Теория общественного договора (Рогожников). Доклад по тгп теория общественного договора теория общественного договора
Скачать 1.47 Mb.
|
Доклад по ТГП: ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРАТеория общественного договораТеория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское». Основателем теории общественного договора принято считать Г. Гроция (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы». Видные Представители теорииГуго Гроций (1583-1645) Бенедикт Спиноза (1632-1677) Джон Локк (1632-1704) Жан-Жак Руссо (1712-1778) Томас Гоббс (1588-1679) Александр Николаевич Радищев (1749-1802) Теория общественного договораПо этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие «золотой век» и т. п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равны- ми и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью. Достоинства и недостатки теорииДостоинства теории. Необходимо отметить прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, порывала с религиозными представлениями о происхождении государства, имела демократическое содержание. Недостатки. Кроме чисто умозрительных построений, преувеличения в процессе возникновения субъективных начал, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Трудно представить, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство. |