Авторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи
Скачать 0.98 Mb.
|
Сознание и отражениефилософии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимо -действующих с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся в другом объекте, называются информацией. Понятие «отражение» тесно связано с понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам. К формам отражения в неживой природе относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение. Раздражимость – это реакция живых организмов на определенные условия среды, вызывающая активность (реакция растений на дождь и жару). Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения. Это способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам присуща активность и целесообразность. Отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики: ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно-образным мышлением. Это так называемая «первая сигнальная система». Психическое отражение – это систематизация ощущений, способность моделировать свое поведение в целях приспособления к окружающей среде. Усложнение свойств психического отражения связано с развитием мозга, его объема и структуры. Согласно концепции антропосоциогенеза, включающей в себя теорию отражения и концепцию трудового происхождения человека, эволюция форм отражения выступает в качестве предыстории сознания. Высший уровень отражения – сознание человека – способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание – это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания: Сознание – это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах. К факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие:
Все выделенные источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, связано с биохимическими, физиологическими процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган сознания. Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при помощи мозга. Способность мыслить передается от поколения к поколению через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Таким образом, сознание формируется в результате естественноисторической эволюции материи и ее всеобщего атрибутивного свойства – отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне – и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание – это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека. Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный тип поведения, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности. Социальное отражение (сознание) – высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Важным аспектом философского осмысления сознания является его соотношение с психикой. Понятие психики шире понятия сознания, поскольку психика – это совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, т.е. внутренний мир человека, отличный от мира вещей. Сознание и психика не тождественны, поскольку психика включает в себя и бессознательные явления и процессы. Содержание психических процессов причинно определено объективным миром, чувственно-предметным, практическим преобразованием. В решении проблемы отношения сознания к мозгу существуют две крайности:
В первом случае мышление лишается своего материального субстрата, во втором остается без своей специфики. Итак, основные особенности человеческого сознания: идеальность (т.е. его нельзя обнаружить при помощи материальных средств), интенциональность (направленность на предметы и явления природного и духовного мира), идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи). Вне общества сознание существовать не может. Индивидуальное и общественное сознание Сознание структурно организовано и представляет собой целостную систему состоящую из множества компонентов. В современной философии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента: телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления); чувтвенно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты); логико-понятийный (понятия, логические умозаключения) и ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция). Данная структура соотносится с фактом межполушарной асимметрии мозга. Как известно, правое полушарие мозга «отвечает» за наглядно-образное мышление, левое – за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными элементами в поле сознания представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество). Сфера индивидуального бессознательного, открытая австрийским психиатром З. Фрейдом, представляет собой совокупность психических явлений, состояний, не поддающихся контролю со стороны сознания (сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм и т.д.) По его мнению, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это сфера бессознательных влечений. «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и «Сверх-Я», между бессознательным и внешним миром. «Сверх-Я» выполняет роль «морального цензора», это внутриличностная совесть, олицетворяющая устои общества. Ученик и последователь З. Фрейда швейцарский психиатр К. Юнг предположил наличие в структуре бессознательного так называемых «архетипов», связанных с коллективной жизнью людей. Он полагал, что вся информация, накопленная человечеством, сохраняется на генетическом уровне в памяти потомков и проявляется в сновидениях, художественном творчестве. В отличие от З. Фрейда, полагавшего, что поведением человека управляет психическая энергия сексуальных влечений – либидо, а задача человека заключается в превращении «Оно» в «Я», К. Юнг считал, что кроме индивидуального бессознательного существует более глубокий слой человеческой психики - коллективное бессознательное. Неофрейдистское видение бессознательного наблюдается и у австрийского психиатра В. Райха, который вслед за Фрейдом биологизирует бессознательное, рассматривая человека как природно-социальное существо. Наиболее видный представитель неофрейдизма - немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда за антагонизм между сущностью человека и культурой и попытался соединить психоаналитическую теорию Фрейда с марксистской концепцией человека. Одним из важнейших факторов развития человека, по его мнению, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы. Человек – существо природное и социальное. Это противоречие Э. Фромм назвал «экзистенциальной дихотомией». В структуре индивидуального сознания сознательное и бессознательное взаимосвязаны и не существуют изолированно друг от друга. Сознание выполняет ряд функций: активно-отражательную; объяснительную; активно-преобразовательную; коммуникативную; целеполагающую; конструктивно-критическую. Индивидуальное сознание тесно связано с общественным сознанием. Общественное сознание – специфическое духовное образование, не сводимое к совокупности индивидуальных сознаний, обладающее определенной структурой, включающее разнообразные уровни и формы. Это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Преломляясь через общественную практику, общественное сознание реализуется в материальной действительности. Оно может способствовать развитию прогрессивных тенденций, а может препятствовать их осуществлению. Общественное сознание как отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер. В структуре общественного сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию. К формам общественном сознания относятся – мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др. Обыденный уровень общественного сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики и включает в себя наряду с элементами научного знания, предрассудки, суеверия, стереотипы сознания. Ряд исследователей отождествляют обыденное сознание с массовым, но такое отождествление неправомерно, поскольку основным критерием выделения массового сознания в качестве самостоятельного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, представлений в обществе, а обыденное сознание является показателем качественного состояния общественного сознания в конкретную историческую эпоху. Общественная психология выражает эмоционально-чувственное отношение людей к общественному бытию, охватывает область социальных чувств, представлений, настроений, эмоций, традиций, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях повседневной жизнедеятельности. В современном мире велика роль средств массовой информации в вопросе психологической обработки общественного сознания. Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества. В идеологии идеи и взгляды общества систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретая характер идеологических систем и концепций. Многообразие видов общественно-практической деятельности порождает различные способы духовного освоения природной и социальной действительности. Это находит выражение в различных формах общественного сознания. Критериями разграничения форм общественного сознания являются: предмет отражения (аспект бытия), формы и способы отражения, особенности возникновения каждой из форм, социальные функции и роль в обществе. Общественное сознание характеризует общее содержание надындивидуального сознания. Господство общественного сознания снижает активность индивидуального сознания. В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит от конкретной исторической эпохи. С |