Авторское право. Авторские и смежные права на территории Приднестровья
Скачать 58.13 Kb.
|
2.2. Свободное использование и воспроизведение произведения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей; публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний; воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью; организации эфирного вещания осуществлять запись краткосрочного пользование того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир, при условии, что такая запись производится этой организацией с помощью ее собственного оборудования и для ее собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев после изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения: 1. Допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждений, воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях. 2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1. выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашениями между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны. 3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 12.1., которые являются предметом экспорта, а также профессиональному оборудованию, не принадлежащему для исполнения в домашних условиях. Срок действия авторского права: 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора сохраняются бессрочно. 2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, право на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или Агентством интеллектуальной собственности Приднестровской Молдавской Республики, которое осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось. 3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 25 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение пункта 1. 4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 25 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. 5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 25 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны начинает действовать с 1 января года следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года. 6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. 7. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории Приднестровской Молдавской Республики никогда не представлялась охрана, считаются перешедшими в общественное достояние. 8. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. 9. Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет Агентство интеллектуальной собственности Приднестровской Молдавской Республики. Авторский договор: 1. Имущественные права, указанные в п.9 настоящего Положения могут передаваться только по авторскому договору. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных или неисключительных прав. 2. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. 3. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. 4. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. 5. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб причиненный заказчику. 2.3. Сфера действия смежных прав. Право исполнителя признается за ним в случаях, если: исполнитель является гражданином Приднестровской Молдавской Республики; исполнение, постановка впервые имели место на территории Приднестровской Молдавской Республики; исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с положениями пункта 2; исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с положением пункта 3. Права производителя фонограммы признаются за ним, если: производитель фонограммы является гражданином Приднестровской Молдавской Республики или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Приднестровской Молдавской Республики; фонограмма впервые опубликована на территории Приднестровской Молдавской Республики. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Приднестровской Молдавской Республики и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Приднестровской Молдавской Республики. Субъекты смежных прав: 1. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. 2. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме, или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей. 3. Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. 4. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещания о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности Р; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Права исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного или кабельного вещания: 1. Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. 2. Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. 3. Организациям эфирного или кабельного вещания в отношении их передач принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя: 1. Допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения: публичное исполнение фонограммы; передача фонограммы в эфир; сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. 2. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между использователем фонограммы, с одной стороны, и производителем фонограмм и исполнителем, с другой стороны. Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания: 1. Допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм: для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передач в эфир или по кабелю; исключительно в целях обучения или научного исследования; для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях; в иных случаях, которые установлены положениями раздела II настоящего Положения в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства. 2. Допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания и использования передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Воспроизведение фонограммы допускается при условии выплаты вознаграждения. 3. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, применяются без ущерба нормальному использования фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а так же включенных в них произведений литературы, науки и искусства без ущемления законных интересов исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений. Срок действия смежных прав: 1. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 25 лет после первого исполнения или постановки. 2. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 25 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 25 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. 3. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 25 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир. 20.4. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 25 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю. 5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. 6. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав увеличивается на 4 года. 7. К наследникам (в отношении юридических лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4. Защита авторских и смежных прав: 1. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. 3. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Приднестровскую Молдавскую Республику из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться. 4. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушителями вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации и других мер, установленных законодательством и определяемым судом или арбитражным судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода; принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Указанные в абзацах 3, 4, 5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав. 5. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода и выплаты компенсаций в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в пользу истца. 6. За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. 7. Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или смежных прав по его требованию. Не востребованные обладателем авторских и смежных прав контрафактные экземпляры произведения и фонограммы, а так же материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, по решению суда подлежат уничтожению. Заключение. В общем, картина с защитой авторских прав в нашей стране выглядит удручающе. Нет чёткого регулирования авторских прав в сети Интернет, нет специалистов в органах МВД и прокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютерной безопасности организации, физического лица и населения в целом. Нет устоявшейся и понятной самим судьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказыванию авторства на произведение. Стоит также учесть, что эта проблема назрела давно , законодательные и правоприменительные шаги в данном направлении неэффективны, хаос и абсурдность в вынесении некоторых судебных решений приводят в отчаяние. В целях усиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации о охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения. Важно отметить, что Приднестровье уже сделало некоторые положительные шаги в этом направлении. Но основная сложность состоит в том, что в Приднестровье с 1995 года до сих пор действует Временное положение «Об охране авторского права, смежных прав, программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем». За основу Положения был взят Закон РФ «Об авторском праве» 1993 года. В настоящее время Положение устарело и требует замены. Свои наработки в этом плане Минюст представил Верховному Совету ПМР, который пока ещё работает над Законом «Об интеллектуальной собственности». В профильный отдел для регистрации своих произведений обращаются музыканты, поэты, режиссёры, разработчики программ для ЭВМ. Приходят также и за консультацией. Судебных процессов по авторскому праву в Приднестровье проходит немного, и в основном свои права защищают фотографы. Фотографам доказать авторство несложно, поскольку они хранят отснятые негативы, имеют фототеки и всегда могут подтвердить использование своих подлинников. Как правило, известно, какой тираж был выпущен, поэтому, полагаясь на затраты по тиражу, можно рассчитать и упущенную выгоду, которую мог бы получить сам создатель произведения. Список использованной литературы: Нормативно-правовые акты:
Литература:
1 П.6 ст.1259 ГК РФ 2 Судариков С.А. Основы авторского права / С.А. Судариков. – Минск: Амалфея, 2008 3 Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учеб. для вузов / В.О. Калятин. - М.: Норма, 2007 4 Ст.1255 ГК РФ 5 Ст.1270 ГК РФ 6 Гражданское право. Часть третья /Под рад. В.П. Камышевского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2009 7 Ст.1305 ГК РФ 8 П.1 ст.1318 ГК РФ 9 Ст.1270 ГК РФ 10 Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 2002 |