субстанция по спинозе. Атрибут и модус
Скачать 16.3 Kb.
|
ПОНЯТИЕ «СУБСТАНЦИЯ» В ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ. ПАНТЕИЗМ Б. СПИНОЗЫ Бенедикт Спиноза — нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Основные понятия философии Спинозы – субстанция, атрибут и модус. Под субстанцией я разумею, – говорит Спиноза, – то, что существует само по себе и объясняется само из себя, т. е. то, что для существования не нуждается ни в нем ином, а для понимания не нуждается ни в каком другом понятии. Под атрибутом я понимаю то, что разум познаёт как об одной из сущностей субстанции. Под модусом я понимаю состояния субстанции, т. е. её состояния в другом, через которые она понимается. Из данного Спинозой определения субстанции следует: 1-е, что субстанция есть причина самой себя. В противном случае она существовала бы по причине, которая не есть она сама, и, следовательно, не была бы субстанцией. 2-е, что она бесконечна, ибо, если бы она была конечна, она стояла бы в отношениях к другим субстанциям, который бы ее ограничивали и от которых, следовательно, она бы зависела. 3-е, что она едина, ибо если бы были две субстанции, то они бы друг друга ограничивали и перестали бы быть независимыми; т. е. не были бы субстанциями. Итак, субстанция только одна; она не зависит ни от чего другого, но от неё все зависит. Нельзя называть субстанцией то, что существует не само по себе. Это название следует употреблять только для того одного, что существует и понимается само из себя, т. е. для Бога. Бог один есть субстанция, и субстанция есть Бог. Так как субстанция или Бог едина и не зависит ни от чего, то она абсолютно свободна в том смысле, что она определяется сама собой. Субстанция вечна и необходима. Она не может быть индивидуумом, не может быть личностью, подобной Богу разных религий. Если бы субстанция была таковой, она была бы ограничена, а всякое ограничение есть относительное отрицание. Она – общая основа всех личных существ, но не ограничена ни одним из них. Субстанция не обладает ни разумом, ни волей: и то, и другое предполагали бы личность. Так как она не разумна, то действует не ради целей, а создаёт вещи как их действующая причина. Я утверждаю, – говорит Спиноза, – что мнение, по которому все вещи зависят от произволения Божия и все зависит от свободного выбора Бога, ближе к истине, чем то мнение, по которому Бог действует ради блага. С этой точки зрения, – на ней стоял Платон – кажется, что будто вне Бога и над ним есть нечто более божественное, чем он сам, что-то такое, от чего он зависит, чему он подражает, цель, к которой он стремится. Не значит ли это подчинять Бога судьбе? Но, как мы уже указали, нет ничего более нелепого, чем это мнение, и Бог есть первая, единственная и абсолютно свободная причина и сущности, и бытия вещи. Называя Бога причиной мира, Спиноза придает слову «причина» совершенно иной смысл, чем тот, что обыкновенно в него вкладывается. У него идея причины смешивается с идеей субстанции; идея эффекта – с идеей состояния, модуса, видоизменения. По мнению Спинозы, Бог есть причина мира так же, как яблоко есть причина своего красного цвета, как молоко причина белизны, сладости, жидкости, а не так, как отец есть причина существования сына, или солнце – причина теплоты. Отец есть внешняя и преходящая причина сына, который существует отдельно от него. Точно так же, и теплота, хотя и связана с солнцем, имеет существование, отдельное от светила, её производящего. Она существует вне его, рядом с ним. Отношение Бога Спинозы к миру иное. Он не трансцендентная и не временная, но внутренняя причина его, т. е., его Бог не есть причина мира в собственном или общепринятом смысле этого слова, причина, действующая извне, раз и навсегда его создавшая. Бог Спинозы есть постоянный субстрат вещей, сама сущность, субстанция вселенной. Бог Спинозы не есть ни временный творец мира, как учат дуализм и христианство, ни отец мира, каким его считают каббала (мистическое средневековое учение в иудаизме) и гностицизм (собрание религиозных идей и систем, возникших в конце 1 века н. э. среди еврейских и ранних христианских сект). Он сам есть вселенная. Слова Бог, субстанция и вселенная, обозначают одно и то же – природу, которая есть в одно и то же время и источник всех существ и совокупность всех этих существ, рассматриваемых как её действия. Философия Спинозы не акосмизм (философские и религиозные учения, проповедующие ничтожность мира). Если Бог есть отдельно существующий творец мира и его сущности, то философия Спинозы должна быть названа атеистической, так как она не считает его отдельным от мира. Конечно, он говорит о Боге, о единстве Бога, об интеллектуальной любви к Богу, но не придает этим словам общепринятого смысла. Несомненно также, что Спиноза совершенно искренно верит в нечто вечное, бесконечное, необходимое. Это нечто есть, космическая субстанция. Пантеизм – отождествление Бога и природы. Бог в мире, а не отдельно от него. |