Главная страница

Философия 2 росдистант. Философия задание 2. Архитектурностроительный институт


Скачать 250.38 Kb.
НазваниеАрхитектурностроительный институт
АнкорФилософия 2 росдистант
Дата09.01.2023
Размер250.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия задание 2.docx
ТипДокументы
#878338

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Центр архитектурных, конструктивных решений и организации строительства

ЗАДАНИЕ №2
по учебному курсу «Философия»



Студент А.С. Корнаухов
(И.О. Фамилия)

Группа СТРбвд-2003е


(И.О. Фамилия)

Преподаватель Р. Д. Антонович
(И.О. Фамилия)

Тольятти 2022

История философской мысли наглядно демонстрирует, что сущность гуманизма как довольно общей и многообразной категории очень неоднородна. История гуманизма полна различных поворотов и интересных моментов, но в самом общем виде он представляет собой широкое течение философской мысли, находящее свои воплощения в самых разных сферах общественной жизни. История гуманизма как идеи берёт своё начало в античности, но полного расцвета данное мировоззрение приобретает именно в эпоху ренессансного возврата к антропоцентризму.

После сотен лет средневековья именно в эпоху Возрождения понимание природы человека, автономной и независимой от внешних высших сил, реабилитируется. Возрожденческий гуманизм в противопоставление аскетическим церковным концепциям реабилитировал право человека на счастье при жизни.1 Вся социальная жизнь стала детерминироваться стремлением к счастью, в том числе элементарным телесным радостям (потребностям). Человек как слабый, «грешный» субъект, не способный без посредничества высших сил контролировать проявления своей натуры, стал постепенно освобождаться от религиозных догм, став тем самым мерилом многих нравственных оценок происходящего в обществе.

Одним из первых, кто предпринял попытку осуществить синтез этики, права и гуманизма, был И. Кант. Он обратил внимание на общественную природу гуманизма социальной жизни вообще и человеческой природы в частности. «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, и именно таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и, тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, – только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило.»2

Люди могут достигнуть такого уровня, по мнению Канта, только тогда, когда человек будет существовать как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны чужой воли. При этом главная трудность состоит в том, что человек, скорее всего, злоупотребит своей свободой в отношении своих ближних; и, хотя, он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение, – полагает Кант.

Однако гуманизм как осуществление человеком самого себя после второй мировой войны столкнулся с новой формой – осознанием гуманистических ориентиров через призму экзистенции. Кантовский «моральный закон в себе»3 самой историей был снят с повестки дня и на его место пришло понимание сущности человека как одинокого, «заброшенного» в мир и не имеющего ясных ориентиров ни вне, ни внутри себя. Камю и Сартр в этом плане произвели новый синтез: они заявили, что экзистенциализм – это и есть по сути гуманизм, но свободный от всяких лишних требований и формализаций.

Вместе с тем, Э. Фромм, К. Ясперс, Т. Ойзерман и целый ряд других философов обращают наше внимание на антропологический поворот в философии XX вв., обостривший внимание к вопросам гуманизма.4 Смысл работ, столь четко обозначенный различными мыслителями, состоит в важнейшей роли гуманизма в социальном бытии человека.

В социально-философских поисках, касающихся гуманистической проблематики, в конце XX-начале XXI века вопрос всё чаще ставится о человеке как личности, совокупности общественных отношений, о совокупности социальных качеств. Современный капитализм, с одной стороны, обеспечивает беспрецедентную в истории эффективность производства, его совершенствование, а с другой стороны, основываясь на эксплуатации наемного труда, вызывает массу социальных проблем. Этот вопрос о сочетании экономической эффективности с нравственностью и гуманизмом выходит на первый план в целом ряде проблем, от экологической до образовательной.

Рыночная конкуренция как движущая сила современного общества основана на постоянном уменьшении издержек. Это происходит не только и не столько за счет усовершенствования технологий производства, сколько за счет людей, то есть, экономии на их благосостоянии, здоровье, удовольствии от работы. На этом фоне говорить об абстрактном человеке и гуманизме становится всё труднее. И на философской повестке дня возникает вопрос вообще об уместности категории гуманизма в обществе, проходящем точку невозврата и обретающем постиндустриальный статус. Уместно вспомнить, например, «Письмо о гуманизме» М. Хайдеггера, в котором он пытается выяснить, почему слово «гуманизм» утратило, по его мнению, всякий смысл.

Вывод напрашивается следующий. Гуманизм как феномен философской мысли и как проблема неоднороден и многозначен. Существует светский и религиозный гуманизм, гуманизм на уровне личности в форме морали и на уровне общества в форме свободы. Пределы данной категории стремятся к пределам самого бытия человека, в связи с чем любое изучение гуманизма самого по себе, вне реального общественного контекста неминуемо потерпит неудачу из-за оторванности от социального контекста бытия. Однако, если размышлять о гуманизме через призму актуальных общественных нужд, то такое исследование или умозрение принесет ценные плоды, полезные как для философии, так и для конкретных наук: социологии, психологии, экономики.

1 См. подробнее: Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: Этические учения 14-15 веков. – М., Высшая школа, 1977


2 Антология мировой философии. В 4х томах. Т.3 Буржуазная философия конца 18в. – первых двух третей 19в. – М.: Мысль, 1971. – С.189


3 Кант И. Сочинения. В 6 т. т.IV(1) М.: 1963-1966. – С. 465-466


4 А. Милогатьев Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия // Социально-гуманитарные знания.-1999.-№1.-С.71




написать администратору сайта