Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава третья См. кн. III. Глава четвертая

  • Глава шестая Диар – приятель Аристотеля. Глава седьмая

  • Глава шестая Эмпедокл. О природе, фр. 57. Глава седьмая

  • Глава восьмая Ср. "О частях животных" IV 10, 687а 16-23. Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности ума. Глава девятая

  • Трактат о душе.Аристотель. Аристотель о душе


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеАристотель о душе
    АнкорТрактат о душе.Аристотель.doc
    Дата26.12.2017
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТрактат о душе.Аристотель.doc
    ТипКнига
    #13031
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Примечания


    КНИГА ПЕРВАЯ

    Глава первая

    1. А именно как действующая (движущая), целевая и формальная причина. См. ниже 415b 9-28.

    2. Т.е. чисто "психологические", а также психофизиологические и биологические проявления деятельности души.

    3. См. прим. 13 к гл. 5 кн. I "Метафизики".

    4. Речь идет о делении как одном из основных элементов диалектики Платона (см. прим. 5 к гл. 6 кн. I "Метафизики").

    5. См. прим. 3 к гл. 8 кн. I "Метафизики".

    6. Но не души животных. Речь идет о платониках.

    7. "Живого существа" как общего (универсалии) нет, если его понимать как самосущую платоновскую идею; но оно существует, если мыслится как нечто последующее по отношению к единичным живым существам, ибо, согласно Аристотелю, без индивидуального нет и универсального, с упразднением единичного упраздняется и общее.

    8. Т.е. основанных на вероятностных посылках – таких, которые кажутся всем, большинству или мудрым заслуживающими доверия.

    9. Линию и плоскость можно исследовать, абстрагируясь от тела; изучение же состояний души невозможно отвлеченно от тела, ввиду чего психические явления входят в предмет науки о природе.

    Глава вторая

    1. Взгляды Платона, Ксенократа, Алкмеона.

    2. "Илиада" XXIII, 698.

    3. Эмпедокл. О природе, фр. 109.

    4. Неидентифицированное сочинение Платона или самого Аристотеля (в последнем случае – содержащее изложение взглядов Платона, его учеников или пифагорейцев).

    5. Помимо самого-по-себе-живого.

    6. Ум (единица или точка), знание (двоица или линия), мнение (троица или плоскость) и ощущение (четверица или тело) образуют, по учению Платона, ряд нисходящих ступеней, соответствующих объектам познания, – от постижения единого до восприятия единичных предметов чувственного мира.

    7. Ксенократ.

    8. Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Анаксимен.

    9. Пифагорейцы, Платон, Ксенократ.

    10. Эмпедокл, Анаксагор.

    11. У Аристотеля говорится неопределенно: "Посредством чего каждое из этих".

    12. Ср. Платон. Кратил, 400а.

    13. Ср. ниже 405b 20; 429а 18-19; 429b 23.

    14. Так Аристотель называет небесные тела.

    15. См. прим. 8 к гл. 3 кн. I "Метафизики".

    16. Критий (ум. 404 до н.э.) – ученик Горгия и Сократа, тиран. Возникновение веры в богов Критий толковал как изобретение хитрого государственного деятеля.

    17. Эмпедокл. См. также прим. 14 к гл. 3 кн. I "Метафизики".

    18. Имеется в виду Анаксагор.

    19. Эмпедокл.

    20. Гиппон, Гераклит.

    21. Имеется в виду ложная этимология слова "dzen" ("жить") как производного от слова "dzeo" ("киплю"), В тепле усматривали сущность души Демокрит, Гераклит, Критий.

    22. Имеется в виду этимологическая связь слова psyche ("душа") со словом anapsycho ("охлаждаю"), о которой говорится в диалоге Платона "Кратил" (399а).

    Глава третья

    1. Иначе говоря, если бы движение души подобно движению физических тел, составленных из элементов, было направлено к ее "естественному" месту, то так же, как и эти тела, она могла бы быть приведена в движение или в состояние покоя посторонней силой; и наоборот: если бы она подчинялась посторонним силам, то ее движение определялось бы природой, подобной природе этих тел. Согласно Аристотелю, в целом животное движет само себя по природе, а тело его может двигаться и по природе, и насильственно (против природы), началом же самодвижения животного является душа, которая сама неподвижна.

    2. Филипп – сын Аристофана.

    3. См. Платон. Тимей 34b-37b.

    4. Из двух этих кругов, поставленных наклонно друг к другу, один соответствует "тождественному", т.е. круговороту неподвижных по отношению друг к другу звезд, а второй – "иному", т.е. движению Луны, Солнца, Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна, которые перемещаются на небесном своде относительно звезд и друг друга.

    5. По представлениям орфиков и Платона, тело – темница для души. О том, что уму лучше не быть связанным с телом, говорил Анаксагор.

    6. Движение как таковое самим Аристотелем рассматривается в "Физике", а вопросы, касающиеся перводвигателя, разбираются в "Метафизике".

    Глава четвертая

    1. См. прим. 4 к гл. 1 кн. XIII "Метафизики".

    2. Ксенократ.

    3. Т.е. то, что среди них есть нечто движущее и нечто движущееся.

    4. Другими словами, каким образом, исходя из этой концепции, можно объяснить отделение души от тела?

    Глава пятая

    1. Имеются в виду четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь).

    2. Нестида – сицилийское божество, олицетворяющее влагу.

    3. Гефест – бог огня.

    4. Эмпедокл. О природе, фр. 96.

    5. Аэций: "Согласно Фалесу, ум есть божество мироздания, все одушевлено и полно демонов" (17, II). Цицерон: "По словам Фалеса, люди считают, что все созерцаемое необходимо полно богов" ("De legibus" II, 20).

    6. И тогда, когда душа состоит из воздуха или огня, и тогда, когда ее образуют все элементы.

    7. Речь идет о Платоне, выделявшем в душе три части: разумную (в голове), аффективную, или движимую страстями (в груди), и вожделеющую (под диафрагмой).

    8. В некоторых рукописях оу diairetes ("не делима").

    КНИГА ВТОРАЯ

    Глава первая

    1. Энтелехия (entelecheia) – см. прим. 3 к гл. 3 кн. IX "Метафизики".

    2. Т.е. как простое обладание и обладание, обнаруживающее себя в действии. Используя тот же пример со знанием, Аристотель так разъясняет различные значения "потенциального": потенциально знающим является тот, кто учится, и тот, кто уже овладел знанием, но не использует его в рассуждении и исследовании ("созерцании"); обучающийся из одного потенциального состояния переходит в другое постольку, поскольку, уже обладая знанием, но еще не применяя его в рассуждении п исследовании, он потенциально знающий, однако не в том смысле, в каком его называют "потенциально знающим" до обучения (см. "Физика" VIII 4, 255 а 33 – b 5).

    3. Т.е. созданных искусством.

    4. Т.е. как простое обладание.

    5. Аристотель рассматривает сон как состояние животного, промежуточного между не-жизнью и жизнью (см. "О возникновении животных" V 1, 778b 29-30).

    6. Следует иметь в виду, что греческое organon обозначало и инструмент, т.е. искусственно созданное орудие, и орган, т.е. "естественное орудие". "Обладающее органом", или органическое, тело называлось так именно потому, что в отличие от неорганического оно не конгломерат частой, лишенных определенных функций, а целокупность, каждая часть которой выполняет отведенную ей функцию, составляющую сущность ее.

    7. Т.е. как выполняемая каждым органом функция, составляющая тот или иной элемент жизнедеятельности организма в целом, относится к самому органу, являющемуся частью данного организма.

    8. Семена и зачатки имеют душу потенциально, а источником утробного развития последних служит "импульс", полученный от родителей (см. "О возникновении животных" II, 3).

    Глава вторая

    1. Т.е. от непосредственно данного нам сложного образования к его менее очевидным элементам, началам и причинам.

    2. Имеется в виду Платон.

    3. Пифагор и пифагорейцы.

    Глава третья

    1. См. кн. III.

    Глава четвертая

    1. Т.е. прежде чем познать способность к выполнению того или иного действия, необходимо изучить само это действие, ибо с точки зрения познания актуальное предшествует потенциальному.

    2. Самопроизвольно ("автоматически") возникающими Аристотель называл то живые существа, которые порождаются не однородными с ними существами, а "гниющей" матерней.

    3. Речь идет о стремлении предметов природы к вечности и постоянству, свойственным небу.

    4. Четвертой, материальной причиной выступает субстрат, относящийся к душе, как материя к форме.

    5. Помимо приводимых ниже Аристотелем умозрительных соображений, опровергающих это положение, Ибн-Сина (Авиценна) указывает на эмпирически наблюдаемый факт: у многих растений ветви тяжелее корней.

    6. Т.е. у простых тел (см. прим. 1 к гл. 2 кн. VII "Метафизики") питающееся, уподобляя себе (ассимилируя) пищу, не претерпевает такого изменения, в результате которого оно само превратилось бы в пищу для чего-то другого.

    7. Вначале – неассимилированная, "потенциальная" пища; в конце – ассимилированная, актуально претворившаяся в тело того, что питается (см. "О частях животных" II 3, 650а 34-35).

    8. Ср. "Физика" VIII 5, 256b 15-18.

    9. "Первая душа" (т. о. совокупность "растительных" способностей к питанию, росту и воспроизведению себе подобного), оставаясь неподвижной, вызывает переваривание пищи посредством тепла. См. "О частях животных" II 3, 650а 4-5.

    Глава пятая

    1. См. 410а 25-26.

    2. См. "Физика" VII 3, 248а 6-7.

    3. Имеется в виду трактат "О возникновении и уничтожении" или какая-то из утерянных работ Аристотеля.

    4. См. "Физика" III 3, 201b 31-32.

    5. Термином "материя" (hyle) Аристотель иногда обозначает род, подчеркивая в нем отсутствие ближайших характеристик.

    6. Обладающий в возможности знанием вообще переходит из потенциального состояния в актуальное, которое затем оказывается само потенциальным состоянием, требующим дальнейшей актуализации, и т. д. (см. прим. 2 к гл. 1 кн. II); обладающий же в возможности конкретным знанием совершает лишь переход от обладания знанием к его обнаружению в действовании, т.е. к использованию знания при рассуждении и исследовании.

    7. Второй способ изменения – переход от лишенности к такому обладанию, которое может быть использовано в действовании, а первый – возникновение наиболее общей и отдаленной (присущей данному роду) возможности, например появление способности к знанию у новорожденного ребенка.

    8. См. гл. 3 и 4 кн. III.

    Глава шестая

    1. Диар – приятель Аристотеля.

    Глава седьмая

    1. А именно то, что воспринимается зрением от светящихся и огневидных предметов (см. ниже 419а 1-4).

    2. Т.е. небу.

    3. Точка зрения Платона.

    4. Бесцветной (чистой) должна быть жидкость, заполняющая внутреннюю часть глаза, а беззвучным (неподвижным] – воздух, заключенный в органе слуха (см. ниже 420а 7-8, а также "О возникновении животных" V 2, 781b 3-4).

    5. Ср. "О восприятии и воспринимаемом", 438а 25.

    6. См. ниже 421b 15-21.

    Глава восьмая

    1. Речь идет о соударении отражаемых стенками сосуда сжатых воздушных масс, в результате которого возникает протяжный звон или гул.

    2. Одушевленная – так значится во всех рукописях (и, стало быть, переводах), хотя говорить об "одушевленной части" тела – значит считать остальные части неодушевленными, что нелепо. По мнению Торстрика, следовало бы читать не "одушевленная", а "звучащая", но такое прочтение неприемлемо, так как в тексте речь идет не о том, что приводит в движение воздух, а о том, что воспринимает его движение, не говоря ужо о несходстве слов empsychon ("одушевленное") и empsophon ("звучащее"). Поскольку psyche означает не только душу, но и дыхание, не имеет ли здесь Аристотель в виду комплекс ухо-горло-нос, а именно те части тела, в которые проникает воздух, – орган слуха и "дыхательную часть", с которой соединяется "проход" этого органа (слуховой канал) и которая влияет на качество слухового восприятия (см. "О возникновении животных" V 2, 781а 20 – 781b 5, где, однако, "дыхательная часть" обозначается термином pneymatikon morion).

    3. Т.е. поскольку они соударяются в одной точке, а точка не может быть "гладкой".

    4. О рыбах, обитающих в этой реке, Аристотель упоминает также в "Описании животных" (IV 9, 535b 18).

    5. Согласно Аристотелю, голос возникает лишь в дыхательном горле, ввиду чего животные, лишенные легких, безголосы (см. "Описание животных" IV 9, 535b 14-15).

    6. Ср. "О частях животных" III 6, 669а 1-4.

    Глава одиннадцатая

    1. Т.е. воздух. Разъясняя излагаемое здесь сомнение, Ибн-Баджжа пишет, что, по общим положениям аристотелевского трактата "О восприятии и воспринимаемом", каждое чувство возбуждается движением, начало которого может быть отдаленным и ближним. Отдаленным двигателем бывает чувственно воспринимаемый предмет, ближним – среда, каковой для зрения, слуха и обоняния служит воздух, а для вкуса – влага. Подобной средой для осязания Фемистий считал воздух, поскольку если рыба не может ничего осязать иначе как через воду (ибо вода не может быть отделена от находящегося в ней тела), то это тем более должно относиться к воздуху и находящемуся в нем телу.

    Глава двенадцатая

    1. Растение не имеет ощущения, допустим холода и тепла; оно лишь охлаждается, нагревается, замерзает, вянет и т.п., т.е. изменяется не через восприятие формы теплого, например, а само становясь теплым.

    КНИГА ТРЕТЬЯ

    Глава вторая

    1. Речь идет, по-видимому, о Демокрите и его учениках.

    2. Точку, служащую границей между двумя частями линии, можно рассматривать одновременно и как начало одной части, и как конец другой.

    Глава третья

    1. Демокрит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер (ср. "Метафизика" 1009b 17-31).

    2. По-видимому, стих из недошедшей до нас части поэмы "О природе".

    3. Эмпедокл. О природе, фр. 106.

    4. "Одиссея" XVIII, 136.

    5. Воображение отождествлял с ощущением Демокрит.

    6. Т.е. когда ощущение бездействует.

    7. Точка зрения Эмпедокла.

    8. Точка зрения Платона (см. "Софист" 264b; "Филеб" 39b).

    9. Т.е. ошибочно не само ощущение, а приписывание ощущаемого качества не надлежащему предмету.

    10. Когда предмет воспринимается актуально, воображение соответствует действительности так же, как ощущение; когда же ощущение прекращается, ослабление движения, возникшего от него, может исказить образ.

    Глава четвертая

    1. Речь идет о неподверженности ума такому воздействию воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном восприятии.

    2. Иными словами, если бы ум был с чем-то смешан, т.е. соединен с телом, то, как поясняется ниже, он обладал бы определенным качеством, которое всегда примешивалось бы к предмету мысли, препятствуя ого умопостижению.

    3. А именно Платон.

    4. Курносое (противопоставляемое "вогнутому") служит здесь для обозначения чего-то конкретно вещественного (ср. "Метафизика" VII 5, 1030b 16-20).

    5. Т.е. данная плоть в данной материи.

    6. Прямая здесь служит аналогом материального вообще, а ломаная линия как нечто последующее по отношению к прямой – аналогом предметов, состоящих из сочетания в определенной пропорции тех или иных элементов (например, плоти, состоящей из определенных частей земли и огня).

    7. Т.е. связана с телом.

    8. Двоица в учении Платона выступает в качестве идеи материи и относится к материи, как прямизна – к прямой.

    9. Т.е. ум и постигаемое умом.

    10. Т.е. мыслим через себя.

    Глава шестая

    1. Эмпедокл. О природе, фр. 57.

    Глава седьмая

    1. См. "Метафизика" 1048b 29-30; "Физика" IV 2, 201b 31-32.

    2. В издании Bekker'a – homogene ("однородное").

    3. По Фукидиду, приводя в движение горящий хворост, сигнализировали о приближении неприятеля (горящий хворост в спокойном состоянии означал, что подходят союзники).

    4. Ср. 429b 13-20.

    Глава восьмая

    1. Ср. "О частях животных" IV 10, 687а 16-23.

    2. Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности ума.

    Глава девятая

    1. Платон.

    2. По-видимому, некоторые последователи Платона.

    3. См. прим. 7 к гл. 5 кн. I.

    4. По аналогии с неудачными произведениями, создаваемыми "творческим искусством", Аристотель называет такие уродства "ошибкой" природы.

    5. А именно желание (стремление).

    Глава десятая

    1. То, к чему имеется стремление.

    2. Т.е. по-разному, так как рассудительность решает, осуществлять ли данное благо или нет (см. "Никомахова этика" IV 5, 1140а 24 – b30).

    3. Т.е. как в суставе, который представляет собой сочленение двух костей.

    Глава одиннадцатая

    1. Небесная сфера есть движущее (и потому "господствующее") начало для всего расположенного ниже ее.

    2. А именно: 1) движение, сообщаемое воле стремлением, 2) движение, сообщаемое стремлению волей, и 3) движение, сообщаемое одному стремлению другим стремлением.

    Глава двенадцатая

    1. В первом случае подразумеваются, по-видимому, "те части тела живого существа, которые состоят просто из земли", вроде костей, жил и волос, неспособных к ощущению (см. выше 410а 30 – b2, а также ниже 435а 25 – 435b 2), во втором – растения, которые лишены чувствующего "средоточия" и потому неспособны воспринимать формы предметов без их материи (см. выше 424а 32 – b3).

    2. Речь здесь может идти только о небесном теле. Впрочем, существует мнение, что данное рассуждение представляет собой позднейшую вставку.

    3. В настоящем переводе фразе придана отрицательная форма согласно ряду рукописей. Если принимать вопрос в утвердительной форме, то по существу он выглядел бы так: почему тело, лишенное ощущения, будет обладать умом?

    4. См. прим. 2 к гл. 7 кн. X "Метафизики".

    Глава тринадцатая

    1. См. 434b 24.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта