Реферат по философии. Августин Блаженный и начало средневековой философии
Скачать 30.59 Kb.
|
Волгоградский государственный медицинский университет Кафедра философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины Реферат по дисциплине «Философия» на тему: «Августин Блаженный и начало средневековой философии» Выполнила: студентка 2 курса 203 группы Медико-профилактического дела Давыденко Александра Романовна Проверил: Пилипенко В.А., к.филос.н., доцент Волгоград, 2022. Оглавление Введение Биография Августина Аврелия Философия Августина Аврелия Мир сотворен Богом из ничего. Бог сотворил мир из абсолютного ничего Противопоставление мир действительный – мир несовершенный «Христианский оптимизм» Теория познания Августина Аврелия Заключение Список использованной литературы Введение Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). В философии средневековья выделяются два периода, называемых «патристика» (IV — VIII вв.) и «схоластика» (VI — XV вв.). Патристика (от лат. pater — отец) — это система теолого-философ-ских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов: 1) апологетика (II — III вв.), 2) классическая патристика (IV — V вв.) и 3) заключительный этап. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском языке, и восточную, где произведения создавались на греческом языке. К наиболее известным относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст1. В средние века создаются разнообразные школы: монастырские, епископские (примерно с VIII в.), придворные, нецерковные городские школы. В XII — XIII столетиях создаются предпосылки для формирования европейских университетов. Одним из первых начинает свою деятельность Парижский университет; его оформление относится к 1200 году. Университеты появляются в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Тулузе и других городах Европы. Они традиционно имели четыре основных факультета: теологический, философский, юридический и медицинский. Вокруг университетов и была сконцентрирована Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Понятие «схоластика» имело в средние века положительное значение. В переводе с латинского и греческого это слово {schole, scholas-ticos) означало «школа», «школьный», «ученый», «ученость» и обнимало своим содержанием преподавание и исследования, которые велись во всех школах, в том числе в высших — университетах. Соответствующий смысл вкладывался и в понятие «схоластическая философия», содержание которой было преимущественно ориентировано на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Лишь к концу средневековой культуры данный термин («схоластика») стал обретать в устах критиков теологии значение бесплодного, оторванного от действительности умствования, начетничество, буквоедство; в этом своем значении данное слово употребляется и в наше дни. Предметом обсуждения философов того времени был круг проблем, поставленных еще в античности, а также новые проблемы, связанные с дальнейшей разработкой теологических положений. Центральной проблемой, вокруг которой шли дискуссии в течение нескольких столетий и которая разделила философов на два лагеря — реалистов и номиналистов, была, как отмечалось, проблема «универсалий»2. Одним из представителей ранней средневековой философии является Аврелий Августин Иппонийский, также известный как Блаженный Августин – богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Латинской церкви в святоотеческий период. Среди его значительных работ — «О граде Божьем», «Христианская наука» и «Исповедь». По словам своего современника Иеронима, Августин «заново утвердил древнюю веру». В юности он склонялся к главной персидской религии — манихейству, а позже — к неоплатонизму. После своего обращения в христианство и крещения в 386 году Августин разработал свой собственный подход к философии и теологии, включив в него различные методы и точки зрения. Августин признан святым в Католической церкви, Восточной Православной церкви и Англиканской церкви. Он также является выдающимся католическим доктором церкви и покровителем августинцев. Его память отмечается 28 августа, в день его смерти. Биография Августина Аврелия (354 г.-430 г.) Родился в 354 г. в Тагасте в Нумидии (Северная Африка). Это была одна из провинций Римской импе-рии. Отец его был представителем Сената Римской империи в этой провинции, человеком среднего достатка, по религиозным убеждениям - язычником, близким к манихеизму. Мать - Моника - была горячей христи-анкой и длительное время прилагала огромные усилия, чтобы обратить своего сына Августина в христианство, однако это удалось лишь тогда, когда сыну исполнилось 33 года. Достаточно рано Августин покинул родительский дом, чтобы получить образование. Он обучался ритори-ке в Карфагене, Риме, Милане. Образование в области риторики позволило бы ему в будущем занять место среди чиновников римской империи. В сравнительно молодом возрасте он вступил в гражданский брак с женщи-ной, которая родила ему сына Адеодата. Изучая труды Цицерона, увлекся философией, хотел изучить ее, чтобы познать истину; сначала увлекся манихеизмом, затем последовательно скептицизмом, неоплатонизмом, который через учение Платона приводит Августина к религиозной вере. В возрасте 33 лет он путешествует вместе с матерью и сыном Адеодатом в Италию. В Милане посещает службу в костеле, слушает проповеди христианского проповедника Амвросия. Эти проповеди произвели на него неизгладимое впечатление, и он с учетом мнения матери, которая давно об этом мечта-ла, и под влиянием епископа Амвросия вместе с сыном принимает крещение. Немного позже он был посвящен в сан священника, возвратился на родину и исполнял разные религиозные функции вплоть до сана епископа Гиппо. Умер Августин Аврелий в 430 году. Августин Блаженный, кроме исполнения функций лица духовного на различных церковных должностях, был еще очень плодовитым религиозным писателем. Самые известные его сочинения - это «Исповедь» и «Град Божий». Кроме того, Августином написаны произведения «Против академиков» (посвящено полемике с представителями Академии Платона), «О бессмертии души», «О свободной воле», «О святой Троице» и др. Вли-яние этих произведений на дальнейшее развитие христианской теологии и христианской философии невозможно оценить. Его увлечение философией, в частности изучение трудов Платона, и знание неоплатонизма привели его к выводу, что эта философия весьма близка христианской религии, и он многие идеи платонизма адаптировал к потребностям христианской религии и теологии. Философия Августина Аврелия 1. Мир сотворен Богом из ничего по образу идеальных экземпляров, которые были в Божественном разуме. В этом утверждении содержится важнейшее у Августина (и в христианстве в целом) учение - креационизм (от лат. creatio ex nihilo - творение из ничего). Это одна их основных идей христианства. Сотворение мира Богом состоялось вследствие его всемогущества. Отсюда следует наличие у Бога свободной воли, поскольку мир сотворен им из ничего актом божественного замысла, следовательно, Бог обладает разумом. Он не только Всемогущ, но и Сверхмудр. Из креационизма следует еще принцип монизма: есть только одно первоначало — Бог. Он подлинный Творец бытия. Он вечен, неизменен. Из положения о творении мира из ничего следует еще и экземпляризм - доктрина, что в божественном разуме имелись образцы будущих вещей, предметов, процессов, они совершенны и неизменны, вечны. Сотворенный же мир вещей - подвижен, преходящ, изменчив, а следовательно, не так ценен, как подлинное бытие. Представляют интерес и рассуждения Августина о времени, приведенные в его «Исповеди». На вопрос, что есть время, он замечает, что если нужно ответить на этот вопрос спрашивающему, то он не знает, что ответить. Однако убежден и знает, что если бы ничего не проходило, то не было бы времени прошедшего. Если бы ничего не приходило нового, то не было бы времени будущего; а если бы ничего не было, то не было бы времени настоящего. Эти две части времени (прошлое и будущее) каким-то образом существуют, поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет. Настоящее же, если бы всегда было настоящим, не уходило бы в прошлое и было бы уже не временем, а вечностью. Значит, настоящее есть время только потому, что его не будет. Не можем, следо-вательно, говорить, что время есть, если не добавляем к этому, что оно стремится к тому, что его не будет. Отсюда Августин делает вывод, что ни прошлое, ни будущее не существуют. Точнее, надо говорить, что есть присутствие вещей прошлых, присутствие вещей настоящих и присутствие вещей будущих. Эти три части времени существуют в душе, но никто нигде их не видит. Присутствие вещей прошлых есть в памяти, присутствие вещей будущих есть в ожидании, а присутствие вещей настоящих есть в восприятиях. Если так воспринимать вещи, то можно утверждать, что эти три части времени существуют, хотя мы здесь опираемся на привычку. Не надо только думать, что прошлое еще существует, а будущее уже существует. 2. Бог сотворил мир из абсолютного ничего. При этом Августин утверждал, что Бог сотворил мир сразу, единовременно, в одно мгновение. Поэтому шесть дней творения мира, о которых говорится в Священном Писании, - это только аллегория для того, чтобы люди лучше поняли величие этого божественного акта творения. Сначала Бог создал из ничего бесформенную материю, а затем создал все материальные вещи по образцу своих вечных и совершенных идей (образцов, экземпляров). Здесь мы можем заметить противоречие, так как, с одной стороны, сотворение мира - это мгновение, а с другой, он все-таки сначала сотворил бесформенную материю и только потом создал действительный мир с его многообразными вещами, предметами и т. д. 3. Августин противопоставляет мир действительный, мир несовершенных, преходящих, временных вещей совершенному, вечному, неизменному миру высшего бытия. Существование каждой вещи в действительном мире - это более или менее совершенная копия идеального экземпляра, который находится в божественном умысле. Следовательно, подобно Платону, Августин рассматривает вещи двояко: с одной стороны, вещи действительного мира, которые временны, несовершенны, а с другой стороны, вечные, совершенные, неизменные образцы этих вещей, находящиеся в божественном разуме и являющиеся прототипами вещей первого мира. 4. Августин является автором так называемого «христианского оптимизма». Поскольку все, что существует, сотворено Богом, постольку все есть добро. А какова причина существования зла в мире? Зло - это недостаток добра. Подобно как голод есть недостаток пищи, нагость - недостаток одежды, темнота - недостаток света, болезнь - недостаток здоровья, так и зло — недостаток добра. Отсюда вывод: наш мир наилучший, и все в этом мире есть результат действия божественной доброты, а сам Бог сверхблаг. Источник зла не в мире, а в человеке, оно есть результат греха, совершенного человеком. В «Учебнике для варваров, или о вере, надежде и любви» Августин рассуждает о зле, которое он определяет как недостачу добра: болезнь или раны для тела живых существ являются ничем другим, как недостатком здоровья. Если обеспечим их лечение, тогда зло в виде болезни и ран не будет присутствовать в теле, они отходят от него, они перестают существовать. Болезнь и раны - это не субстанции, а ошибки субстанции; если тело считать субстанцией, в сущности, чем-то добрым, то отклонениями от добра будут эти ошибки, т. е. они есть недостаток добра, которое является здоровьем. Теория познания Августина Аврелия Теория познания Августина тоже очень похожа на гносеологию Платона. Чувственное познание он считал недостаточным для познания, оно дает нам знание только о явлениях вещей, но не о самих этих вещах: оно дает возможность получить некоторое знание, но только о внешнем мире, в то время как человек должен стремиться анализировать и познавать внутренний мир: «Не выходи на мир, обратись к самому себе, внутри человека живет истина», - писал Августин. Разум - это движение мысли, благодаря чему мы можем различать и связывать между собой вещи, которые познаем. Очень редко случается, чтобы люди шили за этим проводником к познанию Бога и души, которое есть в нас и всюду, и это потому, что трудно углубиться в себя тому, кто зашел далеко в делах, связанных с познанием чувственным. Эту мысль Августин изложил в произведении «О порядке». Философия, по мнению Августина, это наука о Боге и душе. Человек должен стремиться познать Бога и больше ничего. Аргументом для этого служит та же идея, что и у Платона: истины, вечные и неизменные, существуют только в божественном разуме (у Платона - в мире идей), и только они могут быть должным предметом познания. Человек благодаря разуму может постичь эти истины в форме «интеллектуального озарения», однако только благодаря Богу. Такое познание возможно не для всех людей, а только для избранных, для одухотворенных, которых Августин называет пневматиками. Бог освещает для этих людей дорогу к истине, подобно как солнце освещает человеку, имеющему зрение, дорогу к восприятию вещей, которые в темноте человек не видит. Источник света есть Бог, и только благодаря божьей ласке человек может познать истину. Такая концепция в философии получила название иллюминизма. В учении о критерии истины Августин формулирует вопрос «Какая дорога ведет человека к истине?» и отвечает на него: «Вера». «Поверь, чтобы познать; поверь, чтобы понять». Не существует ни одной истины, если в нее не веришь. Такое учение (критерий истины - вера) получило название фидеизма. Августин обосновывает и доктрину теоцентризма: Бог является вечным и неизменным Бытием, источником добра, истины, прекрасного, причиной и целью всякого бытия и человеческого познания. Заключение Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, его философские взгляды повлияли на всю христианскую Западную Европу. В то же время Августин - очень яркое отражение святоотеческого периода, учения его предшественников. Августин заложил основы новой христианской философии. Он отвергал классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным, он приписывал воле первенство над разумом. Рассматривая всю его литературную деятельность, отметим три этапа в развитии его учения, соответствующие его борьбе с тремя христианскими ересями: манихейством, донатизмом и пелагианством. 1) против манихеев он развивает учение об объективном единстве мироустройства и противопоставляет их рационализму единство церковной власти; 2) против донатистов тот же принцип единства мирового порядка указывается как unitas ecclesiae; их церковный партикуляризм противопоставляется католическому универсализму; 3) против пелагиан, отрицающих благодать, утверждается единство действия благодати, как объективный спасительный принцип, как всеобщее предопределение, торжествующее над индивидуальной человеческой свободой. Развивая определенные аспекты своего учения против ересей, отрицающих тот или иной аспект христианства, Августин концентрирует и обобщает его целиком против язычников. Здесь идеал нашего мыслителя получает наиболее полное и совершенное выражение, он формулируется как Civitas Dei, как единство вселенской силы Бога. Список использованной литературы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аврелий_Августин Степанович – История философии. Курс лекций в 2-х томах. 2018 https://uchebnik.biz/book/282-filosofiya/26--1-blazhennyj-avgustin/ Соколов В. В. Средневековая философия: Учебник. пособие по философии. фак. и отделы ун-тов. - М.: Высшее. школа, 1986 https://studfile.net/preview/3748471 |