армения речь. Армянская культура впитала в себя древние верования и традиции, которые тесно переплетаются со свежими, современными веяниями повседневной жизни армян. Культура Армении берет начало в глубине тысячелетий
Скачать 28.76 Kb.
|
1 cлайд Армянская культура впитала в себя древние верования и традиции, которые тесно переплетаются со свежими, современными веяниями повседневной жизни армян. Культура Армении берет начало в глубине тысячелетий. Она прошла долгий и сложный путь, который временами прерывался под влиянием захватнических набегов более крупных и могущественных цивилизаций древних времен. Однако армянская культура неизменно восставала, как феникс из пепла, собиралась по крупицам в единое целое, воссоздавая знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и вбирая в себя новые веяния, приносимые с течением столетий. Сейчас Армения считается одним из древнейших государств на планете, которое сумело выжить и выпестовать уникальный стиль жизни и традиций. В наши дни любой путешественник может совершить захватывающее погружение в мир, где тысячелетняя история гармонично вливается в современную жизнь. 2 слайд Древняя культура Армении была заложена во время господствования цивилизации Урарту, а ее дальнейшее развитие проходило под влиянием восточных и западных веяний. В течение многих веков армянский народ страдал от набегов соседних государств, земли Армении поочередно захватывались арабами, турками-сельджуками, монголами, а еще ранее на её территории претендовали Рим, Византия и Персия. Ключевым переходным моментом в истории Армении стало официальное принятие страной христианства в 301 году н.э. Религия повлияла на все аспекты развития культуры в стране: архитектуру, литературу, изобразительное искусство, музыку и т.д. В настоящее время по всей Армении в разных ее частях находятся уникальные памятники культуры, многие из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырский комплекс Гегард является еще одним обязательным местом для посещения в Армении. Этот монастырский комплекс, расположенный примерно в 40 км от Еревана, настолько гармонично слился с окружающими скалистыми горами, что, безусловно, поразит вас как своей природной, так и рукотворной красотой. Монастырь был основан в 4-ом веке, но позже был разрушен во время многочисленных вражеских нашествий на страну. Большинство зданий комплекса были построены в 12-13-ом веках, при этом некоторые части церковных зданий полностью выдолблены внутри огромных скал, окружающих церковь. Слово «Гегард» в переводе с армянского означает «копье»: монастырь был так назван, поскольку копье, которым во время распятия пронзили Иисуса Христа, было привезено в Армению апостолом Фаддеем и хранилось в этом монастыре. В дополнение к своей уникальной архитектуре и окружающей природе, на территории монастыря Гегард можно увидеть множество неповторимых хачкаров. Монастырский комплекс Гегард вместе с огромными скалистыми утесами долины реки Азат, окружающими монастырь, является частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Приезжайте в Армению и отправляйтесь в однодневную поездку в Гегард, чтобы насладиться прекрасной природой этого района и зарядиться энергией древнего монастыря! 3 слайд Город Вагаршапат (также широко известный как Эчмиадзин) является четвертым по величине городом в Армении, а также одним из самых важных мест для последователей Армянской апостольской церкви. В Вагаршапате находится Первопрестольный святой Эчмиадзин - духовный и административный центр Армянской апостольской церкви. Главный собор, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был построен в 4 веке, когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии. Собор восстанавливался и перестраивался несколько раз на протяжении веков, но по сей день является воплощением лучших традиций многовековой церковной архитектуры Армении. В список всемирного наследия включены также 3 другие знаковые церкви города- церковь Св. Рипсиме (7 век), церковь Св. Гаяне (7 век) и церковь Шогакат (17 век). Святая Гаяне и Святая Рипсиме были христианскими монахинями, которые приняли мученическую смерть в первые годы обращения страны в христианство. После принятия христианства они были причислены к лику святых, а на месте их мученической смерти были воздвигнуты церкви. Церковь Шогакат была построена в честь монахинь намного позже: ее название переводится как «капля света», которая, согласно поверьям, упала с небес на место мученической смерти монахинь. Еще одним объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в районе Вагаршапата являются Руины собора Звартноц. Построенный в 7-ом веке в лучших архитектурных традициях того времени, Звартноц считается настоящим чудом армянской архитектуры. Хотя не имеется точных данных о причинах разрушения собора, по всей вероятности, он функционировал до 10-го века и был разрушен в результате землетрясения. Если вы хотите открыть для себя ценные экспонаты армянской церковной архитектуры, которые включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то обязательно посетите церкви Вагаршапата и руины собора Звартноц. 4 слайд Монастырские комплексы Ахпат и Санаин расположены на севере страны, в области Лори. Оба монастыря были построены в 10-ом веке и функционировали как духовные, культурные и образовательные центры. Помимо религиозного образования, в монастырях также изучали такие дисциплины, как философия, медицина, риторика, музыка и т. д. Монастырь Ахпат состоит из нескольких церквей и прилегающих зданий, и главная из ее церквей - церковь Св. Ншана является одной из важнейших памятников армянской средневековой церковной архитектуры. Монастырский комплекс также очень богат хачкарами, один из которых- «Аменапркич», является, вероятно, одним из самых известных и знаковых в Армении. Монастырский комплекс Санаин также состоит из нескольких церквей и зданий, представляющих все богатство средневековой архитектуры Армении. Основными церквями комплекса являются церкви Св. Аствацацин и Св. Аменапркич, которые считаются лучшими образцами классической армянской средневековой архитектуры. Монастырские комплексы Ахпат и Санаин включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырские комплексы находятся в 3,5 часах езды от Еревана, и добраться до них можно по красивой, но труднопроходимой горной дороге. Несмотря на расстояние, все же возможно организовать однодневную поездку из Еревана в эти комплексы, но лучше уделить больше времени этим местам и насладиться их красотами без спешки. Для этой поездки наилучшим выбором авляется отель Аван Дзорагет, расположенный в ущелье реки Дебед в самом сердце области Лори. 5 слайд Армянская музыкальная культура берет свое начало со II тысячелетия до нашей эры, как свидетельствуют древние армянские историки Мовсес Хоренаци и Павстоц Бюзанд в своих трудах. Начиная с 301 года н.э., с принятием христианства в качестве официальной религии, начала постепенно развиваться церковная духовная музыка. В развитии церковной духовной музыки большую роль сыграло создание армянского алфавита в 406 году. В монастырях, которые были как духовным, так и образовательным центром, преподавали музыку, а благодаря буквам, созданным Месропом Маштоцом, тексты дошли до наших дней. Народная музыка, в отличие от церковной, передавалась из поколения в поколение в устном виде. Народные певцы- ашуги – воспевали мирскую жизнь, со всеми ее заботами и печалями, радостями и переживаниями, пели про любовь к родине, к природе, к родителям, к женщине. Еще один интересный факт: текст песни напрямую зависел от области, где проживал народ. Например, в горных местах музыка мятежная, гневная и яростная, потому что есть постоянная борьба человека с природой, с камнем, бурей, громом и молнией. И, наоборот, среди людей, живущих на равнинах, распространены напевы мирные, нежные, мягкие, соответствующие их характеру. Одним из самых знаменитых представителей армянского народного творчества является ашуг Саят Нова. Его творчество сыграло важное значение не только в армянском музыкальном искусстве, но и в грузинском. Песни Саят Новы актуальны до сих пор, их активно исполняют современные армянские народные певцы и ансамбли. Армянская музыка: Классическая музыка Самыми яркими и знаменательными представителями армянской классической музыки являются Арам Хачатурян, Комитас, Александр Спендиарян. Давайте поближе познакомимся с каждым из них . Праотцом современной национальной классической музыки в Армении можно смело назвать Комитаса. Он сыграл ключевую роль в возрождении национальной музыки. Великий композитор родился в турецком городе Кютахья в 1869 году. Композитор, певец, музыкальный этнограф, музыковед, педагог и воспитатель, Комитас в возрасте 12 лет поступает в семинарию при Эчмиадзине. В колледже он изучает духовную музыку, народные песни и делает творческие попытки собрать их воедино. В 1915 году после живого кошмара геноцида и изгнания, потерял душевное равновесие. 1919 переехал в Париж, и вплоть до своей смерти (22 октября 1935) лечился в психиатрических больницах. 1936 его останки были перенесены в Ереван, где он был похоронен в Пантеоне им. Комитаса, названный в его честь. До сих пор каждый армянин , независимо от того, в какой точке мира живет, с большим почетом и уважением вспоминает имя великого композитора, которое стало визитной карточкой Армении на мировом уровне. 6 слайд Литература Армении начинается с появления письменности на территории Армянского нагорья в I тысячелетии до н.э. Надписи и символы в ту эпоху создавались методом клинописи: тексты писались на не досохших глиняных табличках с помощью специальных палочек. В дохристианский период для армянской письменности было характерно многоязычие, однако после принятия страной христианства местная власть была склонна уничтожать памятники искусства, и литературы в том числе, созданные в предыдущие времена. Уже в 405 году архимандритом Месропом Маштоцем был создан уникальный армянский алфавит, состоявший из 39 букв. С этого времени армянская литература стала активно развиваться: создавались собственные произведения, писались жития святых и другие богословские труды, а с греческого языка была переведена Библия. 7 слайд Прикладное искусство Армении впитало в себя всё богатство культурного развития армянского народа. Наделенные всеми особенностями и отличительными чертами, процветали ковроткачество, гончарное искусство, резьба по камню, плетение кружева, создание ювелирных украшений и домашней утвари. Все они важны и прекрасны, но, несомненно, древнейшим и популярнейшим видом прикладного искусства было и является ковроткачество. Визитная карточка Армении – ворсовые узелковые ковры с особым орнаментом, создавать которые - такая же сложная и кропотливая работа, как создание ювелирных изделий. Ковроткачество в Армении Армянское нагорье является одним из центров возникновения и развития искусства ковроткачества. Армянские ковры отличаются художественными формами, богатством и своеобразием узоров, а также высоким мастерством исполнения. В своей работе “Восточные ковры” искусствовед Волькмар Ганцхорн утверждает: “Восточные ковры происходят не от кочевых племен, и не произошли в Центральной Азии. Ковры, это произведение древних восточных народов, живущих в Армянском нагорье, которые жили на пересечении древнейших торговых путей запада, севера и юга”. Армянские ковры отличаются художественными формами, богатством и своеобразием узоров, а также высоким мастерством исполнения. Они известны во всем мире. Многие старинные армянские ковры сохранились не только в известнейших музеях мира, но и в произведениях художников эпохи Возрождения. И, до сих пор, армянские ковры высоко ценятся во всем мире. Ковры и карпеты (безворсовые ковры) изначально были бытовой необходимостью и изготавливались практически во всех домах и только потом стали украшением и предметами искусства. О том, что ковроткачество было развито в Армении с древнейших времен, свидетельствуют ковровые изделия энеолита и средневековья, обнаруженные в пещере Арени в 2007 г. Последние сохранились достаточно хорошо, что дает возможность исследовать их происхождение и развитие. Кроме того, во время археологических раскопок в Техуте, Шенгавите и других местах были обнаружены примитивные инструменты для тканья ковров, датируемые 3-2 тысячелетием д. н. э. В гробницах в Ариче (Հառիճ) были обнаружены остатки ковров XIII-XII века д. н. э. Самые старые ковры - XVI-IX веков д. н. э., на территории Армении были обнаружены в одной из старейших гробниц в Артике. Узоры на этих изделиях - изогнутые кресты, S-образные узоры до сих пор используются в изготовлении армянских ковров. О том, что в урартский период были знакомы с изготовлением ковров, указывают найденные в замке Тейшебани (VII век д. н. э.) куски ковров. Ковер Пазирик был обнаружен в Горном Алтае. Он хранится в музее Эрмитаж. Ковер был обнаружен в гробнице, и, благодаря тому что он 2500 лет оставался в замерзшим, дошел до нас в довольно хорошем состоянии. По мнению некоторых ученых (Р. Хубел, Б. Бренд) этот ковер можно отнести к армянскому искусству, поскольку он был соткан в районе Армянского нагорья. Армянское нагорье было богато разнообразными красками. Из них наиболее известным была “Армянская” краска, упомянутая Страбоном. Греческий историк Геродот писал, что на Кавказе шерсть красили красками, которые получали из растений, и которые со временем не тускнели. Красный цвет, получаемый от армянской кошенили, и называемый “вордан кармир” был известен далеко за пределами Армении. Средневековье считается Золотым веком Армянского ковроделья, поскольку именно в это время формируются стилистические особенности армянских ковров, основанные на богатом разнообразии узоров и форм более раннего периода. Армянскими коврами торговали в Европе и в Азии. Во многих домах представителей богатых классов средневековой Европы армянские ковры были важной частью убранства. Флорентийский купец Франческо Бальдуччи Пеголотти в своих трудах указывает, что в XIII веке во Флоренцию ковры ввозились из Киликийских армянских городов. Об армянских коврах, имеющих большую ценность упоминается также в арабских и византийских средневековых источниках. Так, во время арабского завоевания Армении, дань халифу, Армения платила в том числе и коврами. В средние века, начиная с IX-X веков, кроме Армянского нагорья и исторической Армении ковры стали изготавливать и в возникших в Европе и Азии армянских колониях (Египет, Иран, Украина, Польша и т. д.). Важной особенностью армянских ковров является использование двойного узла. Это известная армянская технология, которая продлевает “жизнь” ковров. Характерно, что в некоторых регионах Ирана узел называют “Армани баф”, что означает армянский узел и возникновение которого имеет 2500 летнюю историю. Армянские ковры разнообразны и неповторимы, несмотря на общие формы и стиль. Ковры можно разделить по тематике, по структуре и по исполнению, по территориальному признаку. Так, разделяются растительно-цветочный тип, к которому относятся ковры, в изготовлении которых используются узоры в форме цветов и растений, среди которых особое место занимает узор “Древо жизни”. Тип ковров, с изображением крестов разных форм. Ковры с изображением геометрических узоров. Также “Вишапагорги” или “драконовые” ковры, ковры с тематическими изображениями и так далее. Все узоры, используемые в армянских коврах, имели особый смысл. Основные символы и узоры, которые использовались и используются в армянских коврах это: Крест, который являлся символом солнца, так же символом света, жизни, символом явления Бога. Изогнутый крест является символом космической силы. Его еще называют знаком солнца. Лилия это символом Христа и Девы Марии. “Տ” и “Յ” являются чисто армянскими символами. Տ-Т это первая буква в слове Тер, что означает Бог, Всемогущий. Но, как уже отмечалось, узор “Տ” в армянских коврах использовался и в дохристианское время и символизировал “вишапов” - древнейших духов воды. Древо жизни в мифологических и Библейских духовных системах символизирует жизнь от рождения и до конца, высшей целью которой является бессмертие. Рога барана один из часто повторяющихся символов в коврах. Вероятно, не только потому, что баран был тотемом для древних армян и символизировал плодородие, но и потому, что именно из шерсти баранов изначально ткали ковры. Тотемное значение также имели такие символы, как ястреб, тигр, змея и другие животные, используемые как узоры. Ястреб ассоциируется с величием, властью, храбростью, победой и духовным подъемом. Змея один из самых распространенных животных символов. В армянской мифологии и в легендах имеет противоречивые значения - мстительный и коварный с одной стороны и как покровитель, с другой стороны. Кроме того, на коврах изображались символы в виде фруктов, так: Яблоко символизирует как плодородие и роскошь, так и обман и смерть. Яблоко является фруктом Древа жизни - символом жизни и первородного греха. Гранат символизировал плодородие, щедрость, великодушие. Посвящался богиням любви, материнства. Являясь важной частью декоративно-прикладного искусства, армянские ковры не потеряли свое место и значение в мировом искусстве. И искусство ковроткачества продолжает свое развитие в Армении и на сегодняшний день. C этим интересным ремеслом, вы можете познакомиться посетив наши специальные туры в Армению, включающие мастер класс по ковроткачеству. 8 слайд В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» - так называемые крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» - крест и «кар» - камень. История возникновения хачкаров уходит на много лет назад, и связана она с принятием христианства в 301 году. Именно после этого важнейшего исторического события в Армении стали разрушать различные памятники язычества и на их месте устанавливать деревянные кресты как символ христианства. Но, поскольку противники новой религии стали их сжигать, деревянные кресты заменили на каменные. Постепенно искусство изготовления этих “крест-камней” стало сильно развиваться и достигло огромных высот. Работа мастеров была настолько ювелирной и утонченной, что порой для воспроизведения узора специальный резец по камню они заменяли на иглу. Хачкары стали устанавливать по разным поводам: в качестве мемориальных сооружений в память о таких знаменательных событиях, как строительство нового храма или же победа в бою, а порой они служили в качестве межевых знаков или же могильных памятников. Свой расцвет искусство по изготовлению хачкаров получило в 12-13 вв, и в этот период особо прославились мастера Момик, Тимот, Мхитар, Погос и др. |