Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие черты средневековой философии. Патристика и схоластика.

  • Развитие схоластики в философии Фомы Аквинского

  • Авторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАвторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи
    Дата20.12.2018
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла??????? ?? ????????? 2006 ?..doc
    ТипДокументы
    #61112
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Философия


    эллинизма

    В III веке до н.э. античный мир вступает в период постепенно наступающего кризиса

    рабовладельческого общества. Отражением

    этого кризиса в послеаристотелевской философии стало обращение мыслителей к морально – этическим проблемам. Эта особенность четко прослеживается в трех ведущих направлениях эллинистической философии – стоицизме, скептицизме и эпикуреизме.

    Философское направление - стоицизм просуществовало с III века до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стои (Афины), их жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Стоицизм как учение вобрал в себя многое из предшествующей греческой философии. Можно выделить несколько разделов этой философии: физику, логику и эстетику. В физике стоики стояли на позициях пантеизма. Бог—Логос, Логос—природа. Логос у стоиков тождествен материи и Богу и одновременно божественному разуму. Все люди мира причастны Логосу. По давней античной традиции огонь считался стоиками основным элементом мироздания.

    Значительное место в творчестве стоиков занимали проблемы логики. Они делили ее на риторику и диалектику, понимая под последней искусство достижения истины с помощью спора. Но все же вершиной стоической философии является ее этическое учение. В нем получили обоснование основные категории этики стоиков: автаркия - самоудовлетворение, независимость, обособление; атараксия - невозмутимость, полное спокойствие, безмятежность; квиетизм - безучастное, пассивное отношение к жизни; аффект; вожделение; страсть; апатия (бесстрастие). Конечной целью человека является счастье. Добродетельность – это жизнь в согласии с природой-Логосом. Имеется четыре добродетели в жизни: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

    Скептицизм настоятельно рекомендовал воздерживаться от каких бы то ни было утвердительных суждений. А поскольку суждения выступают как
    основания для действия, следствием воздержания от суждений становится воздержание от действий.

    Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Им была основана своя школа - «Сад Эпикура», источником философского учения которого явилось учение милетской школы о первооснове всего сущего, диалектика Гераклита, учение о наслаждении. Эпикур стал продолжателем традиций атомистического учения, дополнив его понятиями: атомного веса, криволинейности, случайности движения атомов и др. В теории познания он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств и не доверяя разуму. Как и стоицизм, эпикуреизм большое место в своей философии отводит этическому учению. Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение, удовольствие. Средством в борьбе со страданиями, способом достижения спокойствия души (атараксии) и счастья (эвдемонии) Эпикур считает следование сущности разумных человеческих моральных требований.

    Целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи ( цвет, вкус, запах, и т.п.). Цель философии Лукреций Кар видел в том, чтобы указать личности путь к счастью, избавить ее от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья он считал познание.

    Таким образом, несмотря на множество школ и направлений, концепций и учений, античная философия в целом характеризуется такими чертами, как онтологизм, космоцентризм, стихийно-диалектическое истолкование природы.


    Литература


    1. Асмус В.Ф. Ан6тичная философия. – М., 1976.

    2. Богомолов А.С. Античная философия. –М., 1985.

    3. Диоген Лаэртский. О жтизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1993.

    4. Ксенофант. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

    5. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

    6. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

    7. Платон. Диоген. – М., 1985.

    8. Фрагменты ранних греческих философов. В 2-х томах., - М., 1989.

    9. Хрестоматия по истории философии от Лао Цзы до Фейербаха: Учебнон пособие для вузов. – М., 1997.

    10. Целлер Э. Очерки истории древнегреческих философии. – М., 1996.

    11. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999.


    3. Философия средних веков и Возрождения


    Общие черты

    средневековой философии.

    Патристика и схоластика.



    Европейская средневековая христианская философия занимает большой период

    времени – V – XV века, начиная свою истор -

    ию со времени падения Западной Римской Империи (476 г.). Однако философские учения этой эпохи стали складываться уже в I – IV веках, и их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников (христианских последователей философии Платона). В социально-экономическом плане этот этап соотносится с эпохой феодализма. К этому времени уже сложилось официальное христианское учение и официальная церковь во главе с папой римским, монополизировавшая все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия развивалась с учетом основных догм христианства. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии или богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Философия выполняла функцию служанки богословия. Одним из первых эту мысль высказал Петр Дамиани: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка – своей госпоже». Это надолго закрепило статус подчиненности средневековой философии. Это своеобразный способ философствования, во многом отличный от античной философии. Преемственность сохраняется, но вместе с тем философия этого периода вырабатывает свое собственное воззрение. В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

    • во-первых, ей был свойственен библейский традиционализм и ретроспективность, так как Библия была отправным источником и мерой оценки любых теорий философии, понималась как свод законов бытия и повелений Бога;

    • во-вторых, особое значение приобрела экзогетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета;

    • в-третьих, философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и учительству.

    Основными проблемами средневековой философии являются:

    • проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарности);

    • проблема соотношения веры и разума;

    • проблема соотношения души и тела;

    • проблема свободы воли человека и божественной необходимости;

    • проблема происхождения зла.

    Отличительные черты средневековой философии:

    • теоцентризм – реальностью, определяющей все сущее, была не природа, как у древних греков, а сверхъестественное начало – Бог (источник всякого бытия, блага и красоты). Если греческая философия связана с политеизмом (многобожием), то средневековая философия с монотеизмом (единобожием);

    • формализм – склонность к «застывшим окаменевшим» формам - догмам. Это было обусловлено влиянием школы, подчинением авторитету. Такой подход приводил к тому, что единичное поглощалось абстрактно-общим;

    • креационизм – идея сотворения Богом мира из «ничего» по своей доброй воли;

    • сотериологизм – ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души;

    • ревеляционизм (принцип богооткровения) - существование средневекового бога трансцендентно, поэтому «тайна» о Боге может быть людям открыта через пророков и апостолов в Священном Писании, т.е. истина дана изначально;

    • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека и человечества;

    • эсхатологизм – учение о «последних» вещах: конце мира, «Страшном суде», наступлении «царства Божьего»;

    • символизм – способность средневекового человека выявлять скрытое значение того или иного предмета.

    Данные принципы нашли воплощение в основных частях философской теории: в онтологии – принцип креационизма, в гносеологии – принцип откровения, в философии истории – провиденциализм и эсхатологизм.

    В средневековой философии принято выделять два этапа:

    1. Патристика (II – VII вв.)

    2. Схоластика (VII – XVI вв.)

    Патристика (от латинского pater – «отец») – совокупность теолого-философских учений «отцов церкви», обосновывающих и систематизирующих идеи христианства. Основателями и теоретиками патристики были Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген. Патристика – специфический способ философствования. Исходный пункт теоретизирования – текст Св. Писания. Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Основной тезис патристики – истина дана изначально в Писании, а задача философа – правильно понять и разъяснить ее, поэтому основной метод философствования – герменевтика. Выделяют следующие этапы в развитии патристики:

    Ранняя (II – III вв.) - Тит Флавий Клемент, Юстин, Ориген, Квинт Тертуллиан;

    Зрелая (IV – V вв.) - Василий Великий, Григорий Нисский, Амвросий, Аврелий Августин;

    Поздняя (V – VII вв.) – Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин, Григорий Великий, Боэций.

    Наиболее ярим представителем патристики является - Августин Блаженный (354 – 430), крупнейший философ, богослов, систематизатор христианского учения. Основные работы: «Против академиков», «О порядке», «О троице», «Исповедь», «О граде Божьем». Философские взгляды Ав. Блаженного оказали влияние на развитие всей средневековой философии. В онтологии он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием. Его исходный тезис: Бог – это Высшее бытие, Благо и красота. Бог – высшая сущность, Абсолют, демиург и причина мира. Сотворенный мир зависит от творца, следовательно, две реальности Бог и Мир, сотворенный им, разделены абсолютно, онтологически.

    Основная цель человека согласно учению Ав. Блаженного, познание Бога и божественной любви. Такую возможность человеку предоставляет душа. Познавая душу, человек приобщается к вечности. Следовательно, познание себя – это путь к Богу. «Хочу познать Бога и душу». Истина о Боге находится в душе человека и человек должен постичь это знание. Разум – важная функция души. Августин Блаженный разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: рационального и иррационального. Однако в гносеологии Августина решающее значение имеет откровение, а в качестве гносеологического идеала – подчиненный религии разум и подкрепленная разумом вера.

    В этических взглядах Августина Блаженного особое место отводится проблеме происхождения зла. Зло идет от природы человека, но не от Бога. Зло относительно, а добро абсолютно. Зло – отсутствие добра. В конечном счете, зло проистекает от выбора человека. Таким образом Ав. Блаженный оправдывал Бога за зло, творимое в мире.

    В философии истории отстаивал принцип провиденциализма. В своем произведении «О граде Божьем» описал логику исторического развития человечества как направленное движение от «града земного» к «граду Божьему», где происходит очищение от греха и спасение души. Царство Божье формируется с помощью Церкви. Но церковь сама по себе приблизить человека к Богу не может. Путь личного спасения – это жизнь в соответствии с христианскими ценностями.

    Схоластика (от латинского schola – школа) – следующий этап в развитии средневековой философии. В этот период происходит дальнейшая конкретизация христианского учения с привлечением возможностей философии. Средневековые схоласты были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, т.е о сущности Бога и доказать его существование с помощью логических приемов. Представители этого направления продолжали решать проблемы, поднятые патристами, однако их решение носило несколько иной характер. На первый план выходят проблемы соотношения разума и веры, религии и науки, общего и единичного.
    Р

    Развитие схоластики в философии Фомы

    Аквинского
    анняя схоластика
    развивалась в VII - XII вв. Ее представителями были: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцеллин. Проблема существования Бога рассматрива -

    лась через дискуссию между номиналистами и реалистами о природе универсалий (общих понятий): существуют ли общие идеи до вещей, в вещах, или после них в уме. В зависимости от того, как философы-схоласты отвечали на поставленный вопрос, сформировалось два течения: номинализм (продолжали линию Аристотеля) и реализм (продолжали линию Платона).

    Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально до конкретных вещей. Из их рассуждений следовало, что Бог реален. Номиналисты считали, что универсалии своим существованием обязаны вещам. Реально существуют вещи, а универсалии возникают позже как потребность дать вещам имена. Поэтому общее – это всего лишь имя для обозначения реальных конкретных вещей, а значит общее номинально. Крупнейшим философом схоластики XII века был Пьер Абеляр. Основной тезис его теолого-философских рассуждений – следование доводам разума, а не авторитетам. В споре об универсалиях он выступил и против крайнего номинализма и против крайнего реализма. Согласно учению Абеляра, существовать могут только единичные вещи («субстанции»). Эти вещи могут быть тождественны между собой, на этом тождестве и основаны «универсалии». Так оправдывался номинализм. Вместе с тем следует признать и реальность общих понятий или идей в уме Бога. Они образцы, по которым Бог творит вещи. Таким образом, Абеляр отстаивал позиции умеренного реализма, чем вызвал негодование со стороны реакционно настроенных схоластов.

    Классическая схоластика (XIII в.), представлена учениями Фомы Аквинского. Главный его теолого-философский труд – «Сумма теологии» и «Сумма философии». Продолжая идеи Абеляра о размежевании философии и теологии, он приходит к мысли, что теология и философия – это самостоятельные науки, так как принципы теологии и принципы разума не зависят друг от друга. Задача теологии – систематическое изложение и истолкование истин откровения. Чтобы сделать положения веры более убедительными и понятными для человека, теология прибегает к помощи философии. Так обосновывался тезис о том, что философия – служанка теологии. В онтологическом плане Бог У Аквинского отождествляется с бытием, которое представлено следующим образом:

    • Бог (причина, смысл, цель);

    • люди;

    • мир животных и растений;

    • неживая природа.

    Материальные вещи, сотворенные Богом, – это синтез пассивной материи и активной формы. У Аквинского материя и форма, сущность и существование едины, но формой всех форм является Бог. Различие между материальным и духовным миром в том, что материальное состоит из материи и формы, а духовное лишь из формы. В споре об универсалиях придерживался позиции умеренного реализма.

    С точки зрения Фомы Аквинского, бытие Бога может быть доказано разумом. Он приводит пять доказательств бытия Бога:

    • все, что движется, должно иметь перводвигатель – это Бог;

    • все в мире имеет свою причину, но у всех причин должна быть первопричина – это Бог;

    • бытие и небытие вещей обусловлено возможностью и необходимостью, следовательно, в мире должна быть всеобщая необходимость, существующая сама по себе, не имеющая внешней причины своей необходимости, – это тоже Бог;

    • все вещи мира представляют собой различные степени совершенства в отношении в эталону совершенства - это Бог;

    • все вещи в мире подчиняются целесообразности, следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, – это Бог.

    В теории познания Фома Аквинский придерживался рассуждений Аристотеля и считал, что процесс познания начинается с чувственного опыта, который дает представление об индивидуальных единичных вещах. Через философское понимание чувственных вещей человек возвышается до познания самого Бога. Интересны этические взгляды Фомы Аквинского. Душа человека бессмертна. Предпосылка нравственного поведения человека – свобода воли. Признавал четыре греческие добродетели: мудрость, отвагу, умеренность, справедливость и три христианские: веру, надежду, любовь. Разум может управлять волей. Человек должен нести ответственность за свое поведение. Смысл жизни человека – достижение счастья – познание и созерцание Бога. Вслед за Августином Блаженным Фома Аквинский в своей теодицеи снимает с Бога ответственность за зло и возлагает всю ответственность на человека.

    Социальные проблемы решались философом в духе католического учения. Как и Аристотель, Фома считал, что человек – существо общественное. Государственная власть появилась от Бога, церкви должна отдаваться первая роль в гражданском обществе. Главная цель государственной власти – содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Учение Фомы Аквинского, получившее название томизм, стало идеологической основой католицизма. В 1323 году Фома Аквинский был причислен к лику святых.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта