Эссе по психологии по фильму Исследуя жизнь. психология. Авитал Ронелл озвучила мысли Жака Дерриды, французского философа
Скачать 20.61 Kb.
|
Эссе Думаю, нет смысла ставить своей целью рассуждение обо всем, что было в фильме. Обо всем значит ни о чем. Следовательно, я выбрала одного понравившегося спикера, Авитал Ронелл. Ее слова заставили меня действительно задуматься над вещами важным и насущными. И отражение этих мыслей я нашла в педагогике. Но обо всем по порядку. Ниже приведу цитату из фильма, которая – если не брать в расчет дедлайны сдачи- и вдохновила на создание этого эссе. Авитал Ронелл озвучила мысли Жака Дерриды, французского философа XX века: «Если нет тревоги, все хорошо с вещами, то мы и не пытаемся что-то понять или изучить.» Как только я услышала эти слова, то тут же удивилась, насколько полно они отражают мои заключения, к которым я пришла недавно. Как говорил Дмитрий Мережковский в «Вечных путниках»: «Я не знаю более сладкого и глубокого ощущения, чем то, которое испытываешь, встречая свои собственные, никому не высказанные мысли в произведении человека….». Так каков итог? На какие же размышления меня натолкнули эти слова? Давно известный факт, что человеческие потребности - это что-то безграничное в условиях ограниченности ресурсов. Одной из целей физического существования человека в том, чтобы эти потребности удовлетворять. Следовательно, подразумевается, что человек должен пребывать в вечном состоянии борьбы ради этой цели. И благодаря тому, что эта борьба является неотъемлемой частью жизни, мы находим пути, которые ее облегчают. Приспосабливаемся, эволюционируя: двигаемся от простого к сложному. Изобретая сложные механизмы, концепции и подходы, мы упрощаем себе существование. Борьба вынуждает людей приспосабливаться, развиваться потому, что каждый, в той или иной степени, с ней сталкивается. В этой борьбе мы находим смысл своего существования – сделать вещи для себя «хорошими». И вот что насчет этого смысла говорит спикер: «На самом деле, когда нет гарантированного или ощутимого смысла, нам приходится еще больше работать и быть мега-этичным, потому что намного проще жить и знать, что хорошо, что следует делать, а что нет, потому что кто-то так сказал.» Аврил высказывается о морали и нравственности, как об инструменте осмысления жизни. Не секрет, что наличие этих категорий отличает человека от животного, является частью эволюционирования, поэтому поиск смысла то, что должно быть присуще здоровому человеку, как и присущи любопытство и тяга к знаниям, потому что тогда вещи вокруг будут иметь смысл. Наличие смысла в жизни рождает желание жить. Но что, если эти установки уже преподнесены человеку «готовыми», как говорится, «потому что кто-то так сказал»..? Аврил говорит о том, что это проще, это упрощает жизнь… Но тогда закрадывается вопрос о полезности этих знаний и категорий. Если человек полностью принимает все, что ему дают, успокаивается с теми тропами, которые уже «были протоптаны», то он сам не развивается, а наоборот – деградирует. Человеку важно самому быть включенным в процесс получения знаний, в процесс наделения своей жизни смыслом. Никто не может сделать этого за него. И именно это пропагандирует личностная парадигма, на которую ориентирована современная система образования. Концепт, в котором большое внимание уделяется личности ученика, его самостоятельности. Роль учителя в этой модели – гид, который направляет, но не указывает на то, что нужно делать. Ученик в этой модели учится добывать знания сам, своей деятельностью. И если этот процесс самостоятельный, понятно, что это будет запускать мыслительные процессы, тем самым заставляя человека сомневаться в том, что он нашел, анализировать, сопоставлять и самому искать выход. Подразумевается, что неоднозначность выводов будет оставлять ученика «голодным». То есть он не будет удовлетворен тем, что имеет, а следовательно будет искать большего, узнавать большее, не останавливаться на достигнутом. И в этом то и кроется основная мысль: человек всегда должен быть чуть-чуть «голодным», чтобы действовать, чтобы развиваться, а не деградировать, достигнув удобного и понятного. Именно эту задачу и должна преследовать педагогика. Преподаватели не просто должны транслировать знания, а создавать базу для подспорья, которое будет заставлять думать, а это в свою очередь будет заставлять людей действовать. Но думаю, люди в наше время и без меня это прекрасно осознают. Даже в российском образовании, маленькими шажками, мы уходим от традиционной парадигмы, отдавая с каждым годом все большее предпочтение личностной. |