Дэвид Фроули – Аюрведическая астрология. Астрология Консультации Аюрведа
Скачать 5.22 Mb.
|
Глава 12 Ведический гимн девяти планетам (Наваграха сукта) Среди всех мантр ведические являются древнейшими и самыми могущественными. Следующий гимн представляет собой стихи, установленные для почитания планет и их божеств в ведических обрядах. Большинство из них содержится в Ригведе, но некоторые — в более поздних текстах. Хотя эти стихи трудно перевести, надеемся все-таки, что наш перевод поможет читателю понять их смысл хотя бы до некоторой степени. Есть запись распе-вания этих мантр на санскрите на аудиокассетах — это я говорю для тех, кто захочет сам попрактиковаться. Прослушивание таких кассет помогает нам уловить звуковые вибрации, свойственные планетам. Для каждой планеты предусмотрено три последовательности рифм: первая — для планетарного божества (дэвата), вторая — для божества-сверхуправителя (адхидэвата) и третья — для ее верховного божества (пратьядхидэвата). Во многом данная структура соответствует объяснениям, данным в книге, но в более древней ведической схеме есть небольшие отличия. Медитация на Ганеше ОМ! Созерцаем вездесущего Бога, одетого во все белое, цвета Луны, четырехрукого, чей лик миролюбив ради устранения всех препятствий. Призывание планетных божеств, в частности кого-то из индуистских богов и богинь, начинается с поклонения Ганеше — сло-ноголовому богу, наделяющего умением и мудростью и устраняющего все препятствия на пути поклоняющегося. Так как Ганеша является повелителем времени, кармы и вычислений, он также призывается в качестве основного божества ведической астрологии. Прежде чем начать работу, ведический астролог должен испросить его благословения. Гайятри мантра и призывание семи миров OMBhuh (Земное царство)! OMBhuvah (Атмосфера). ОМ Suvah (Небеса)! OMMahah (Царство космического порядка)! OMJanah (МирНачал)! ОМ Тарап (Мир йогической силы)! ОМ Satyam (Сфера Истины)! Того Савитара желанного блеск дивный созерцаем, разум наш да озарит Он! ОМ, небесные воды, небесный свет, сущность, бессмертие, Браман, Бхур (Земля), Бхувах (Атмосфера), Сувар (Небеса), ОМ! Призыванию планетных божеств предшествует Гайятри мантра солнечному богу в образе Савитара. Это самая главная ведическая мантра для соединения с божественным светом. Савитар представляется не просто как Солнце, но как запредельный свет сознания, являющийся основой света во всех его проявлениях. Это свечение атмана (высшего Я), могущее вдохновить и просветить наш разум, чтобы распеваемые мантры были сполна действенными. Гайятри мантра — это мощнейшее вспомогательное средство в изучении ведической астрологии и развития в себе астрологической интуиции. Она важна для усиления солнечной энергии и соединения с духовным сердцем — местопребыванием души, или внутреннего солнца. В приводимой версии рецитация Гайятри включает в себя особые мантры для всех семи лок, или планов бытия, начиная от нижнего земного царства, или материи до высшего царства духовной истины и чистого бытия. Мантры для Солнца 1. Силой правды движимый по царству космоса, дающий отдохновение всем смертным и бессмертным существам, Бог Солнца Савитар путешествует в золотой колеснице, озаряя все миры. Мы выбираем Агни, священный Огонь своим проводником, того, кто призывает, кто приносит все сокровища, добрая воля силы почитания. Пашупати, Бог скота — двуногий и четырехногий одновременно, да вернется к нам выбранное тобой священное жертвоприношение, да будет богатство и приплод у твоего почитателя. Первая рифма предназначена для солнечного божества (дэваты) Савитара. Савитар, в особом смысле, это ипостась солнечного бога, управляющая всеми трансформациями света, включая как переход от ночи ко дню (восход), так и ото дня к ночи (заход). Он — владыка всех эволюционных изменений, включая процессы йогической самореализации, в данном случае, в основном, почитается как божество Солнца. Вторая рифма обращена к сверхуправителю (адхидэва-те Солнца), Агни, или богу Огня как символу всех сил огня и света. Агни в качестве космического огня направляет космический священный порядок творения и эволюции, в котором Солнце является основной силой, дающей жизнь Земле. Третья рифма посвящена Богу Шиве, силе чистого сознания, как сверхбожеству (пратьядхидэвате) Солнца. Здесь Он именуется Пашупати, Владыка скота, что в эзотерическом смысле означает Повелителя душ, символически представляемых в облике различных животных, предстоящих сфере божественного. Это также обнаруживается в названиях созвездий, отражающих различный символизм, связанный с животными. Мантры для Луны 1. Разливайся, о Сома. Да приидут к тебе могущественные силы со всех сторон света. Пребывай в намоленном месте силы. В водах, — сказал мне Сома, — все лекарства и Огонь, всем дающий благословение, и воды — это всеобщее исцеление. Богиня Гаури пела, когда задумывала сотворить воды. Она стала одноногой, двуногой, четырехно-гой, восьминогой, девятиногой и тысячеслоговой в запредельном эфире. Первый стих восхваляет божество Луны (дэвату) как сому, сущностный флюид, или жизненный принцип, стоящий за всеми формами жизни. Эта подпитывающая и омолаживающая сила идет от Луны и помогает во всех видах врачевания. Водные богини (Апас) являются сверхуправителями Луны, так же как Огонь — для Солнца. Они приносят все известные лекарства и целительные силы как телу, так и уму. Они служат средством доставки космического Огня, или жизненной энергии, которая есть их собственное порождение. Гаури это супруга Господа Шивы, еще именуемая Парвати и Шакти. Это имя также обозначает буйволицу, символизирующую собой Божественное Слово в аспекте неистовства. Гаури представляет все речевые размеры вплоть до тысячеслоговых, которые, в свою очередь, представляют лепестки коронарной чакры. Связь Луны с коронарной чакрой имеет весьма древнюю историю и хорошо известна из йогической литературы. Эти стихи показывают важность Луны во всех целительных практиках и для легитимизации всех видов медицины. Луна также важна при наделении силой всех мантр, которые рассматриваются как побеги на древе внутреннего сознания. Мантры для Меркурия 1. Пробудись, о Агни, узнай своего преданного. Направь его к исполнению его желаний. Вновь сотвори своего отца молодым, распространи в себе нить преемственности. Вишну измерил вселенную тремя шагами, собирая все в ее прахе. Ты — корона Вишну, ты — спина Вишну, ты — ножницы Вишну, ты — нить Вишну, ты — сила прочности Вишну, ты — приношение для Вишну. Первый стих относится к Будхе, планетному божеству Меркурия, который представляет юную ипостась Агни, ранние лучи зари и пробужденное состояние сознания. Меркурий обладает способностью сделать моложе. Это относится к Меркурию как индивидуальному сознанию. Второй стих посвящен Вишну, сверхуправителю Меркурия в его форме Тривикрама — того, кто совершает три шага, которыми измеряет всю трехчастную вселенную Земли, Атмосферы и Неба, или тела, дыхания и сознания. Меркурий дает нам способность осознать эти скрытые законы вселенной. Это относится к Меркурию как к космическому разуму. Вишну также выступает как сверхбожество Меркурия в его облике Нарайяны, или Космического Существа, пронизывающего собой все миры. Меркурий наделяет теми человеческим разумом и состраданием, которые помогают нам стать едиными со всем сущим. Он есть божественный разум души, пребывающий внутри нас. Это относится к Меркурию как к запредельному сознанию. Мантры для Марса 1. Агни — глава Небес и горний повелитель Земли. Он одушевляет семя вод. О Земля, обитель нашего пребывания, будь благоприятной для нас, свободной от терний. Даруй нам долгий мир. С Господином Пашни, как с добрым конем, да обзаведемся мы скотом и лошадьми, обеспечивающими пропитание. Да будет он милостив к таким, как мы. Марс восхваляется в его облике бога огня Агни как повелителя Земли, Неба и Вод. Это особо соответствует его имени Ангарака. Здесь также намекается на репродуктивную мощь Марса. Сверхуправителем Марса является Богиня Земли (Бхуми Дэви), в области владения которой он выступает как ее сын. Если мы контролируем свою агрессивную марсианскую энергию, мы в состоянии обеспечить своему земному существованию мир и процветание. Сверхбожеством Марса является Господин Пашни, Кшетрапати, — его основной земной заботой является что-то вроде сельского хозяйства. Кшетрапати ассоциируется с Богом Рамой и его супругой Ситой, которая несет идею возделываемого поля. В данном случае Кшетрапати занимает место Сканды, в порядке взаимозаменяемости богов в ролях, которые они играют. Мантры для Венеры 1. К сияющему свету (Шукре), к Агни, неси свою чистую мысль как жертвоприношение, которое, обладая мудростью, странствует через цикл рождений — божественных и смертных. 2. Я слышал, что Индрани — лучшая среди жен. Ее муж никогда не испытает старости и смерти. 3. От всех людей мы взываем к Индре во всех направлениях. Для нас да будет он наивысшим. Первый стих посвящен Шукре (Венере) в ее облике Агни, или космического огня, когда он ярко сияет (санскритское слово «шукра» означает, помимо прочего, «сияющий»). Все планеты — это ипостаси Агни, аспекты космического огня, являющиеся в творении божественными детьми. Венера как Шукра, или сила воспроизводства, это не только сила, через которую все творения рождаются на свет, но также та, что несет мудрость, направляющую этот цикл рождений. Второй стих обращен к Индрани, или Шакти, сверхуправителю Венеры, которая является Царицей богинь, также как Индра — Царь богов. Она дает способности долголетия и омоложения, которые действуют через планету Венеру. Индра как Царь богов и сверхбожество планеты Венера относится к высшему, неповторимому божественному свету, так же как Венера является ярчайшей среди звезд. Индра представляет творческую силу преображения, высшую форму жизненной энергии, которая соотносится с Венерой. Венера в силах дать нам его власть и превосходство. Мантры для Юпитера 1. Брихаспати, поверх голов наших достойных недоброжелателей излучает свечение и силу воли средь смертных. Поскольку ты излучаешь силу, рожденный от истины, даруй нам тот мощный и сверкающий свет. Индра с Марутами пьет сому здесь, так же как ты пил сому царя Шарьяты. Твоим наставничеством и покровительством, о Герой, да снизойдут сюда риши, искусные в богопочитании. Браман изначально рожден был от Востока, как желанный свет,раскрывающий свое свечение. Изначальная основа есть его местопребывание. Он раскрыл начала бытия и небытия. Первый стих посвящен ведическому богу Брихаспати, жрецу богов, благодаря которому мы можем преодолеть все трудности, совершая обряды, молитвы, мантры и медитацию. Эти силы более могущественны, чем все мирское, и даруют более значительную, более совершенную и долговременную награду. Второй стих предназначается богу Индре, Царю богов и его армии Марутов, богов бури и ветра. Он является сверхуправителем Юпитера как главы небесной армии. Этот предводитель сонмов оживляет высшие способности риши и провидцев и дает нам возможность соприкоснуться с ними. Тогда как Индра как таковой ассоциируется с Венерой, как «корпоративный» лидер он связан с Юпитером. Позднее на посту предводителя богов его заменил Ганеша. Третий стих адресован не Брахме, Творцу, который связан с Юпитером в другом смысле, а Браману, Абсолюту, пребывающему и в творении, и вне его одновременно, чья трансцендентная природа может быть осознана через мудрость Юпитера как наставника богов. Восток — это символ третьего глаза. Мантры для Сатурна 1. Да будут Богини Вод пригодными для питья. Да принесут они нам мир и счастье. Праджапати, все эти создания, что окружают тебя со всех сторон, неотличимы от тебя. Что бы мы ни пожелали тебе пожертвовать, то да сбудется. Да станем мы владельцами сокровища. Да снизойдешь ты на священную траву, устланную для Ямы. Восседай вместе с нашими отцами, великими Ангираса риши. Мантры, произнесенные мудрыми, да приведут тебя сюда. Царь Яма, да насладишься ты этим приношением. Первый стих, обращенный к Сатурну, — это установленная ежедневная молитва, читаемая при ритуальном испитии воды в индуистских обрядах. Хотя можно было бы счесть неуместным сопоставление вод с Сатурном, сухой планетой, тем не менее Сатурн — это владыка великой праны, или жизненной силы «верхних» вод, небесных вод. Сатурн, именуемый Шани, связан с ведическим словом Шам, означающим «то, что преисполнено мира и благоприятно», что, в свою очередь, связано с Богом Шивой, который именуется Шам-кара, или Шанкара, «творец того, что благоприятно». Преодолевая негативную энергию Сатурна, мы соединяемся с этими высшими благостными силами. Во втором стихе упоминается сверхуправитель Сатурна, божественный творец, Брахма, или Праджапати, который не просто управитель вселенной, но и самосущее сознание, которое стало целой вселенной. Это связывает Сатурн с высшим бытием (Парабраман). Сатурн в данном случае также олицетворяет деда, идею патриарха. В третьем стихе сверхбожеством Сатурна выступает Яма, Бог смерти, но не просто во внешнем смысле страдания, но как изначальная мудрость и предводитель древних риши, трансцендентный йог. Яма, или смерть как великий учитель указует нам путь по ту сторону смерти, путь к бессмертию. Эти мантры демонстрируют духовную сторону Сатурна, который является основным фактором взросления души. Мантры для Раху 1. Какой особой милостью предстанет пред нами блистательный Индра, наш друг, не гнушающийся помочь нам, с какой могущественной свитой? Пятнистая корова пришла и вновь воссела пред Матерью, распространившись за пределы Отца, в мир света. Узда, которую богиня Ниррити повязала вокруг твоей шеи, — позволь ей потеряться. Мы освобождаем тебя от нее ради долгих лет. Да не оборвется твоя счастливая жизнь прежде срока. В первой рифме о Раху говорится как о шакти, или силе Индры, всевышнего Господа, действующего вместе с Марутами, богами ветра, или богами праны. Раху именуется Ка, или Кто в женском роде, с намеком на мощь непознаваемого божества по ту сторону имен и форм. Также, в поздней индуистской мысли, он соответствует Богине Кали. Второй стих — божественной матери Дурге как сверхуправителю Раху, представляемой в облике пятнистой коровы (Пришни), символизирующей ночное небо. Корова также представляет прану, или жизненную силу, простирающуюся за пределы Неба и Земли, в царство бессмертных. Раху как раз представляет способность к такой трансценденции. Третий стих для богини Ниррити, сверхбожества Раху, представляющей карму, связанность, болезнь и смерть. Мы можем лучше понять этот образ, представив Ниррити как Богиню Кали в образе бабки или старухи. Почитая ее, можно преодолеть болезнь, обрести долголетие и, в конечном итоге, бессмертие. Мантры для Кету 1. Творя луч там, где не было никаких лучей, творя нечто там, где не было ничего, о юный Индра, Владыка жизни, ты рожден был вместе с зорями. Творец (Брахма) среди богов, мастер стихосложения среди поэтов, провидец среди мудрецов, сокол среди птиц, на которых охотятся, топор в лесах, сома с напевами протекает сквозь очищенное решето. Да будет он лучистым (Читра), да предстанет он лучистым пред нами, чье правило светиться, податель. Да подаст он, светящийся своими огнями, своему преданному благополучие света — безграничное и полное силы. Первое стихотворение предназначено Кету как ипостаси Бога Индры, Царя богов, несущему свет из тьмы, первым признаком которого выступает Кету в облике первого луча утренней зари. Кету символизирует первый луч любой задумки, включая йогический поиск. Второй стих посвящен Брахме, Творцу, в ипостаси Сомы — наслаждения, или Ананды, из которого берет начало любое творение. Кету, также переводящийся как «символ», дает нам знание сущности всех вещей, их признак, или символ, который, в конечном счете, есть Ананда. Те, у которых в гороскопе сильный Кету, обладают хорошим пониманием символов, мантр и тайных кодов. Третий стих обращен к Читрагупте, владыке кармы, как к сверхбожеству Кету. Наш кармический код - это конечный тайный код, который мы должны научиться расшифровывать. Кету — основная планетарная сила, которая помогает это сделать. Читрагупта иногда рассматривается как ипостась Ганеши, являющегося владыкой времени и кармы во вселенском масштабе. Из этих рифм ясно, что Кету способен наделить высшим восприятием и медитативными способностями. Часть III Примеры гороскопов Ключ к прочтению ВЕДИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА Ниже приводятся гороскопы известных личностей, чья жизнь на виду и чьи жизненные события легко проверить. В этих гороскопах представлен широкий спектр телесных типов и темпераментов, включая примеры хорошего и плохого здоровья, короткой и долгой жизни. Основная цель для меня — показать, как аюрведическая конституция отражена в ведическом гороскопе. Я уже указывал, как аюрведическая конституция, или тип по преобладанию дош отражается в доминирующих планетных влияниях гороскопа. При этом я должным образом рассматривал ас-цендент и лунный знак, делая выводы относительно физического и психологического уклада личности. Ради удобства читателей, которые, возможно, не знают в деталях, как производится анализ ведического гороскопа, я существенно упростил интерпретацию, взяв преимущественно гороскопы с единственной доминирующей дошей. Также я пытался брать простые планетные типы, хотя такие редко встречаются. В основном выбирались гороскопы не слишком сложные, где практически нет сомнений в правильности времени рождения. В большинстве случаев я основывался на базе данных Лоиса Роддена. |