Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика немецкой классической философии

  • Авторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАвторы настоящего учебника поставили перед собой следующие задачи
    Дата20.12.2018
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла??????? ?? ????????? 2006 ?..doc
    ТипДокументы
    #61112
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Философия


    французского

    Просвещения

    В XVIII в. философия развивается под влиянием идей Просвещения. В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные воз -

    можности разума и здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей, «свету разума» доступны все аспекты бытия. Следует принять во внимание, что просветители культивировали не просто разум, а разум научный.Именно развитие науки, по их мнению, стимулирует решение политических, экономических и социальных проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Знание, принадлежавшее ранее узкому кругу философов, ученых, литераторов и естествоиспытателей распространяется среди образованного населения, проникает в светские салоны, на страницы массовых печатных изданий.

    Наиболее радикальным и значительным было просвещение во Франции. Во французском Просвещении выделяют две основные группы: «старших» просветителей (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Э.Б. Кондильяк) и «младших» (Ж.-О. Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П. Гольбах).

    Шарль Луи Монтескье – французский философ права и истории. В своем основном сочинении «О духе законов», он оказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. Монтескье развивал вслед за Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

    Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ – знаменитый французский писатель и философ эпохи Просвещения. Он считал, что познание трансцендентного (например, при решении вопроса относительно бессмертия души и свободы человеческой воли) невозможно, и особенно активно боролся с церковью из-за ее догматизма. В противовес Руссо он всячески подчеркивал целостность культуры, изображая историю человека как историю борьбы за прогресс и образование. Он ввел в науку термин «философия истории».

    Этьен Боно де Кондильяк является основоположником современного сенсуализма. Сенсуализм – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий. По его мнению, именно чувственные восприятия представляют источник познания.

    Во второй половине 40-х годов XVII в. на историческую арену выходят более радикальные «младшие» просветители – материалисты и атеисты.

    Жюльен Офре де Ламетри – французский врач и философ. Был приверженцем материалистически-атеистических взглядов за что и подвергался преследованиям во Франции и в Голландии. Он принадлежал к сторонникам радикального материализма и механицизма, вследствие чего человека рассматривал как самозаводящуюся машину. Такое понимание человека объясняет, по его мнению, также вопросы этики и доказывает ненужность в принципе всей религии.

    Дени Дидро – французский писатель и философ, основатель и один из издателей «Энциклопедии». Он прошел путь от теистической веры в откровение до материализма и пантеизма, видящего божество в законах природы и во всем истинном, прекрасном и добром. Атомы, по его мнению, являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человека и вселенной.

    Клод Адриан Гельвеций – французский философ и психолог. Выводил потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения. В чувственных ощущениях – голоде, жажде и т.д. – нужно искать причину, заставляющую людей обрабатывать землю, объединяться в общество и заключать между собой договоры, соблюдение которых делает их «справедливыми», а нарушение – «несправедливыми». Мотивом всех действий является себялюбие человека, поэтому проповедь морали ничего не дает. Лучший законодатель – тот, кто может уничтожить разделение общественных и частных интересов.

    Поль Анри Гольбах – французский философ, соратник Дидро и Гельвеция, один из авторов «Энциклопедии». Дал систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма. Утверждал, что вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.

    Рассмотрев философские концепции представителей Нового времени и Просвещения, можно отметить их особенности.

    Прежде всего, это опора на науку. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время усиливается ориентация на естественные науки. На первый план выходят проблемы познания.

    Другой особенностью является протипоставление эмпиризма и рационализма. Философия на континенте в ХVII веке выступала в форме рационализма, а английская философия – в форме эмпиризма. Как эмпирическое так и рациональное познание ведут к развитию науки, формируют основные направления философского мышления Нового времени.

    В XVIII веке французские просветители, энциклопедисты и материалисты способствовали социальному и научному прогрессу, были выразителями передовых идей своего времени.
    Литература


    1. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 2. – М., 1996.

    2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1996.

    3. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – М. – 1998.

    4. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

    5. Нарский И.С. Западноевпейская философия XVII века. – М., 1974.

    6. Нарский И.С. Западноевпейская философия ХVIII века – М., 1973.

    7. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. – СПб. 1996.

    8. Реале Д., Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. Т. 3. – СПб., 1994.

    9. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.


    5. Немецкая классическая философия


    Общая характеристика

    немецкой классической философии



    В Германии XVIII – XIX в.в. еще господ­ствовали феодальные отношения, тем не менее здесь уже вызревал капита -

    лизм, формирова­лась буржуазия. В отличие от радикальной французской буржуазии, немецкая была нерешительна, поэтому она не могла завоевать политическую и экономическую власть, довольствуясь половинчатыми реформами. Противоречивость, двойственность немецкой бур­жуазии отразилась в немецкой классической философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта ( 1724 – 1804 ), Иоганна Фихте ( 1762 – 1814), Фридриха Шеллинга ( 1775 – 1854 ), Георга Гегеля ( 1770 – 1831 ), Людвига Фейербаха ( 1804 – 1872 ).

    В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

      • объективный идеализм (Шеллинг, Гегель );

      • субъективный идеализм (Фихте);

      • материализм (Фейербах ).

    Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: ее учения способствовали разработке диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила логико – теоретический аппарат; рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта