Главная страница

Философия Нового времени В1 Нерсесов А.Н. ПГСбз-21-2-2-15. Атеизм отречение от Бога, отрицание Бога


Скачать 291.81 Kb.
НазваниеАтеизм отречение от Бога, отрицание Бога
Дата07.01.2023
Размер291.81 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия Нового времени В1 Нерсесов А.Н. ПГСбз-21-2-2-15.pdf
ТипДокументы
#875575

Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие
понятия темы:
Антиклерикализм - общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви.
Атеизм - отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отри- цает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикаль- ный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм).
Географический детерминизм - учение, согласно которому развитие общест- ва, причины войн и революций, человеческие обычаи, нравы имеют «естест- венное происхождение» и определяются, прежде всего, географической сре- дой.
Дедукция — способ рационального мышления, метод, способ познания, за- ключающийся в движении мысли от общего знания к частным выводам, дающим знания о конкретных предметах, процессах, явлениях.
Деизм — философско-религиозное направление трактующее Бога как абст- рактное внеприродное и отдаленное во времени и пространстве начало, но имевшее лишь первоначальное отношение к природе.
Дуализм — философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума — материаль- ного и духовного, физического и психического, тела и души.
Индукция - в широком смысле слова - форма мышления, посредством кото- рой, мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, при- сущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Идеализм субъективный - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Интуиция — возможность и способность постижения истины, нахождения какого-либо решения путем «непосредственного усмотрения», непосредст- венного усвоения правильного результата познания без какого-либо рацио- нального доказательства, обоснования. Интуиция — это чутье, озарение, проницательность, предсказывающие истинную сущность какой-либо вещи, явления.
Материализм - философское миропонимание, мировоззрение, а также сово- купность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания,
самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстан- ции всех форм бытия материальное начало, материю.
Рационализм - направление в теории познания, согласно которому всеобщ- ность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.
Сенсуализм — философское направление в теории познания, согласно кото- рому основным источником и содержанием знания является ощущение, ко- торое обладает свойством самообоснованности, достоверности.
Солипсизм - философская позиция, согласно которой, несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действи- тельности – лишь часть этого опыта.
Субстанция - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, или свойств, существующих в другом и через другое. Субстан- ция – нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходя- щего; сущность, лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого.
Теория "общественного договора" - является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что лю- ди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».
Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый че- ловеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопре- деления, исключающего свободный выбор и случайность.
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Задание второе. В философии Нового времени сформировались два типа
философствования: эмпиризм и рационализм. Заполните следующую табли-
цу их сравнительного анализа.
Тип фило- софствова- ния
Родона- чальники и последова- тели
Основные характе- ристики
Ограниченности
Роль в философии и науке
Эмпиризм
Ф.
Бэкон,
Дж.
Локк,
Дж. Беркли,
Д. Дидро и
Ж. Ламетри,
Д. Юм
-исходным пунктом для построения на- учного знания явля- ется опыт;
- постижение зако- нов природы воз- можно путѐм анали- за и обобщения от- дельных проявле- ний, то есть с помо- щью индукции;
-пути познаватель- ной деятельности:
"путь паука", "путь муравья", "путь пче- лы;
- для достижения истины надо изба- виться от призраков: призраки рода, при- зраки пещеры, при- зраки рынка, при- зраки театра
Ограниченность эм- пиризма состоит в мета-физическом пре- увеличении роли чув- ственного познания, опыта и в недооценке роли научных абст- ракций и теорий в по- знании, в отрицании активной роли и от- носительной само- стоятельности мыш- ления
Источник философии - рассудок, ее предмет –
Бог, природа и чело- век. Главная задача научной философии –
―очистить‖ разум от
―идолов‖ субъективно- сти и ложных автори- тетов, представить ка- тегории и принципы, необходимые для всех областей знания. Новая методология: разделе- ние наук о природе на теоретические (иссле- дование причин) и практические (получе- ние результатов), раз- работка опытно- экспериментального метода, индукции как логики познания – ре- шительно опровергала схоластику и ее силло- гистическо- дедуктивный метод.
Цель познания – прак- тическое преобразова- ние природы. Человек
– слуга и истолкова- тель природы, его цель
- восстановить науку после средневековой спячки
Рациона- лизм
Р. Декарт, Г.
Лейбниц, Б.
Спиноза и
Николай
Мальбранш исходным пунктом для построения на- учного знания явля- ются идеи разума;
- субстанция-то, что может существовать само по себе, не ну- ждаясь ни в чем другом, кроме со- творившего ее Бога.
Декарт выделял две субстанции: мысля- щую и духовную.
- теория дуализма-
Ограниченность ра- ционализма — в от- рицании опытного происхождения все- общности и необхо- димости достоверного знания. Рацтонализм абсолютизирует без- условный характер этих логических при- знаков, не знает диа- лектики перехода знания от меньшей всеобщности и необ-
Декарт утвердил «но- вые принципы фило- софии», способствовал развитию ряда специ- альных научных дис- циплин, в частности математики. Он явля- ется творцом аналити- ческой геометрии.
Достойны внимания и его труды, посвящѐн- ные проблемам физи- ки, в том числе оптики.
Его идеи, относящиеся
признание двух суб- станций: материали- стической и идеали- стической;
- дедукция как метод развертывания сис- темы знаний из не- сомненных и оче- видных оснований;
- теория о научном методе познания и о "врожденных иде- ях";
-«универсальная ма- тематика» как идеал и образец всякой науки. ходимости ко все большей и безуслов- ной. к области естествен- ных наук, серьѐзней- шим образом повлияли на развитие француз- ского, в частности ме- ханистического, мате- риалистического, фи- лософского и естест- веннонаучного мыш- ления
Идеи рационализма связавали историче- ский прогресс с разви- тием рациональных начал человеческого бытия.
Рассматривая бога как разумную первопричину мира, человеческую историю
– как последовательное действие этой перво- причины, ведущее лю- дей от дикости и вар- варства к цивилизации и нравственности, про- светители выдвинули программу социальных преобразований на ос- нове общественного договора, реализуемо- го целенаправленными усилиями человечест- ва, объединенного принципами разума.
Задание третье. Логические задачи, упражнения, комментарии.
У Р. Декарта мы обнаруживаем два подхода к пониманию философии и ее
основных задач. В одном он сравнивает ее с деревом, «… корни которого -
метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все про-
чие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике". "По-
добно тому, пишет мыслитель, как плоды собирают не с корней и не со
ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность фило-
софии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только по
конец".
Второй подход, при котором мы отвечаем на вопрос: не как существует
философия, а то, что она есть: философия есть не что иное, как познание
истины по первопричинам.

1.Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности
и средневековье?
Философы античности потеснили в мировоззрении общества мифоло- гию, пытаясь создать рациональное научное мышление и с его помощью ог- раничить человека в чувственных удовольствиях, побудить его подчиняться не биологическим потребностям, а ритмам и законам становящейся экономи- ки. В средневековье, когда стала ясна слабость разумности человека и опас- ность опираться только на разум, философы стали активизировать хозяйст- венную деятельность через укрепление религиозной веры. Но с помощью только веры развитие производства тоже отладить не удалось. Пришлось реабилитировать разум и учить сочетать разумную и религиозную волю как в материальном, так и в духовном производстве. Новое время возродило обра- зованность, тягу к наукам.
Философия Декарта отрицает схоластическое мышление и предлагает позитивную программу, опирающуюся на собственный метод, определяя развитие философской мысли Европы на последующие триста лет. Декарт тесно связывает развитие научного мышления с общими философскими принципами. Философская система Декарта создает новый способ понима- ния мира и самого процесса познания, опирающийся на современное ему ес- тествознание. Философия Декарта представляет собой цельный и рациональ- но обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному со- стоянию естествознания, но и определяющий направление его развития. Од- новременно она вносит в развитие самого философского мышления осново- полагающие изменения, которые Гегель характеризовал следующими слова- ми: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии… Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствова- ние, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».
Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжѐнной» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает еѐ не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым пред- ставлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных яв- лений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это проти- воречило идеям античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделѐнных пустотами). Каждую частицу материи Де- карт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Де- карт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толч- ка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил мате- рию вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Чувственный опыт, говорил Декарт, не способен дать достоверное зна- ние, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, вос- принимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений.
Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод.
После Декарта среди философов, ученых и историков получило распростра- нение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.
2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки фило-
софии?
Выяснение того, что такое философия, Декарт начинает с самой обыч- ной ее трактовки: «…слово философия означает занятие мудростью и… под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также совершен- ное знание всего, что может познать человек; это же знание, которое направ- ляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах».
По мнению мыслителя, «философия…одна только отличает нас от дика- рей и варваров и…каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют».
Образ дерева у Декарта символизирует, что подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и с точки зрения метода. Декарта, подчеркивает, что следствия должны вытекать из общих для них дедуктивных посылок, так как все науки настолько связаны между со- бой, что легче изучать их все сразу.
Идеал единства научного знания подчеркивался Декартом неоднократ- но. Наука должна быть стройной логической структурой, основанной на ма- тематических средствах. Главный принцип классификации наук состоит в порядке, которому следуют в целях лучшего усвоения материала, причем этот порядок отображает и этапы развития природы: физика должна следо- вать за логикой и математикой, после нее идет этика, т. е. наука об обществе.
Декарт считал, что практически наиболее полезными являются конкрет- ные науки, вырастающие на самом верху дерева познания. Его концепция науки означала преодоление созерцательного отношения к знанию, которое было свойственно схоластике. Однако Декарт не связывал истинность науч- ного знания с его непосредственной полезностью. Полезность науки он свя- зывал с глубиной постижения «великой книги мира». Теологии, откровению
и авторитету религиозных авторов философ противопоставляет силу разум- ного мышления и понятийного усмотрения сущности вещей. Эта сила – зна- менитый «естественный свет», «свет ума». Всей своей философии Декарт стремился придать ясный облик, чтобы одни ее тезисы самым бесспорным образом вытекали из других.
Основной, собственно философской науки, по Декарту, является мета- физика, которая в его трактовке испытала сильнейшее воздействие научных изысканий мыслителя и его методологии. Философ высоко ценил метафизи- ку. Он не был согласен с пренебрежительным отношением к ней, проявляе- мым многими естествоиспытателями, загипнотизированными успехами ма- тематического естествознания.
Метафизика является первой частью философии. Ее предметом высту- пает исследование «начал познания»: объяснение главных атрибутов Бога, нематериальности нашей души, а равно и всех остальных ясных и простей- ших понятий, которыми мы обладаем. Иначе говоря, Декарт считает, что фи- лософия (метафизика) – это познание «истины по ее первопричинам». Фило- софствовать – значит, исследовать первые причины, именуемые первонача- лами, применять способность мышления к исследованию «нематериальных», т. е. «метафизических вещей».
3.
Как связаны философия и науки
?
Декарт писал, что науки заимствуют свои принципы из философии. Де- карт формулирует основы своего метода познания в следующих четырех
правилах:

истинным считать лишь то, что очевидно, ясно и отчетливо представляется уму;

делить каждую проблему на возможно большее число частей, требуемых для ее разрешения;

восходить, мысля по порядку, от наиболее простых предметов ко все более сложным;

составлять настолько полные перечни и обзоры, чтобы быть уве- ренным, что ничего не пропущено
Такой метод, по мнению Декарта, должен дать возможность адекватного познания природы. Решающую роль в определении истины должна играть интуиция, а при надлежащем применении метода природа познаваема. По- скольку Декарт мыслит материю непрерывной, отвергая атомистические представления, в его трактовке она выступает не столько веществом физики, сколько пространством стереометрии. Поэтому такое важное место в творче- стве Декарта занимают его математические исследования.
В «Геометрии» (1637) Декарт впервые ввел понятия переменной вели- чины и функции, что коррелирует с его представлениями о едином мире и роли в нем движения, изменения. Переменную величину Декарт понимает двойственно: как отрезок переменной длины и постоянного направления —
текущую координату точки, описывающую своим движением кривую, и как непрерывную числовую переменную, пробегающую совокупность чисел, вы- ражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопро- никновение геометрии и алгебры. Действительное число Декарт трактует как отношение любого отрезка к единичному (такое определение было сформу- лировано лишь И. Ньютоном). Отрицательным числам Декарт дает реальное истолкование в виде направленных ординат. Декарт вводит систему обозна- чения переменных величин, коэффициентов и степеней, которая дошла в практически неизменном виде до наших дней, и поэтому запись уравнений у него почти не отличается от современной.
Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформу- лировал правило знаков для определения числа положительных и отрица- тельных корней, поставил вопрос о границах действительных корней, выдви- нул проблему приводимости и определил, что уравнение 3-й степени разре- шимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, ко- гда оно приводимо.
Из онтологической идеи Декарта о существовании независимой матери- альной протяженной субстанции рождается его повышенный интерес к изу- чению пространства, его свойств, его описания математическими, алгебраи- ческими методами. Отсюда — один шаг до соединения существовавших ра- нее раздельно дисциплин — алгебры и геометрии и создания новой области математики — аналитической геометрии, позволяющей решать задачи обеих математических дисциплин.
В аналитической геометрии основным достижением Декарта можно считать созданный им метод координат. В область изучения геометрии Де- карт включил «геометрические» линии, которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Он разработал способ построения нормалей и каса- тельных к плоским кривым и применил его, в частности, к некоторым кри- вым четвертого порядка, так называемым овалам Декарта. В частных пере- писках содержатся и другие открытия Декарта: вычисление площади цик- лоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логариф- мической спирали.
В целом «Геометрия» Декарта оказала огромное влияние на развитие математики. Из его идей впоследствии возникло основное достижение мате- матики Нового времени — дифференциальное и интегральное исчисления, которые были разработаны Г. Лейбницем и И. Ньютоном и стали математи- ческой основой классической физики.
Необыкновенно важным для науки того времени было выработать прин- ципы идеализации. Первым к такой осознанной идеализации прибегает Г.
Галилей. Говоря об основном элементарном процессе — движении, он пред- полагает, что равномерное движение по окружности, раз начавшись, про- должается бесконечно, если этому не препятствуют внешние действия.
Декарт видоизменил и дополнил представления Галилея, сформулировав два исходных закона движения: «...однажды пришедшие в движение тела продолжают двигаться, пока это движение не задержится какими-либо
встречными телами», притом что «каждая частица материи в отдельности стремится продолжать дальнейшее движение не по кривой, а исключительно по прямой...».
В космологических и космогонических исследованиях Декарта важную роль играет тот факт, что, не признавая пустого пространства, он заменяет атомистическую концепцию движения понятием относительного движения.
В работе «Начала философии» (1644) он развивает идею о невозможности движения одного тела или одной корпускулы, ибо всякое движение предпо- лагает взаи- модвижение, круговорот материи.
Из понимания относительности движения вытекает и относительность покоя, поэтому Декарт считает, что в мире нет совершенно неподвижных то- чек. Круговорот движения материальных частиц образует форму вихревых центробежных движений, и из этих вихревых потоков материи на основе чисто механических процессов образуются все космические тела и система мироздания в целом.
Вихревая теория Декарта основывается на его учении о строении мате- рии, состоящей из троякого рода частиц, различающихся размерами и фор- мой: во-первых, дробные, бесконечно малые осколки; во-вторых, обточен- ные, подвижные, шарообразные частицы; в-третьих, большие, малоподвиж- ные, обладающие гранями частицы. Из первых в ходе вихревого движения образуются Солнце и неподвижные звезды, из вторых — небо, из третьих —
Земля с планетами и кометами.
Декарт в космологическом учении исходит из представлений о первона- чальном хаосе материи и уверен, что «сама природа может распутать слож- ность хаоса» и законы природы «были бы достаточны, чтобы заставить час- ти материи распутаться и расположиться в весьма стройный порядок. Придя благодаря этим законам сама собою в порядок, материя наша приняла бы форму весьма совершенного мира...»
Мы видим, что из философских идей Декарта формируются космогони- ческие концепции, в которых торжествует механическое движение как одна из основ единства мира, и в математике с введением переменной величины, закладываются основы идеи развития Вселенной, ее эволюции, получившие полное воплощение века спустя в современной космологии.
В «Диоптрике» Декарт первым формулирует закон преломления света, рассматривает и объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз, имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт стоит у истоков волновой теории света и делает попытку «векторного» анализа дви- жения, так как свет, по его мнению, есть «стремление к движению».
Декарт развивает теорию сферической аберрации — искажения изобра- жения, вызванного сферической формой линзы, и указывает, каким образом ее можно исправить. Он объясняет, как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что позже будет названо ирисовой диа- фрагмой, а также искателя для телескопа, гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости изображения, конденсора

(плосковыпуклой линзы) и конструкций, позволяющих осуществлять тонкие движения микроскопа.
В этом разделе исследований Декарт последовательно развивает свои философские и методологические идеи. Например, значение сформулиро- ванного им закона преломления света, устанавливающего постоянное отно- шение синуса угла падения луча к синусу угла его преломления, состоит в том, что это первая попытка перехода от эмпирических поисков оптических линз, применение которых в телескопе сыграло решающую роль в новых ас- трономических открытиях, к теоретическому обоснованию механизма линзы, к рациональному выражению оптического закона.
В «Метеорах» Декарт отвергает понятие теплоты как жидкости и фор- мулирует по сути кинетическую теорию теплоты. Он выдвигает также идею специфической теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера по- лучения и сохранения теплоты, и предлагает формулировку закона соотно- шения объема и температуры газа (позже названного законом Шарля). Де- карт выдвигает первую научную теорию ветров, облаков и осадков и дает верное и детальное описание и толкование явления радуги.
Физиологические работы Декарта основываются на учении У. Гарвея о кровообращении. Декарт исследовал строение различных органов животных и строение зародышей на различных стадиях развития. Наличие сознания у животных Декарт не признавал, уподоблял их автоматам, лишенным души и не способным думать. Подобно телам животных, тело человека представля- ется Декарту сложным механизмом, состоящим из материальных элементов и способным совершать сложные движения при механическом воздействии на него окружающего мира.
Такая трактовка вполне согласуется с его философскими взглядами, но, развивая именно эту трактовку, Декарт делает открытие, предвосхитившее учение о рефлекторной дуге.
Поначалу Декарт представляет воздействие извне чисто механически: словно кто-то дергает за веревки. Нервы уподоблены веревкам. «Нервный импульс» должен куда-то дойти — Декарт понимает значение мозга как управляющего центра, откуда подается обратный сигнал, доходящий до мышц и вызывающий их сокращение. Позже трактовка «нервного импульса»
Декартом значительно усложнилась и переросла в учение о «животных ду- хах», легчайших подвижных частицах материи, движущихся по нервным
«трубкам».
Этим дело не ограничилось, — Декарт не только теоретически пришел к пониманию рефлекса вообще, но и высказал гениальную догадку о возмож- ности условных рефлексов.
Рассматривая соотношение между философскими, методологическими и научными идеями, Декарт приходит к выводу, что единая телесная матери- альная субстанция с ее единым механическим движением — источник и точ- ка приложения его математических и физических законов.
Итак, в творчестве Р. Декарта мы видим органическое единство фило- софских идей, методологического подхода и научных поисков и открытий.

Как универсально-математический подход, так и естественнонаучные воз- зрения Декарта продолжают и питают его философско-методологическое учение.
4.Каковым видит Декарт предназначение философии?
Декарт писал, что слово ―философия‖ обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только «благоразумие в делах, но и со- вершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, ко- торое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также откры- тиям во всех науках». Чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин, и тот, кто философствует, должен начи- нать с исследования этих первых причин, именуемых началами.
Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти послед- ние не могли не быть познаны без знания начал.
Декарт считал, что те, кто проводит жизнь без изучения философии, со- вершенно замкнули глаза и не заботятся открыть их; между тем удовольст- вие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь не сравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание то- го, что мы находим с помощью философии. К тому же для наших нравов и для жизненного уклада эта наука более необходима, чем пользование глазами для направления наших шагов. Неразумные животные, которые должны за- ботиться только о своем теле, непрерывно и заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом мес- те должна стоять забота о снискании его истинной пищи — мудрости.
О философии Декарт писал: «видя, что в течение многих веков она раз- рабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным, я не нашел в себе такой самонадеянности, чтобы рассчитывать на больший успех, чем другие. И, принимая во внимание, сколько относительно одного и того же предмета может быть разных мнений, поддерживаемых учеными людьми, тогда как истинным среди этих мнений может быть только одно, я стал считать ложным почти все, что было не более чем правдоподобным».
А, поскольку другие науки заимствуют свои принципы из философии,
Декарт полагал, что на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. «Наконец, что касается ложных учений, то я достаточно знал им цену, чтобы не быть обманутым ни обещаниями какого-нибудь алхимика, ни предсказаниями астролога, ни проделками мага, ни всякими хитростями или хвастовством тех, что выдают себя за людей, знающих более того, что им действительно известно».

Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от фило- софии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всѐм (картезианское сомнение) и с помощью мышления за- ново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем Ф. Бэкон, так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материали- сты.
Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс, Гассенди, иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и
Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль, Мальбранш, Гейлинкс и др. старались развивать далее его систему.
Тесты
1. Основоположник скептицизма: а. Сенека б. Плотин
в. Пиррон
г. Парменид д. Зенон
2. Родоначальник эмпиризма:
а. Ф. Бэкон
б. Р. Декарт в. Д. Юм г. Д.Локк
3. К какому направлению философской мысли принадлежал Р. Декарт
а. рационализм
б. мистицизм в. сенсуализм г. Иррационализм
4. Какой ответ на вопрос: что является источником познания, дает субъек- тивный идеализм? а. опыт
б. ощущение
в. разум г. интуиция
5. Кому из философов Нового времени принадлежит афоризм: "Знание - си- ла"? а. Декарт б. Лейбниц
в. Бэкон
г. Спиноза
6. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех»: а. Д.Бруно
б. Т. Гоббс
в. Г.Галилей г. И.Фихте
7. Над какими проблемами, по преимуществу, размышляли философы Ново- го времени? а. онтологическими
б. гносеологическими
в. антропологическими г. аксиологическими

8.Кто из философов Нового времени разрабатывал индуктивно- экспериментальный метод? а. Д. Локк б. Р. Декарт в. Т. Гоббс
г. Ф. Бэкон


написать администратору сайта