Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнила: студентка 1 курса группы 16ИПИ1Агашина СветланаПроверил: Ставицкий Владимир ВячеславовичПенза 2016

  • Оглавление Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Головные украшения……………………….………………..........4

  • Глава 2.Шейные украшения…………………………………..……….…...8 Глава 3.Нагрудные украшения……………………………………...…......9 Глава 4.Наручные украшения…………………………………………….11

  • Заключение…………………………………………………………………..12 Список используемой литературы………………………...……………...30. Введение.

  • Глава 1.Головные украшения. Височные украшения.

  • 1.3.Наушные и накосные украшения

  • Глава 2.Шейные украшения.

  • Глава 3.Нагрудные украшения.

  • Глава 4.Наручные украшения.

  • Список используемой литературы

  • Основные типы мордовских украшений


    Скачать 39.74 Kb.
    НазваниеОсновные типы мордовских украшений
    Дата18.11.2021
    Размер39.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAgashina_10.docx
    ТипРеферат
    #275956

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

    Кафедра всеобщей истории, историографии и археологии.

    Реферат

    по археологии на тему:

    «Основные типы мордовских украшений»

    Выполнила:

    студентка 1 курса

    группы 16ИПИ1

    Агашина Светлана

    Проверил:

    Ставицкий Владимир Вячеславович

    Пенза 2016 

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Головные украшения……………………….………………..........4

    1.1. Височные украшения……………………………………………………4

    1.2 .Налобные украшения………………………………………………...….5

    1.3 .Наушные и накосные украшения………………………………..........6

    Глава 2.Шейные украшения…………………………………..……….…...8

    Глава 3.Нагрудные украшения……………………………………...…......9

    Глава 4.Наручные украшения…………………………………………….11

    Заключение…………………………………………………………………..12

    Список используемой литературы………………………...……………...30.

    Введение.

    Раскопки различных мордовских поселений, исследованных разными археологами, позволяют воссоздать картину жизни древней мордвы. Украшения в мордовской культуре играли важную роль. Они были не только социально значимыми предметами, но и выполняли защитную функцию. Поэтому в мордовских могильниках основную часть находок составляют украшения, которые выполняли функцию оберегов. Украшения - предметы традиционного женского костюма мордвы из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, кожи животных и так далее. По многим погребениям известны костяные бусы, пронизки, а также и фигурные подвески из косточек птиц или лесных зверьков, как амулеты-обереги от злых сил. Костяными орнаментированными пластинками украшали походные сумки охотников и воинов. Излюбленным украшением были браслеты, главным образом, бронзовые и почти все – кованые. Их надевали по несколько, но на правую руку больше (как и колец). В женских погребениях чаще попадаются спиральные или тонкие с расплющенными концами браслеты, а в мужских – много массивных, или с концами, похожими на шляпки гвоздя, так называемые «гвоздевидные». Основными типами украшений мордвы являются головные, шейные, нагрудные и наручные украшения.

    Глава 1.Головные украшения.

      1. Височные украшения.

    Как известно, у многих народов височные украшения исполняли роль этноопределяющего признака. Так, например, у древней мордвы были характерные височные подвески, которые представляли собой стержень на нижнем конце которого был грузик, а на верхнем спиралька.Если говорить о мужском головном уборе,то здесь продолжает использоваться уже известное в I тысячелетие до н.э перстневидные кольца.1

    Археологические раскопки Мордовопаркинского могильника свидетельствуют о появлении новых форм.Этими новыми формами являются перстневидные кольца.У этих колец есть характерная особенность.Один конец представляет собой расплющенную свернутую трубочку.Кольца такого типа были характерны и для племен восточных славян. У мордовских племен появление таких колец стало следствием влияния славянских племен.

    Ещё одной важной особенностью является изчезновение из женских погребений височных подвесок с грузиком. Вместо них появляются тупоконечные кольца.В могильниках Красное, Пятницы височных украшений вообще не было обнаружено.2

    Такие украшения появляются как у мокши, так и у мордвы. Такое широкое распространение этих украшений объясняется появлением золотоордынских городских центров на мордовских землях, где они могли изготавливаться. Примером может служить город Мохши.

    Таким образом, мы можем отметить, что в мордовском женском головном уборе в XI-XIV вв. происходит множество изменений. Появляется новая форма височных украшений.Это височные кольца,которые постепенно вытесняют подвески. В середине XIII в. височное кольцо с завитком было характерно женского головного убора мокши. Встречается эта форма и у эрзи, но уже в ограниченном количестве, что объясняется влияние мокши на эрзю. Таким образом, в золотоордынский период перстневидное височное кольцо,которое имело завиток на одном конце становится отличительным признаком головного убора мокши.

      1. Налобные украшения.

    Из налобных украшений известны венчики. Налобные венчики особенно часто можно встретить в исследованных памятниках. Они состоят из секций длинных и коротких трубочек с кольцевым орнаментом на концах или посередине, а также соединительных прямоугольных обойм,которые украшены рельефными шишечками. Найденные венчики были практически сходны,но имелось различие, которое состояло в количестве трубочек в секциях и в чередовании коротких и длинных трубочек.

    В мордовских погребениях налобные венчики появляются рано. Такие украшения известны во многих пензенских могильниках.Они состояли из секций бронзовых спиралек, нанизанных на ремешки, которые соединялись между собой обоймами. Иногда к ним подвешивались луновидные подвески. Новая форма этих украшений появляется в конце VII в. И представляет собой секции бронзовых трубочек и соединительных обойм. Такой тип налобных венчиков продолжает существовать в XI в. Такой тип венчиков встречается в погребениях Елизавет-Михайловского, Пановского, Крюковско-Кужновского, Перемчалкинского могильников.

    1.3.Наушные и накосные украшения.

    Из наушных украшений известны серьги и наушники. Наушники были сделаны либо из бересты, либо из картона. Также они были обтянуты материей. Для них были характерны нашивки разного тип.Например,цветы,бусы. Серьги из проволоки с круглым сечением в виде треугольника со слегка вогнутыми краями(форма близка грушевидной) со стыком в основании. К головным украшениям относятся также и накосники.Обратимся к погребениях анаткасинскому могильнику.Здесь были найдены множество различных ремешков,которые были обмотаны проволокой.С накосниками связаны и подвески-пронизки в форме костяных коньков. На их поверхность нанесен орнамент, который изображает сбрую коня.Туловище коня напоминает силуэт плывущей утки. Поэтому в литературе скульптурные орнитоморфные изображения сравнивают с коньками или водоплавающей птицей. Материалы марийских могильников Ветлужско-Вятского междуречья показывают, что очень часто подобные изделия являлись составной частью накосников и крепились к спиральным пронизкам из бронзовой проволоки.В Абрамовском могильнике рядом с сосудом располагались бронзовые пирамидальные привески – часть накосника, бронзовая пряжка. Чуть южнее черепа были обнаружены бронзовая серповидная гривна с подвесками арочной формы и остатки накосника . Накосник состоял из рядов бронзовых спиралек, завершающихся пирамидальными подвесками.3

    Глава 2.Шейные украшения.

    Шейные украшение представлены бусами и гривнами. Бусы или ожерелья состоят ремешка из кожи с пронизками из бронзовай проволоки, свитой в спираль. К ожерелью можем относить дисковидный медальон с четырьмя полушарными выпуклинами,который образует квадрат По периметру медальона изнутри выбито два ряда мелких шишечек. Ожерелье с четырьмя подобными медальонами (только без полушарных выпуклин) найдено в 71 погребении Крюко-Кужновского могильника, где они были надеты на кожаный шнурок с трубчатыми пронизками.4 Гривны различны по материалу и оформлению. Гривна глазовского типа из закрученного серебряного дрота с петлей и на концах колбочка имеет многочисленные подобии на территории Среднего Поволжья, северо-запада Руси. Такие гривны, как считалось, были импортированы из Скандинавии и распространялись на территории Руси в X–XI вв. Эти украшения сосредоточены в основном вдоль торговых путей, связывающих Северную Европу с Восточными странами.

    Глава 3.Нагрудные украшения.

    Теперь перейдем к рассмотрению нагрудных украшений. И попытаемся проследить нагрудных украшений мордвы.

    Одними из самых ранних нагрудных украшений мордвы считаются бляхи с круглым отверстием в центре и радиальной прорезью, края которой завернуты в трубочку. 5

    Еще одним видом нагрудных украшений этого периода является бляха с двумя концентрическими валиками. В этом украшении можно выделить одну особенность.Это игла на корпусе,вероятно,состоящая из железа или бронзы.Отверстия для заклепок свидетельствуют о том,что на бляхе имелось приспособление имелось приспособление, которое фиксировало обойму с иглой в неподвижном положении. 6

    Еще один тип блях, известный только на территории Абрамовского могильника – бляхи с ромбической крышечкой и одним рядом полушарных выпуклин по краю бляхи, датируемые второй половиной V века.7

    Таким образом, бляхи с ромбической крышечкой существовали у мордвы с середины IV века до конца V века. Примечательно то, что подобные бляхи известны исключительно в материалах Абрамовского и Рязано-Окских могильников. Ромбовидные бляхи Рязано-Окских могильников начинают использоваться во второй четверти V века вплоть до первой четверти VI века.8

    Если рассматривать нагрудные украшения Давыдовского городища,то они широко представлены находками сюльгам.Сюльгамы являются типичными средневекоковыми мордовскими украшениями-оберегами.

    Важное место в истории нагрудных украшений мордвы в VIII – XI вв. занимают женские украшения из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника. К этому времени украшения обзаводятся специальной религиозной символикой. Тут интерес для нас представляет бляха с дверкой, являющаяся женским оберегом Великой Богини. Появление и распространение в костюме волго-финских женщин специального украшения с подобным символом, охраняющим плодородие женщины, говорит о широком распространении этого культа и представления у древней населения Поочья и Верхнего и Среднего Поволжья.9

    В бляхе из погребения Крюково-Кужновского могильника в центре ромба расположена женская фигура в позе роженицы.Такое изображение женских фигур с поднятыми руками или раскинутыми руками и ногами можно встретить как в вышивках, так и в деревянной резьбе.Вероятно,это изображение Великой Матери, богини плодородия, аналогичной славянской богине — Макоше.10

    Изучая моления пензенской мордвы XIX в., Т.Б. Евсеев отмечал большое значение культа священных деревьев еще в XIX в., что подтверждает изображение дерева на крюково-кужновской бляхе. Слева от дерева на бляхе расположено изображение летящей птицы. Такое изображение у многих народов было связано с бессмертной душой — душой птицы.11

    Следовательно, мы можем предположить , что бляхи с дверкой-это обереги богини плодородия. Они являлись маленькими моделями Вселенной, которые отражали космогонические представления о ней древних.Можно также отметить ,что со временем и развитием нагрудные украшения в виде блях прошли эволюцию от примитивных украшений до своего рода «карт» Вселенной.

    Глава 4.Наручные украшения.

    Теперь перейдем к наручным украшениям. Рассмотрим их на примере Давыдовского городища.

    При раскопках Давыдовского городища было обнаружено несколько обломков браслетов.Один из обломков представляет собой фрагмент пластинчатого бронзового браслета.На нем был нанесен орнамент с одного края косой насечкой, а с другого края была нарезка в виде елочке.

    Другой фрагмент браслета представляет из себя пластину, сделанную из свинца на которой изображен орнамент в виде цепочки из ромбов. Целыми найдены три формы. Это один спиралевидный браслет, скрученный в четыре оборота из уплощенной заготовки и два плоских браслета с расплющенными концами.

    Заключение

    Таким образом, мы делаем вывод о том, что у мордвы было множество различных украшений. На всем протяжении рассматриваемого хронологического промежутка на территории проживания мордвы ощущалось влияние других народов. Так, например, височные украшения средневековой мордвы XI-XIV вв. претерпевают существенные изменения. Это связано с включением мордовских земель в состав Золотой Орды. Таким образом, мордовские украшения отражали не только и не столько эстетические вкусы населения, сколько его мировоззрение, социальные отношения, украшения обереги от "злых сил" носились женщинами на груди и на поясе. Священной птицей для финно-угров являлась утка-прародительница всего живого на земле. Шумящие лапчатые подвески символизировали культ утки, в то же время шум их отпугивал "злых духов". К числу почитаемых животных относился конь. Он отождествлялся с солнцем, олицетворял добрые, светлые силы.

    Список используемой литературы

    1. Кручинкина Е.В. Височные украшения женского головного убора мордвы XI - XIV веков/ Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки.N. 1 /2009

    2. Кручинкина Е.В. Хронология височных подвесок древнейшей мордвы(III – сер. VIII вв.) / Е.В. Кручинкина // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты. Межвуз. сб. науч. трудов. Саранск, 2006. Вып. V. С. 309-312.

    3. Алихова А.Е. Эрзянский могильник XIV в. у с. Гагино/ А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из древней и средневековой истории мордовского народа// АС. Саранск, 1959. Т. 2. С.169-194.

    4. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Поздние погребения древнемордовского Абрамовского могильника // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12

    5. Материалы по истории мордвы VIII-IX вв. Редактор: Смирнов А.П. 1952.с 232

    6. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Нагрудные украшения Кошибевского могильника // История и археология. 2015. № 1

    7. Голдина Р.Д., Красноперов А.А. Ныргындинский I могильник II-III вв. на Средней Каме. МИА КВАЭ. Т. 22. Ижевск: УдГУ, 2012

    8. Ставицкий В.В. Хронология нагрудных блях Абрамовскогодревнемордовского могильника // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3

    9. Белоцерковская И.В. Инвентарь женских погребений // Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Раннеславянский мир. М., 2007. Вып.19.

    10. Воронина Р.Ф. Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника // Merjamaa – Мерянское наследие России. 2014. №14

    11. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В., Андреев А.А., Сафронов П.И. К вопросу о мордовском населении Верхнего Посурья в X–XI вв. // История и археология. 2014. № 11

    12. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (Ромб с крючками) // СА. 1965. N 3.



    1 Кручинкина Е.В. Височные украшения женского головного убора мордвы XI - XIV веков/ Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки.N. 1 /2009

    2 Алихова А.Е. Эрзянский могильник XIV в. у с. Гагино/ А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из древней и средневековой истории мордовского народа// АС. Саранск, 1959. Т. 2. С.169-194.

    3 Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Поздние погребения древнемордовского Абрамовского могильника // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12

    4 Материалы по истории мордвы VIII-IX вв. Редактор: Смирнов А.П. 1952.с 232

    5 Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Нагрудные украшения Кошибевского могильника // История и археология. 2015. № 1

    6 Голдина Р.Д., Красноперов А.А. Ныргындинский I могильник II-III вв. на Средней Каме. МИА КВАЭ. Т. 22. Ижевск: УдГУ, 2012

    7 Ставицкий В.В. Хронология нагрудных блях Абрамовскогодревнемордовского могильника // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3

    8 Белоцерковская И.В. Инвентарь женских погребений // Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Раннеславянский мир. М., 2007. Вып.19.

    9 Воронина Р.Ф. Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника // Merjamaa – Мерянское наследие России. 2014. №14

    10 Ставицкий В.В., Ставицкий А.В., Андреев А.А., Сафронов П.И. К вопросу о мордовском населении Верхнего Посурья в X–XI вв. // История и археология. 2014. № 11

    11 Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (Ромб с крючками) // СА. 1965. N 3.

    3



    написать администратору сайта