Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АВТОРСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

  • Курсовая работа. 24.10.2020 Курсовая Марина Пешкина. Авторские развивающие игры для дошкольников


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеАвторские развивающие игры для дошкольников
    АнкорКурсовая работа
    Дата12.02.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла24.10.2020 Курсовая Марина Пешкина.doc
    ТипКурсовая
    #175938
    страница2 из 3
    1   2   3

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Н. Вуарен считает, что взрослые специально создают игры дидактического и развивающего характера, чтобы обучать и развивать детей, и организовать обучение с опорой на игровую и дидактическую задачи. Они особенно ценны потому, что представляют собой и средство организации игрового досуга детей и обучающее средство, так как структура почти любого такого занятия в детском саду включает в себя либо дидактическую игру, либо игру развивающего характера. В дидактической игре ребенок может получить не только новые знания, но и обобщить и закрепить их. У дошкольников происходит развитие познавательных процессов и способностей, ими усваиваются выработанные обществом средства и способы умственной деятельности [8].

    А.И. Дубнякова сообщает, что целью дидактических и развивающих игр является реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача конкретизирует, уточняет, систематизирует знания; способствует усвоению умственной и практической деятельности; воспитывает нравственное отношение к объектам и явлениям, составляющим предметную, природную и социальную среду; вызывает желание глубже изучать индивидуальные особенности своих ровесников и себя самого. Дидактическую задачу определяет взрослый. Для детей цель игры представляется игровой задачей, которую часто можно проследить в названии – «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?» и побуждает совершать активные действия [12, c. 178-179].

    Д.Б. Эльконин сформулировал следующие определения: дидактические игры (от слова «дидактика» - обучение) являются обучающими играми, направленными на закрепление определенного набора знаний и представлений детей. В частности, дети учатся закреплять названия предметов и явлений, узнают их по отдельным частям, знакомятся с классификацией предметов. Развивающими играми (от термина «развитие») называются игры, развивающие психические процессы ребенка (память, мышление, внимание, воображение, речь), а также органы чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние) [26].

    А.В. Печорга отмечает, что развивающая и дидактическая игра отличаются друг от друга по функциональному признаку. Дидактическая игра призвана реализовать обучающую (первостепенно) и развивающую функции, а развивающая только лишь развивает познавательные психические процессы и разные анализаторы. Поэтому дидактическая игра всегда и развивающая тоже, а развивающая игра не всегда может считаться дидактической [18].

    Н.К. Ахметов пишет о том, что развивающая игра несет в себе определенную специфику, является полноценной и достаточно содержательной для детей деятельностью, наделенной своими побудительными мотивами и своими способами действий. Развивающая игра является очень эффективным средством, позволяющим формировать такие качества, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее правила необходимы для регуляции поведения детей, ограничения их импульсивности. Когда ребенок, совместно со взрослым дает оценку действиям сверстников, отмечает ошибки, совершенные ими, то он тогда лучше усваивает правила игры, и в дальнейшем получает возможность осознавать и собственные ошибки. Тогда правила имеют возможность стать в некотором роде нормой поведения в группе, принести новый социальный опыт. При выполнении их, дети получают одобрение со стороны взрослого, признание и уважение сверстников [2, c. 8-10].

    З.М. Богуславская пишет о том, что развивающая игра является эффективным средством, формирующим такие качества, как организованность, самоконтроль и т.д. Правила, которые обязательны для всех, являются регуляторами поведения детей, ограничителями их импульсивности. Но игра является не только удовольствием и радостью, хотя это само по себе очень важно. Она помогает в развитии внимания, памяти, мышления, воображения ребенка, т.е. тех качеств, которые потребуются в будущей жизни. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, у него развиваются способности, и часто ребенок даже не подозревает об этом [4].

    А.К. Бондаренко считает, что технология развивающей игры определяется в качестве совокупности методологических подходов, принципов педагогики, методов, средств и педагогических условий, которые обеспечивают систему планирования и реализации игрового процесса согласно установленных этапов игры, в ходе которых происходит реализация цели и соответствующих задач, которые ориентированы на достижение результата, т.е. повышают уровень интеллектуальной воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста 6].

    Ю.М. Горвиц пишет, что в некоторой степени отвечают требованиям указанной технологии примеры развивающих игр, которые уже отмечены в истории педагогики. Приведем примеры некоторых из них. Одной их самых ранних и известных среди таких игр, ориентированных на возрастную аудиторию широко спектра, является «логическая игра», разработанная и описанная в одноименном произведении Л. Кэрролла, в 1887 году. Основой данной технологии являются правила логического квадрата, представляющего собой диаграмму, которая отображает логические соотношения между общеутвердительными (А), общеотрицательными (Е), частноутвердительными (I) и частноотрицательными суждениями (О). Непосредственно сама игра предполагала, что благодаря использованию девяти фишек (четыре одного цвета и пять – другого) предлагаемые силлогизмы будут решаться графически, что в результате приведет к конечной цели – у игроков разовьется логическое мышление [10, c. 100-106].

    Н.В. Комарова пишет, что в более поздний период, в 50-х годах 20 века, для того, чтобы развивать познавательную активность, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, восприятие, комбинаторные и конструкторские способности, творчество и воображение у детей дошкольного возраста (1-7 лет) начали применение разноцветных счетных палочек Дж. Кюизнера. Игровая технология предусматривает занятия двух уровней сложности, состоящие из двух этапов. На первом дети играют с палочками используя их как конструктор (изучают при этом цвет, форму), а позднее используются палочки в качестве материала, позволяющего обучать детей осуществлению элементарных арифметических операций [13, c. 190-192].

    П.И. Пидкасистый дал характеристику логическим блокам З.П. Дьнеша, которые представляются в виде набора из 48 геометрических разноцветных фигур разных по размеру, форме и объему и карточек, на которых приведено описание этих фигур. Блоки необходимы для постепенного ознакомление детей от 3 лет с такими понятиями, как размер, форма, цвет с использованием наглядной основы. Результатом настоящей игры являются сформированные у детей элементарные знания по математике и информатике, а также развитые у них восприятие, память, внимание и воображение, словесно-логическое и аналитическое мышление, творческие способности [19].

    Отечественная практика приняла в широкое распространение комплексную технологию развивающих игр Б.П. Никитина, которые объединяют важные дидактические принципы: «от простого к сложному», который предполагает постепенно усложняющиеся уровни обозначаемых перед ребенком задач, а также максимальное раскрытие его способностей, творческого потенциала. Например, его игра «Сложи узор», которая состоит из 16 разных по цвету и одноразмерных кубиков, предусматривает, что ребенок будет последовательно выполнять задания трех типов: 1) складывать из кубиков узор, аналогичный имеющимся примерам, 2) будет рисовать узор такой, какой образуют кубики, 3) будет придумывать свои узоры и выкладывать их из кубиков. Результатом данной игры становятся развитые у ребенка способности к анализу и синтезу, а на их основе к самостоятельной генерации новых идей. Другая игра, которую предлагает Б.П. Никитин, «Уникуб», состоит из 27 небольшого равного размера кубиков, которые дают возможность через оперирование с ними формировать у ребенка раннее пространственное мышление, которое в будущем поможет ему успешно осваивать математику в общем и тригонометрию [17].

    Е.О. Смирнова утверждает, что набор кубиков Н.А. Зайцева – это довольно эффективное дидактическое средство. Эти кубики представляют собой разработку, предназначенную для того, чтобы осуществлять опережающее обучение чтению детей с 2 лет, через использование ими «складовых блоков» (это разноцветные кубики, на которых нарисованы буквы и разбиты на склады). Игра так естественно сопоставима с процессом развития словесно-логического мышления и запоминания у детей, что у них происходит формирование навыков грамотного письма, существенно увеличивается лексикон, выправляются логопедические недостатки (в результате постоянного проговаривания и пропевания складов) [23, c. 76-86].

    Е.О. Смирнова пишет, что с опорой на технологические разработки Б.П. Никитина и Н.А. Зайцева, предложил их, фактически синтезированную и модернизированную версию В.В. Воскобович. Его игры развивают ребенка творчески и интеллектуально. «Сказочные лабиринты игры» и «Сказки Фиолетового леса» являются гармоничной игровой средой, которая сочетает конкретные упражнения (математические игры: «Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики» и другие; игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Складушки», «Теремки Воскобовича», «Тысяче-слов» и другие), в основе которой положена методическая сказка, сюжетом объединяющая последние. Технологически игры, в целом ориентированы на то, чтобы последовательно вовлекать, погружать детей 3-7 лет в процесс игры (совместно со взрослым или самостоятельно) и постепенно усложнять дидактический материал. При усвоении дидактического материала у детей отмечается развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, мелкой моторики; дети запоминают цвета и формы; у них происходит формирование навыков чтения [23, c. 76-86].

    Развивающий материал авторства М. Монтессори привлекателен для ребенка, делает сильнее мотивацию к обучению, является стимулом заинтересованности в занятиях и содержит в себе механизм самоконтроля, который применяется в традиционной системе обучения. Через самоконтроль у ребенка появляется возможность самооценки результата своей работы, определения дальнейших шагов в учебной деятельности. М. Монтессори считала, что исправлять ошибки педагогу не желательно, так как ребенок не может увидеть их сам, лишается «психической свободы», благодаря которой достигается «понимание того, что ошибку можно совершить, увидеть и проконтролировать» самостоятельно, не надеясь на помощь взрослого [15].

    Таким образом, игры, которые рассмотрены ранее, оказывая воздействие на зоны и актуального, и ближайшего развития, являются дидактически содержательными и преимущественно системными в ходе формирования психических функций, интеллекта, конкретных умений и навыков ребенка. Но при этом, даже в них не учитывается потенциал гуманитарных знаний, при последовательном усвоении которых (хотя бы при первичном ознакомлении с ними) может расширять кругозор и приобщать в некоторой степени, к мировой и отечественной культуре, что само по себе уже является ценностью в процессе становления личности, а также может и должно представляться в качестве проводника в системном развитии ребенка по направлениям, о которых говорилось ранее.
    3. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АВТОРСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что воспитательно-образовательном процессе ДОУ должен использовать максимально широкий спектр средств и методов, к таким средствам развития ребенка дошкольного возраста можно отнести и авторские развивающие игры [1].

    Рассмотрим опыт работы Семенюк Любовь Леонтьевны, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска [21]. Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Особую роль на современном этапе обучения отводят нестандартным дидактическим пособиям: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера, умным играм В. В. Воскобовича.

    Развивающие игры В. В. Воскобовича имеют ряд особенностей:

    1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

    2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

    3. Вариативность игровых заданий и упражнений.

    4. Творческий потенциал каждой игры.

    К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юкк. Когда ребенок слушает сказку, он включается в состав действующих лиц события, вместе с героями «проживает» таинственные и веселые приключения в сказке, преодолевает препятствия, которые не похожи на сказку, достигает успеха. В это же время происходит ознакомление с игрой, ребенок дает ответы на поисковые вопросы, находит решения интеллектуальных задач, находит способы выполнения творческих заданий.

    Педагогом была разработана система работы с пособиями, составленными с опорой на умные игры В.В. Воскобовича. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста автором была выбрана методическая сказка, которую представил В.В. Воскобович, на тему «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная – есть». Данное пособие является сборником цикла историй под названием «Легенды Фиолетового Леса». По структуре образовательная методика В.В. Воскобовича составлена в соответствии с педагогической технологией подачи учебного материала программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой.

    В результате дети стали любознательнее, развился интеллект, они стали проявлять более активно заинтересованность развивающими играми В.В. Воскобовича. Дети научились самостоятельно решать с применением схем-картинок геометрического конструктора задачи геометрического содержания, испытывают удовольствие от выполнения заданий в предлагаемых играх. Таким образом, приходим к выводу, что если правильно организовать педагогический процесс и применять при этом научно выверенные методики, чаще всего игровые, которые учитывают особенности детского восприятия, дети уже в дошкольном возрасте, не перегружаясь и не напрягаясь, способны усваивать многое из того, чему раньше их начинали обучать только в школе.

    Перейдем к рассмотрению опыта Насибуллиной Светланы Леонидовны, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска [16]. При составлении своей программы автор пользовалась системой развивающих игр, которые разработаны Л.А. Венгером. Работу автор проводила и во время НОД, и тогда, когда организовывала самостоятельную деятельность детей. Также автор дала рекомендации для родителей, чтобы они могли организовать игры с детьми. В рамках проведения НОД, в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Мир сенсорики» с детьми второй младшей группы проводились такие развивающие игры, как: «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», лото «Цвет», «Гости», «Найди предмет такой же формы», «Три квадрата», «В царстве царя-Разноцвета», «Магазин», «Радуга», «Чудесный мешочек», «Составные картинки», «Какой формы предметы в нашей группе» и другие.Игры, которые проводились автором, развивали интеллект детей, их внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.

    Отбирая игровое содержание, важно учитывать, что учебный материал должен быть эмоционально насыщенным, запоминаемым. В материал образовательной деятельности обязательно необходимо включать четкие, конкретные образы. Выбор игры определяется, в первую очередь, контингентом, решаемыми воспитательными задачами. В случае проведения коллективной игры, важно четко понимать, кто входит в число играющих, учитывать уровень их интеллектуального развития, физической подготовленности, возрастные особенности, интересы и уровни общения. Выбор игры определяют время, в которое она проводится, природно-климатические условия, протяженность времени, световой день и месяц, в который она проводится, наличие игровых аксессуаров, конкретная ситуация, характеризующая детский коллектив. Проводя ООД необходимо помнить о том, что детей нельзя переутомлять играми, важно следить, чтобы поза детей была правильна.

    В результате проведенной работы, направленной на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через проведение дидактических игр, автору удалось добиться позитивных сдвигов в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе, в процессе развития познавательных процессов психики: восприятие, мышление, память, воображение, связная речь. Запас знаний у детей существенно возрос.

    Также рассмотрим опыт Поляковой Марии Сергеевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка» г. Губкина Белгородской области [20]. Главным средством развития познавательных способностей, автор выбрала технологию развивающих игр, разработанную Б.П. Никитиным «Логические кубики для всех» (приложение 1), предусматривающую также применение ИКТ. Игры с кубиками педагогом интегрировались во все возможные виды детской деятельности во время всего нахождения детей в детском саду и работу проводила со средней группы. Структуру игровых занятий составляли три связанных друг с другом части, в ходе которых дети по этапам выполняли различные действия. Данная структура является вполне оправданной, потому что каждая часть решает определенные задачи и предлагает определенный выбор из методов и приемов.

    Вводная часть необходима для того, чтобы организовать детей, замотивировать их на предстоящую деятельность. На организационном этапе включались информационно-коммуникационные технологии. Через применение мультимедийной аппаратуры и веб-камеры дети знакуомились с элементами кубика. Информационно-коммуникационные технологии позволяли детям видеть трехмерное изображение деталей на большом экране. Первоначально дети рассматривали новые детали кубика, повторяя предшествующие задания. Вторая часть занятия посвящалась объяснению нового задания, в этом этапе детям демонстрировалась последовательность, в которой надо складывать заданные конструкции (последовательность дети также видели на экране, а это давало возможность проводить работу одновременно со всей подгруппой). После дети приступали к самостоятельному воспроизведению данной конструкции из деталей кубика. Третья часть являлась оценочной, когда дети анализировали свои работы и сравнивали результат с образцом. Если ребенок не справлялся с задачей конструирования данной конструкции, то он мог просто дать описание того, что он создал и какие элементы использовал. В заключительной части игрового занятия проводилась коллективная игра «Наведем порядок сами». Детям предлагалось из элементов собрать готовый кубик при помощи взрослого. По окончании каждого занятия с детьми разучивали речевку, а затем ее принимали в качестве традиционного прощания с педагогом.

    В результате проводимой работы, направленной на развитие логического мышления и совершенствование творческих способностей детей через применение развивающих игр, автору удалось добиться позитивной динамики показателей.

    Рассмотрим опыт Анастасии Сергеевны Щербаковой, воспитателя МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок» с. Знаменское, Знаменского района Омской области по теме Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста [25]. Автор считает каждого дошкольника маленьким исследованием, радостно и удивленно открывающим дл себя мир, который его окружает. Родители и воспитатели должны помогать ему в сохранении и развитии стремления познавать, в удовлетворении потребности детей в активной деятельности, давать возможность для умственного развития ребенка. Логическому мышлению отводится очень много времени в системе дошкольного образования. Благодаря ему оттачиваются умственные способности ребенка, происходит развитие гибкости мышление, происходит обучение логике. Первостепенное место в процессе формирования логического мышления у дошкольников педагоги отводят игре, являющейся основным и приоритетным видом деятельности детей. В современных требованиях ФГОС к процессу развивающего обучения в дошкольном возрасте определяют потребность в создании новых форм игровой деятельности, которые бы сохраняли и синтезировали компоненты общения направленного на познание, обучение и игру.

    Максимально эффективным пособием автор посчитала логические блоки Дьенеша. Воспитатель определила тему своей работы «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Логические блоки Золтана Дьенеша составляют 48 фигур, отличающихся друг от друга по форме, цвету, размеру и толщине. Набор состоит из полностью идентичных по всем свойствам фигур. Логические игры, в которых используются данные блоки, позволяют развивать логическое мышление, аналитические способности, формировать навыки, которые потребуются при решении логических задач: дети научатся выделять в объектах самые разные свойства, обозначать их название, давать адекватное словесное обозначение, если они отсутствуют, мыслить абстрактно и запоминать одно, единовременно два или три свойства, обобщать предметы по одному, двум или трем свойствам. В игре с блоками Дьенеша происходит развитие речи: ребенку приходится при построении высказываний использовать в речи союзы «и», «или», частицей «не» и т.д. В такого рода играх ускоряется развитие элементарных логических структур мышления и математических представлений у дошкольников.

    Решая задачи, поставленные в рамках опыта, автор изучила и провела анализ методической литературы, современного передового опыта, связанного с проблемами развития логики, поучаствовала в вебинаре «Организация образовательной деятельности с развивающими играми в ДОО в соответствии с ФГОС. С опорой на полученные знания, автором был разработан перспективный план кружковой деятельности по теме «Играем, размышляем, познаем» в средней группе «Улыбка»; создана предметно-развивающая среда, в которую вошли дидактические средства, наглядный материал (блоки Дьенеша, модели, схемы). С опорой на логические блоки автором был изготовлен игровой материал. Воспитатель старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличали занимательность и соответствие уровню сложности заданий.

    Перед началом проведения целенаправленных игр и упражнений, у детей была возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Их они могли применять самостоятельно на свое усмотрение в различных видах деятельности. Осуществляя наблюдение за детьми, автор формулировала выводы о том, на каком уровне находится мыслительная деятельность у каждого из детей и определяла тот уровень, с которого необходимо начинать развитие. Перспективный план был составлен для средней группы и предусматривал постепенное усложнение материала и игровых заданий. Всю работу автор планировала через игру. Дети попадали в ситуацию, где должны были оказать помощь герою, который попал в беду, разбирали сказочную ситуацию – и это все стимулировало интерес к занятию, умственную деятельность. Практически доказано, что дети, которые увлечены игрой, быстрее способны усвоить материал, приобрести необходимые умения, навыки мыслительной деятельности и при таком подходе исключена утомляемость.

    Проведя анализ уже проделанной работы, автор сформулировала вывод о том, что была отмечена положительная реакция у детей на игры с использованием блоков Дьенеша, дети усваивали знания о геометрических фигурах, научились отличать предметы по признаку формы, размера, цвета, толщины, заметное развитие показали процессы мышления, способность моделировать и замещать свойства, навык кодирования и декодирования информации, дети осуществляли первые шаги в высказывании суждений, доказательств.

    Таким образом, если включать в процесс ОД системы развивающих игр с применением ИКТ, можно оказать плодотворное влияние не только на процесс развития логического мышления, но и на процесс всестороннего развития личности ребенка.
    1   2   3


    написать администратору сайта