Авторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи
Скачать 0.98 Mb.
|
Философские взглядыТ. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма Томас Гоббс, выступая с позиций материализма, пытается дифференцировать фило - софию и теологию. Теология – это богооткро - венное знание, которое не поддается рациональному анализу. В качестве важнейшего объекта философии у Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. человек – творец «искусственных тел», в том числе и таких, как культура и государство. Поэтому законы государства должны быть основаны на природности, естественности. В то же время естественное состояние человека базируется на чувственности, что может привести к самоистреблению людей. Именно разум играет важнейшую роль в учреждении государства путем общественного договора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все индивиды общества. Государство и гражданское общество – высшая ценность человеческого общежития, способная вывести человечество из варварского состояния войны всех против всех. Цель философии, по мнению Гоббса, состоит в том, чтобы научить людей предвидеть следствия и использовать их для своей жизни. Все познание вырастает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них. Прежде чем приступить к рассмотрению философии Дж. Локка необходимо дать общую характеристику эпохи Просвещения. ХVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь. Оно выходит за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, в прогресс науки, создающий условия для экономического и социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроения поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной философии Просвещения стала Англия, раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития. Одним из крупнейших философов-просветителей бал англичанин Джон Локк. В своих работах он углубляет и развивает идеи своего соотечественника Т. Гоббса. Локк начинает рассматривать человека в двух состояниях: естественном и гражданском. Первое характерно для доисторических времен. Второе связано с общественной историей, когда человек становится цивилизованным. Естественному состоянию соответствуют естественные права человека: право на равенство, свободу, собственность и право на их защиту. Неотъемлемые естественные права Локк переносит в гражданское состояние человека. Локк развивает основные положения теории общественного договора, который по его мнению, позволяет человеку из своего естественного состояния перейти в цивилизованное гражданское состояние. Общественный договор – это добровольный отказ людей от абсолютной свободы и подчинение себя политической власти. Ее задача – обеспечивать человеку сохранение и реализацию его основных прав. Чтобы политическая власть, т.е. государство, не злоупотребляла своими полномочиями, они должны быть разделены и ограничены. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти: законодательную, судебную (у Локка она еще не полностью отделена от законодательной) и исполнительную. Таким образом, Локк, опираясь на других философов, разрабатывает концепцию правового государства, которая позже будет воплощена в социально-политическую действительность Европы и Америки и явится одним из важнейших оснований демократических обществ Нового и Новейшего времени. Локк отрицал учение Декарта о «врожденных идеях», делая вывод о том, что все идеи являются следствием чувственного опыта. Сознание, по Локку, сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал «идеями». Если рационализм и эмпиризм, занимая различные позиции и используя разные познавательные приемы и разные методы обоснования истинности, исходят из принципиальной познаваемости мира, то Дж. Беркли и Д. Юм подвергают такую предпосылку сначала сомнению, а потом и резкой критике с позиций субъективного идеализма. Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в философии его соотечественника Джорджа Беркли. Привязанность к богословию послужила для Беркли основой его стремления к преодолению и искоренению материализма и атеизма. Лейтмотивом практически всех его произведений было признание материализма в качестве источника неверия, которое он считал основой всех бед. Основной тезис философии Беркли гласит: «Быть, существовать – значит быть воспринимаемым». По мнению философа все воспринимаемые человеком объекты представляют собой идеи, которые прослеживаются одна вместе с другой, поэтому их соединение называют какой-либо вещью. Беркли, полемизируя с Локком, утверждал, что разделение на первичные и вторичные качества ошибочно, так как практически все качества вторичны и их существование сводится к способности быть воспринятыми. Соответственно и понятие «материя» в смысле ее существования как чего-то объективного, субстанционального не имеет смысла, поскольку нет ничего вне нашего сознания. По мнению Беркли, существует лишь бытие, в котором выделяются идеи как некие воспринимаемые нами качества. Они пассивны, существуют в человеке в виде страстей и ощущений и не являются копией предметов внешнего мира. В философии Беркли особое место занимает солипсизм – учение о том, что существует лишь один-единственный воспринимаемый. Рассуждения Беркли, с одной стороны, близки к солипсизму, ибо Бог в конечном счете – единственный тотально всеобъемлющий, воспринимающий и посылающий ощущения субъект. С другой – подводят философа к объективному идеализму, так как им признается сверхприродная творящая сила – Бог. Это означает, что в философии Беркли одновременно представлен и объективный и субъективный идеализм. Философию Давида Юма, составляет учение агностицизма и скептицизма. Согласно воззрениям Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, представлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом. По мнению Юма основной причиной познания является не разум или априорная способность. Высшая цель человеческого познания может состоять в том, чтобы собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, ни к чему более не сводимых причин. Субстанцию Юм трактует как соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших свое название. В этике Юм детерминист: все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением и естественны. Одно только мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Юм всегда верил в то, что в конечном счете справедливость и миролюбие победят насилие и произвол. |