Главная страница

Авторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи


Скачать 0.98 Mb.
НазваниеАвторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи
Дата20.12.2018
Размер0.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла??????? ?? ????????? 2006 ?..doc
ТипДокументы
#61112
страница1 из 16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Введение
Динамика процессов современного противоречивого мира ставит человека в сложные условия социальной жизни. Возрастающее напряжение, связанное со сменой ценностных ориентаций, необходимость поиска и быстрого нахождения решений, стрессовые ситуации – это проблемы человеческого бытия, сохранения и развития личности, ее внутреннего мира, мировоззренческой культуры.

В современных условиях мировоззренческие представления органично связаны с критическими размышлениями о ценностях и жизненных установках личности. Кто мы, каково наше место в мире, в чем смысл и предназначение человека, какими ценностями должна руководствоваться личность в принятии решений – это вопросы, к которым обращается философия. Философ размышляет о мироздании в целом, о вечности и бесконечности природы, о сущности человека и его разуме, о смысле жизни.

Современная философия является обобщением философской мысли человечества, которая базируется на теоретических достижениях, созданных в лоне отдельной национальной культуры. Идейной основой современной философии являются общечеловеческие приоритеты и ценности. Изучение философии является одним из основных условий вхождения молодого человека в общекультурный мировой контекст.

Философии присуще разнообразие учений, подходов, методологий, теоретических построений, которые находят плюралистическое отражение в учебном курсе.

Авторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи:

- в сжатой форме дать по возможности полное и систематическое представление об исторических типах философии, раскрыть суть мирового и отечественного историко-философского процесса;

-очертить круг философских проблем, которые объединяют закономерности развития материи, сознания, рассмотреть методы и формы познавательной деятельности.

Знание философских законов и категорий, которые выявляют общие принципы развития, помогут студенту понять сущность, особенности и тенденции современных общественных противоречий.

Данный учебник – это не совокупность готовых истин, а лишь общие подходы к ним, которые сложились в мировой философии. Истину студент должен постичь сам, собственным разумом, осмыслить тернистый путь к ней, научиться смело выражать и защищать свою собственную точку зрения. Это потребует от молодого человека самостоятельных размышлений, осознанных, а не навязанных извне (обществом, традицией, авторитетом) взглядов и представлений.

В большинстве стран мира философия занимает особое место в системе гуманитарных дисциплин, которые изучаются в вузе. Общеизвестно, что от гуманитарного образования в большей мере зависит творческий потенциал личности. Овладение основами философского знания поможет студенту стать не просто «узким специалистом» в своей области, а профессионалом, который умеет мыслить и действовать самостоятельно. Насколько человек способен отвечать за свои слова и поступки, настолько он и способен философствовать (И. Кант).

Авторский коллектив в составе доктора философских наук, профессора Черниковой В.Е. (гл. 1; гл. 2, §7) – руководитель авторского коллектива, профессора Пржиленского В.И. (гл. 3 и 5), кандидатов философских наук, доцентов Ерохина А.М. (гл. 2 §2), Андрейченко Г.В. (гл. 2 §2; гл. 6 и 7), Андреевой Н.И. (гл. 2 §5 и §7), Воробьева С.М. (гл. 2 §2), Коняхина А.Н. (гл. 2 §4), Короткова В.Е. (гл. 2 §6), Филипповой И.Ю. (гл. 4), Шульгиной И.А. (гл. 2 §1 и §3), ассистента Поморцевой А.М. (гл. 6) надеется, что настоящий учебник поможет студентам усвоить университетский курс философии.

ГЛАВА 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества
Ф
Мировоззрение и

философия
илософия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово филосо -

фия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в ус­ловиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно – исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и ме­сто в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые опре­деляют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплета­ются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоз­зрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

  • Миропонимание – познавательно - интеллектуальный уровень

  • Мироощущение – эмоционально - психологический уровень

  • Мироотношение – наличие в мировоззрении побуждений к активности.

Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно – действенную установки человеческой жизнедеятельности.

Разновидностями миропонимания являются жизненно – повседневное и теоретическое мировоззрение.

Жизненно – повседневное мировоззрение включает опыт, известные на­выки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизнен­ные позиции, определяющие деятельность человека.

Мировоззрение – одна из общественных форм отражения действительно­сти человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действитель­ность целостно; то есть не только природно – общественный мир жизни и деятельности чело­века; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых – форма общественного самосозна­ния человека, во-вторых – способ духовно – практического овладения действи­тельности.

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле­ния к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Другими словами мировоззрение отличается от философии не предметным содержанием, а обусловленным им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно порождается всей общественно – исторической жизнью людей, их способом существования и поэтому представ­ляет собой духовно – практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.
П


Предмет и функции


философии
ервой исторической формой философского мышле­ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-

роды. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ­ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де­ревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широ­кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.

В античном мире философия была «наукой наук», в ходе исторического развития от нее отделились специальные области научных знаний – астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение фило­софии от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении находятся сознание и внешний мир? Что такое человек и ка­ково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?

Зарождение философии исторически протекало с развитием научных зна­ний, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Вначале философия отвечала на вопросы, которые уже были поставлены религиозно – мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем уже был другим, он базировался на теоретическом анализе этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного мира главным образом стремились уяснить происхождение разнообразных природных явлений.

С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:

  • Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;

  • Гносеология – теория познания;

  • Логика – наука о формах последовательного мышления.

Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философ­ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает про­блемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объек­тивные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея­тельности людей.

Человек, человечество, человечность – вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как отражение познавательного, практического и ценностного отношения к миру. Его триада звучит так: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд вопросов, как общего, так и специфического характера. Например, общим вопросом, раскрывающим характер философского мышления, является вопрос о том, что первично: дух (духовное, идеальное) или материя (материальное). В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Деление на указанные направления существовало с самого начала разви­тия философии. Материализм понимает материю как первичную основу, как источник всего, идеализм объясняет возникновение материи из духа. Материа­лизм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. С точки зрения историче­ского развития материализма можно отметить следующие его формы:

  • материализм древнего Востока и Древней Греции – это форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)

  • метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.)

  • диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Специфической формой материализма является деизм (от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, М.В. Ломоносов и др.)

Подобно материализму, идеализм так же неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли, Д. Юм). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный, и ipse – сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности: рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является пантеизм ( от греч. pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики ( Гегель ). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического в познании действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер).

С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Монизм, следовательно, может быть материалистический и идеалистический.

Дуализм – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм - предполагает несколько или множество исходных оснований.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция которую они представляют – агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Основными функциями являются мировоззренческие (гуманистическая, социально – аксиологическая, культурно – воспитательная), методологические (эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико – гносеологическая).

Специфика мировоззренческих функций состоит в том, что они вооружают людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной системы. Философия является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности.

Методологические функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной деятельности. Поэтому философия является общей методологией для всех наук.
В
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта