Главная страница
Навигация по странице:

  • Б.Виньона

  • Ж.Ф.Шальгрен

  • Ш.Персье

  • Е.Л.Булле, Ж.Лекен, К.Н.Леду

  • Р.Адама

  • Адамса, Шератона и Чиппендейла

  • К.Г.Лангханс

  • Пиранези

  • Линейный город А. Сориа-и-Маты

  • Архитектура западноевропейского классицизма. Архитектура западноевропейского классицизма


    Скачать 144.3 Kb.
    НазваниеАрхитектура западноевропейского классицизма
    Дата18.02.2019
    Размер144.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхитектура западноевропейского классицизма.docx
    ТипДокументы
    #68067

    Архитектура западноевропейского классицизма

    В середине XVIII века во многих европейских странах, особенно в Англии и Франции, отмечается усиление элементов капитализма в экономике, возрастает роль буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, а в области искусства – формы античного искусства. Архитектура древней Греции и Рима стала предметом пристального изучения, заимствования, подражания. Археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях открыли новые памятники античности, в середине века были изданы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности» Винкельмана, где впервые была дана оценка античному искусству. Все это способствовало новому интересу к этой эпохе, усилению отрицательного отношения к барокко, формированию нового стиля в искусстве.

    ФРАНЦИЯ

    Первым этапом эволюции нового стиля был классицизм второй половины XVIII века. Центральной фигурой в области архитектуры Франции был Жак Анж Габриэль. Им была спланирована площадь Согласия в Париже, которая представляет собой новый открытый тип городской площади. Она застроена только с одной, северной стороны, на которую выходят классицистические фасады зданий Военного и Морского ведомств. С боковых сторон площадь ограничена зелеными насаждениями, а с южной – рекой Сеной. Первоначально в центре площади традиционно располагался конный монумент королю - Людовику XV, но позже, в 1836 году, там был установлен обелиск.

    Примером классицизма этого периода также является павильон версальского парка – Малый Трианон (арх. Габриэль, 1762-1768). Почти квадратное в плане здание с гладкими стенами, облицованными мрамором, с монументальными колоннами большого ордера на фасадах, послужило прототипом городских особняков классицизма.

    Ярким примером классицизма является церковь св.Женевьевы в Париже (арх. Ж.Ж.Суффло, 1756). Позже она была перестроена в Пантеон – место погребения великих людей Франции (тогда были заложены окна, что изменило облик интерьера). Сам храм представляет собой центричную постройку, в плане имеет очертания равноконечного греческого креста, центральным объемом является мощная ротонда с куполом. Наружные стены решены почти без украшений с использованием классического контраста нерасчлененной гладкости стен и расчлененной массы колонного портика.

    Новый этап в развитии французского классицизма связан с новыми политическими и идеологическими задачами – прославление и возвеличивание Наполеона. Архитектура классицизма начала XIX века характеризуется иногда как стиль империи – ампир. Источником вдохновения для архитекторов было древнеримское зодчество с его масштабностью, величественностью и патетикой. В подражание храму периптеру была построена церковь Мадлен (арх. Б.Виньона, 1842) в конце Королевской улицы, ведущей от площади Согласия. Одновременно сооружаются колонна на Вандомской площади (арх. Ж.Лепер, Ж.Гондуэн, 1806) в подражание колонне Траяна в Риме и Триумфальная арка на площади Звезды (арх. Ж.Ф.Шальгрен, скул.Ф.Рюд, 1806-1836). Таким образом, стиль ампир становится стилем монументальных триумфальных памятников. Стремясь быть максимально близкими к историческим прототипам, архитекторы ампира Ш.Персье и П.Ф.Фонтэн создают арку Победы на площади Карусель (1806). Они участвуют в перестройке Лувра, произвели отделку ряда дворцовых интерьеров.

    С периодом позднего классицизма связаны идеальные проекты зданий и городов, которые своей символикой простых геометрических форм без декора предвосхитили эстетические принципы архитектуры ХХ века. Это архитекторы Е.Л.Булле, Ж.Лекен, К.Н.Леду. Последним был спроектирован идеальный город Шо, в нем некоторые постройки приобретали формы простых геометрических тел. Например, Н.Леду спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Конечно, многие его идеи оказались новаторскими для своего времени и не были реализованы на практике.

    АНГЛИЯ

    В архитектуре Англии близость к классицизму проявляется в барочном кафедральном соборе св. Павла в Лондоне архитектораК.Рена (1675-1710). Черты классицизма узнаваемы в ясности композиционного решения главного фасада с использованием большого ордера, мощном барабане, удерживающим центральный купол. Барочными являются две западные башни с их повышенно пластичным завершением и общая подчеркнутая монументальность здания. В английской архитектуре XVIII века возрождались классицистические традиции предшествующего столетия (творчество Иниго Джонса), но главным образом популяризируется творчество А.Палладио.

    В 1723 году К.Кемпбелл построил Мереуорт-касл, в котором чувствуется влияние виллы Ротонда Палладио. Палладианство стало распространенным направлением в архитектуре загородных домов Англии. Архитекторы второго поколения палладианцев: Р.Тэйлор, Д.Пэйн были более раскрепощенными в своем творчестве. В связи с этим, переход к классицизму был вполне естественным. Наиболее активными представителями нового стиля стали братья Адам и У.Чеймберс, построивший Сомерсет-хауз, величественное административное здание Лондона.

    Черты классицизма наблюдаются во второй половине XVIII века, хотя ее развитие в этот период находится и под влиянием романтизма. Классицизм в чистом виде в английской архитектуре представляет здание Королевского художественного общества Р.Адама и Национальный банк в Лондоне Д.Соуна. Известным архитектором-классицистом был Д.Нэш. Он являлся автором реконструкции Риджент Стрит, Букингемского дворца, группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас. Архитектурно-парковые ансамбли, созданные по проектам Д.Нэша, отличаются композиционной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды. Классицизм достигает своего расцвета в архитектуре Адамса, Шератона и Чиппендейла.

    Иногда античные традиции творчески перерабатывались мастерами, например, в здании Национальной галереи (арх. У.Уилкинс, 1838), в Британском музее (1825-1847) и театре Ковент Гарден (1823) архитектора Р.Смерка. Возрастающий отрыв концепций классицизма от современных потребностей открыл в Англии путь романтизму в архитектуре и искусстве.

    ГЕРМАНИЯ

    Центрами классицизма в Германии были Берлин и Мюнхен. Сам классицизм имел двойственный характер. С одной стороны, как и в других странах, он был стилем архитектурных монументов, близким к античным канонам, а с другой, подчиняясь современным запросам, стремился к гармоничному решению связи между функцией и формой здания. К первому направлению относятся Бранденбургские ворота в Берлине (арх. К.Г.Лангханс, 1789). Архитектурное решение этого памятника основано на композиции Пропилей Афинского акрополя. Архитектор Л.Кленце в Мюнхене создал обширную площадь, ограниченную Глиптотекой (музеем античной скульптуры), Пинакотекой (картинной галереей) и Пропилеями (1816-1862).

    Второе направление связано с творчеством известного архитектора К.Ф.Шинкеля. Рациональный подход в теории и практике архитектуры, связанный с проблемой связи архитектурной формы и назначения здания, нашел свое воплощение в Национальном театре в Берлине (1797). На основе новых рационалистических принципов были построены здания Новой гаупвахты, Старого музея и Драматического театра в Берлине. Идеи рационализма нашли свое воплощение в организации планов и внутренних пространств, в стилистическом решении фасадов лейтмотивом являются классицистические ордерные элементы: колонные портики и треугольные фронтоны.

    ИТАЛИЯ

    Во второй половине XVIII века в Италии по-прежнему сильны традиции барокко. Недалеко от Неаполя, в Казерте в подражание Версалю строится грандиозная королевская резиденция (арх. Ванвителли). Оставаясь барочной по духу, Казерта вместе с тем обнаруживает черты классицизма: на фасадах ярусами расположены огромные колонны совершенных пропорций. В Ступиниджи архитектор Ювара построил дворец, чей план в форме буквы Х был обусловлен его назначением охотничьего замка. Фасад дворца классицистически ясен, но интерьеры поражают сложной композицией и роскошью барочной отделки. В базилике Ла Суперга, построенной Юварой недалеко от Турина, архитектурные формы, особенно центральный портик, приобретают классическую элегантность и строгость. Под влиянием не только античных образцов, но и памятников Ренессанса, а также творчества архитектора позднего Возрождения А.Палладио, формируется классицизм в XIX веке. Его центрами стали Милан и Неаполь. В Милане архитектором Пьермарини был построен оперный театр «Ла Скала». В Неаполе в классическом стиле был перестроен театр Сан Карло и возведен собор Сан Франческо де Паоло. В Риме архитектором Пиранези была создана небольшая церковь Санта Мария дель Приорато, в которой ощущаются некоторые черты архитектуры Кватроченто.

    Контрольные вопросы.

    1. Перечислите внешние факторы, повлиявшие на формирование классицизма в западноевропейской архитектуре второй половины XVIII - начале XIX веков.

    2. Назовите традиционные принципы и новаторские приемы в градостроительстве классицизма.

    3. Проанализируйте стилистические особенности классицизма на примере французской, немецкой, английской и итальянской архитектуры.

    4. Отметьте особенности развития классицизма первой трети XIX века.


    Линейный город А. Сориа-и-Маты

    Испанский архитектор Артуро Сориа-и-Мата (1844—1920) закладывал в основу своего проекта идею транзитно-ориентированного города, в котором основу застройки формирует правильно организованная транспортная сеть. Главная магистраль Cardo шириной от 40 до 100 м, пересекаемая поперечными улицами шириной 20—40 м, должна была стать осью для размещения жилых кварталов правильной геометрической формы (квадратной или прямоугольной). Высоту домов предполагается регулировать, чтобы их высота не превышала трех этажей.

    Линейный город не предполагает наличия центра, поэтому стоимость земли в нем равномерно распределена по всей протяженности транспортной сети, что исключает спекуляцию землей. Связующим звеном между разбросанными вблизи крупного города поселениями может стать трамвайная линия, выступающая осью перспективного развития города. Такая модель, по мнению испанского архитектора, синхронизировала бы процесс развития близлежащих городов, создавая условия для их пропорционального воспроизводства.

    В городе должны располагаться шесть секторов — железная дорога, промышленная зона, зеленая буферная зона с шоссе, жилая зона с сопутствующими ей общественными объектами, парковая зона, сельскохозяйственные угодья. На жилую зону приходится только 1/5 всего городского пространства, тогда как сельскохозяйственные угодья должны занимать не менее 4/5 площади города, из которых меньшая часть приходится на жилые и хозяйственные постройки и большая — на выращивание фруктовых деревьев, сельскохозяйственных культур и разведение скота. Дома должны располагаться отдельно друг от друга для лучшей их аэрации и инсоляции и находиться в пяти метрах от линии застройки (красная линия), что позволит расположить в этой зоне деревья: cada casa estara dentro de unjardm («каждый дом будет в саду»). В перспективе линейные города должны сложиться в огромную триангуляционную сеть в виде сторон треугольников, вершинами которых являются крупнейшие мегаполисы (рис. 2.4).

    Для воплощения идей линейного города испанским архитектором в 1892 г. была создана компания Madrilena de Urbanization. В планах компании было намерение построить «линейные пригороды» Мадрида и связать их кольцевыми железными дорогами (48 км) и радиальными трамвайными путями (7 км). Несмотря на серьезные проблемы с финансированием, реализация проекта началась в 1894 г., завершившись созданием в 1910 г. «линейного пригорода» с довольно плотной малоэтажной жилищной застройкой вдоль всей оси комбинированного железнодорожно-трамвайного бульвара.

    https://studme.org/htm/img/40/2125/16.png

    Рис. 2.4. Концепция линейного города А. Сориа-и-Маты

    Однако рост городов вызывал не только позитивные изменения и удовлетворение всех общественных ожиданий. На негативную роль развития городов, приводящую к бедности, указывал в конце XIX в. американский экономист, автор книги «Прогресс и бедность» Генри Джордж (1839— 1897), считавший, что частная собственность должна распространяться только на произведенные человеком продукты, тогда как все природные блага — земля, леса и т.п. — принадлежат всему человечеству. Большие города являются «опухолями», поскольку лишают городских жителей возможности контактировать с природой. Ученый отмечал, что в то время как сельскохозяйственные районы пустеют, жители городов ютятся в крошечных квартирах, что вызывает имущественное расслоение общества и искусственное ухудшение условий жизни в городах.

    В опубликованной в 1910 г. работе шотландского биолога Патрика Гед- дсса «Эволюция городов» была обоснована необходимость в проведении исследований для разработки территориальных планов развития. Геддес впервые выявил тенденцию слияния городов в гигантские урбанизированные территории — агломерации и конурбации, что требует слаженного и комплексно организованного планирования развития целых регионов, включающих города и расположенные вокруг них зоны влияния. Геддес увязал планирование и исследование различных «срезов» развития городов и территорий в общую систему анализа. Такая система позволяла учитывать влияние среды на развитие поселений, осуществлять экономическое обоснование всех общественных преобразований. Однако развитие промышленности существенно ухудшало условия проживания людей в городах, особенно если проекты возведения мест проживания не были продуманы. Например, в Германии (особенно в Берлине) постройка многоэтажных «арендных казарм», кварталы которых образовывали глубокие дворы, вынуждало значительную часть населения проживать в квартирах, окна которых выходили в мрачные каменные колодцы. Интенсивная застройка городских территорий в то время была выгодна владельцам земельных участков, которые соглашались отдавать землю иод застройку улиц даже бесплатно. Таким образом, активная урбанизация, осуществляемая в европейских городах под влиянием промышленной революции, способствовала возникновению неблагоприятных эффектов, связанных с переуплотнением систем расселения, загазованностью атмосферы, вырубкой лесов и рощ и пр. Реакцией на эти тенденции послужила идея строительства города-сада, призванная повысить комфортность проживания людей в городских условиях.


    написать администратору сайта