуры Заключение: Установлено, что в Болгарии, Греции, Румынии и Сербии - балканских странах, входивших в состав Византийской империи, монастырская архитектура формировалась под воздействием общих для данной территории региональных факторов, а также специфических особенностей для каждой страны. Как показывают исследования, основной общей предпосылкой формирования архитектуры храма и монастыря послужили унаследованные от Византии богословские учения церкви, богослужебные правила (канонические требования), положения монастырских уставов и православная христианская символика храма как образа мира. Автором установлено, что в процессе эволюции монастырской архитектуры, требования византийской церкви предопределяли: -квадратную или близкую к ней форму плана монастыря (образное воплощение Горней обители - Небесного Иерусалима); - крестово-купольную систему храма с модульным его построением на основе пропорций подкупольного квадрата; -многофасадность объема храма, отдельно стоящего в центре монастыря; -иерархическую трехчастную структуру внутренних пространств храма вдоль оси Восток-Запад, принятую по византийским правилам в VI в., с выделением восточной части-алтаря и устройством иконостаса; - внутреннее убранство храма с обильным золочением декора (мозаики, фрески, иконы). Установлено, что тип монастырских комплексов и построек на Балканах, наряду с обращением к византийскому зодчеству, благодаря локальным школам, вобрал в себя и сохранил преемственность традиций народного зодчества, усадеб, жилищ и прикладного искусства отдельных стран, а также результаты творческой переработки западноевропейских архитектурных стилей. Тип православного монастыря и храма на почве традиционной архитектуры каждой из стран, а также под влиянием зодчества других культур, приобретал локальные особенности, региональные и национальные черты, что, однако, не противоречило формированию единого балкано-византийского типа, обладающего определенной структурно-функциональной и архитектурно-художественной цельностью. Анкета 1.Что стали использовать вместо дерева в качестве строительного материала греки при постройки храмов в эпоху архаики? А) Желтоватый известняк и белый мрамор Б)Гальку и песок В)Гранитную крошку Г)Мясо своих сородичей 2. Что из себя представляли замкнутые дворы болгарских монастырей в византийский период? А) Параллелепипед, состоящий из множества мраморных дорожек Б)Прямоугольную конфигурацию, окруженную невысокими оградами из тесаного известняка или бутового камня В)Место забива 3. Какие функции, помимо религиозной, выполняли монастыри в Румынии во времена образования самостоятельных государств Валахии и Молдавии (XIV в.) А)Внутренние и внешние функции Б)Торговую и обменную функции В) Просветительных центров и оборонную Г)Они воровали канализационные люки для великого цыгана 4. Какие храмы двух типов господствовали в Сербии, во времена самостоятельного государства? А)В форме корабля; в форме восьмиконечной звезды Б) Четырехстолпные; бесстолпные В)В форме креста; круга Г)Сербские, ежжи 5. До какого века зародились местные болгарские жилища эпохи Возрождения? А)XVI в. Б)XVIII в. В)XX в. Г)ТЫЩА ВОСЕМЬСОТ... ЧЁТА-ТАМ 6. Как вы считаете важно ли исследование балканской архитектуры в целом? A)ДА Б)ДА В)*Пойти поесть пельмешек* Г)Не говори, что я не давал тебе выбор Список использованных источников : http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/12.htm http://totalarch.ru/art_history/middleages/europe/romania http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/13.htm http://antique.totalarch.com/gha_grece/3/2 http://cheloveknauka.com/srednevekovaya-hramovaya-arhitektura-zapadnyh-balkan https://studbooks.net/2329900/nedvizhimost/arhitektura_rumynii |