К.Е.Антарова. Беседы Станиславского. Б еседы К. С. Станиславского
Скачать 0.75 Mb.
|
Стр. 178 И быть одновременно и композитором, и соавтором, в исполнителем, Вам же все рамки предлагаемых обстоятельств роли намечены и уложены в готовый ритм. Это все равно, что вам дали бы выстроенный дом. Вам остается только осветить его, согреть и перелить в него очарование и благородство своего сердца в мысле-слово-звук. * * * Из помещенных здесь записей нескольких репетиций Константина Сергеевича оперы "Вертер" видно, как он сам проводил в жизнь свою систему. Каждая репетиция разрасталась в беседу, где учитель не уставал напоминать ученикам о верных физических действиях и внутренней сосредоточенности. Константин Сергеевич помогал артистам вырабатывать цельное внимание и жить в его кругу или тем, что совершалось вокруг, на сцене, или тем, что творилось внутри артиста, и что он должен был подать зрителю, как правду своей сценической жизни, а не "штамп". Необыкновенно ярко - одним, двумя словам" - уме" Константин Сергеевич обрисовать артисту его ошибки, как во внешнем, так и во внутреннем поведении. Его слова артисту, игравшему роль Вертера: "Сам рок по сцене ходит" сразу дали нам понять тот "наигрыш", в котором каждый из нас бывал не однажды грешен от чрезмерного усердия "изобразить" героя. В борьбе со штампами, укоренившимися в нас ремеслом, Константин Сергеевич искал всех способов пробудить в нас живую жизнь образа. Неутомимость его, яркое воображение и образность его советов видны в этих записях репетиций. Именно эта борьба Константина Сергеевича с ремесло", его стремление увести артистов от штампов к переживанию роли, его усилия помочь артистам пробудить в себе живую действенную мысль, его призыв, обращенный к театрам, в чистом реализме, об отказе от мистики, эстетизма и произвола, сделали его имя близким и дорогим не только артистам нашей Родины. Имя его, имя гениального учителя и артиста-творца, привлекло к нему сердца всего лучшего и живого среде артистов всех стран. Его гигантская работа произвела революцию в творчестве всех театров мира. Сейчас всюду хорошо известна его "система", о которой он сам говорил: "Моя система относится не к отдельной эпохе и ее людям, а к органической природе Стр. 179 всех людей артистического склада, всех национальностей и всех эпох". Слова его оправдываются и сейчас, хотя прошло уже почти девять лет со дня его смерти. Имя Станиславского продолжает звучать для всех артистов мира как Имя не только творца в искусстве, создавшего эпоху, но и как имя человека, у которого искусство и этика сливались в одно целое. Его обаятельный и благородный образ будит и сейчас в каждом артисте высокие человеческие чувства и мысли. Творчество Станиславского и его отношение к искусству побуждают артиста быть не только творческой единицей в театре. Они захватывают всего человека, вызывают в нем сознание, что артист должен быть слугой своего народа и своим трудом в искусстве нести народу культуру. Стр.180 С О Д Е Р Ж А Н И Е Памяти учителя…………………………………………………..7 Предисловие к первому изданию……………………………..12 Предисловие ко второму изданию……………………………16 Беседа первая…………………………………………………...18 Беседа вторая…………………………………………………...22 Беседа третья……………………………………………………26 Беседа четвертая………………………………………………..29 Беседа пятая…………………………………………………….37 Беседа шестая…………………………………………………..43 Беседа седьмая…………………………………………………49 Беседа восьмая…………………………………………………52 Беседа девятая………………………………………………….55 Беседа десятая………………………………………………….58 Беседа одиннадцатая…………………………………………..61 Беседа двенадцатая…………………………………………….65 Беседа тринадцатая…………………………………………….72 Беседа четырнадцатая………………………………………….76 Беседа пятнадцатая……………………………………………..80 Беседа шестнадцатая……………………………………………89 Беседа семнадцатая……………………………………………..94 Беседа восемнадцатая…………………………………………..99 Беседа девятнадцатая………………………………………….102 Беседа двадцатая………………………………………………107 Беседа двадцать первая……………………………………….111 Беседа двадцать вторая……………………………………….115 Беседа двадцать третья………………………………………..120 Беседа двадцать четвертая……………………………………123 Беседа двадцать пятая…………………………………………130 Беседа двадцать шестая……………………………………….133 Беседа двадцать седьмая………………………………………136 Беседа двадцать восьмая………………………………………139 Беседа двадцать девятая……………………………………….144 Беседа тридцатая……………………………………………….148 Запись пяти репетиций оперы Массие «Вертер»……………153 Беседа первая…………………………………………………...157 Беседа вторая…………………………………………………...161 Беседа третья……………………………………………………167 Беседа четвертая………………………………………………..172 Беседа пятая…………………………………………………….176 |