Главная страница
Навигация по странице:

  • Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание.+ В. Учение о знании как таковом и его частном проявлении – научном знании. Пояснение

  • Б. Количественные показатели публикационной активности.+ В. То же самое, что философия науки. Пояснение

  • Б. Средневековая натурфилософская концепция о движении.+ В. Один из элементов аристотелевской физики, объясняющий движение. Пояснение

  • Б. Форма культуры и вид знания+ В. Ранняя форма религиозных представлений. Пояснение

  • Б. Одна из натурфилософских школ античности.+ В. Предшественник платоновской метафизики. Пояснение

  • В. Идейное основание легитимности власти.+ Пояснение

  • В. Интересом к литературе Античности+ Г. Разрушением средневекового типа культуры. Пояснение

  • В. Поиском архе.+

  • Б. Воспринимать действительность в парадигме жесткого детерминизма, анализировать явления в методологических установках редукционизма. +

  • Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание.


    Скачать 20.34 Kb.
    НазваниеБ. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание.
    Дата11.02.2023
    Размер20.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_KR1.docx
    ТипДокументы
    #930863

    Промежуточная аттестация по философии

    ИГД Кульминский А.А.

    1. Эпистемология – это…

    А. Наука о свойствах и специфике научного знания.

    Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание.+

    В. Учение о знании как таковом и его частном проявлении – научном знании.

    Пояснение: Вариант «В» не подходит, так как под термином «Эпистемология» понимается именно учение о научном знании (доказанном знании). Между вариантами «А» и «Б» предпочтение отдаётся второму, так как в первом варианте определение эпистемологии звучит более узко. То есть, упоминается лишь о свойствах и специфике, но не говориться о научном знании как таковом, его функционировании и развитии.

    1. Наукометрия – это…

    А. Исследование науки научными методами.

    Б. Количественные показатели публикационной активности.+

    В. То же самое, что философия науки.

    Пояснение: Наукометрия – область статистического исследования структуры и динамики массива научной информации. Она позволяет оценить эффективность и успешность развития той или иной дисциплины/ученого. Философия науки – философская дисциплина исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания. Вариант «В» не подходит из-за различия в вышеприведенных определениях. Научные методы могут быть различными, а наукометрия подразумевает именно область статистического исследования. В ней также существуют количественные статистические показатели позволяющие сравнить эффективность, например, учёного. Поэтому лучше всего подходит вариант «Б»

    1. Теория импетуса – это

    А. Латинское название теории импульса.

    Б. Средневековая натурфилософская концепция о движении.+

    В. Один из элементов аристотелевской физики, объясняющий движение.

    Пояснение: Теория импентуса не является элементом аристотелевской физики. Она является элементом критики физики Аристотеля. Поэтому вариант «В» не подходит. Теорию импетуса однозначно можно назвать предком теории импульса, однако с уверенностью утверждать, что это одно и то же (как говорится в варианте «А») нельзя. Наиболее подходящим является вариант «Б»

    1. Миф – это…

    А. Недостоверные сведения, получившие широкое распространение

    Б. Форма культуры и вид знания+

    В. Ранняя форма религиозных представлений.

    Пояснение: На мой взгляд, категория «недостоверные сведения» не может однозначно применятся к термину «Миф», так как миф передавал представления о мире и о месте человека в этом мире. Миф и религия это не понятия различные, так как религия основана на вере во что-то сверхъестественное, для мифа это необязательно. А вот формой культуры и видом знания миф вполне можно назвать.

    1. Пифагорейское учение – это…

    А. Исток математического знания.

    Б. Одна из натурфилософских школ античности.+

    В. Предшественник платоновской метафизики.

    Пояснение: В основе пифагорейского учения лежит принцип: «все есть число», то есть всё познаваемое можно описать числом. Однако сами числа существовали и до Пифагора. К тому же помимо пифагорейской школы параллельно развивалась и ионийская школа. Поэтому нельзя утверждать, что исключительно пифагорейское учение является истоком математики. Связь Платона с пифагорейцами действительно оставила след в платоновской метафизике, однако математика является лишь частью концепций Платона. «Идея», а не «число» — причина порядка, связь вечно постоянного мирового строя. «Числа» — как бы понятийный посредник между «идеями» и вещами. Поэтому в полной мере называть пифагорейское учение прямым предшественником платоновской метафизики я бы не стал. А вот с тем, что пифагорейское учение является одной из натурфилософских школ античности, довольно сложно.

    1. Идеология – это…

    А. Совокупность политических идей определенной страны определенного исторического периода.

    Б. Дискурс власти, ядром которого выступает политическая пропаганда.

    В. Идейное основание легитимности власти.+

    Пояснение: Понятие идеологии свойственно не только какой-либо стране в определенный исторический период. Идеологией могут обладать различные политические партии. Поэтому вариант «А» не подходит. Честно говоря, варианты «Б» и «В» мне оба кажутся правильными. Однако в варианте «Б» определение идеологии сводится к одной из вариантов её проявления в обществе – политической пропаганде. А идеология, в первую очередь, это система идей и убеждений, выражающих какие-либо интересы. В варианте «В» я не смог найти причин считать приведенное убеждение неправильным, потому и выбрал его в качестве верного.

    1. Гуманизм эпохи Возрождения характеризуется…

    А. Высокой требовательностью к этическим и эстетическим характеристикам культуры.

    В. Интересом к литературе Античности+

    Г. Разрушением средневекового типа культуры.

    Пояснение: Гуманизм эпохи Возрождения предполагает, что человек может сотворить себя сам по образу и подобию бога, опираясь при этом, главным образом, на античную литературу.

    1. Капитализм…

    А. Это вид хозяйственной деятельности, в основании которого лежит принцип увеличения продукта производства на единицу времени+

    Б. Вид экономики, связанной с развитием буржуазного общества.

    В. Вид хозяйственной деятельности, ориентированной на потребление.

    Пояснение: Вариант «Б» больше соответствует понятию финансовый капитализм, в нём речь идёт о вкладывании средств извне (кредитование, финансирование). Именно финансовый капитализм приводит к развитию финансовых рынков и, как следствие, буржуазного общества. Основной идеей капитализма является рост производства, и получение прибыли, а не ориентированность на производство. Поэтому вариант «В» также не подходит.

    1. Натурфилософский этап науки характеризуется…

    А. Отсутствием эксперимента

    Б. Умозрительностью и метафизичностью концепций.

    В. Поиском архе.+

    Натурфилософский этап науки пришёлся на 7-5 век до н.э. Умозрительный метод и метафизические концепции характерны для следующих этапов античной науки. Следовательно, вариант «Б» не подходит. Эксперимент может и не являлся главной характеристикой натурфилософского этапа, однако, я думаю, нельзя столь категорично говорить о полном его отсутствии. Например, работы Пифагора вряд ли могли обойтись без различных экспериментов с числами. А вот поиск архэ, на мой взгляд, определенно является одной из главных характеристик натурфилософского этапа. В концепциях различных мыслителей того времени всегда выделялось что-то первостепенное, то, что главенствует над всем. Например, Фалес полагал, что главное (архэ) - это вода, у Гераклита главное – огонь, у Анаксимена – воздух, у Пифагора – число. Поэтому наиболее подходящий вариант ответа – «Б».



    1. Для механицизма характерно…

    А. Воспринимать мир машиной.

    Б. Воспринимать действительность в парадигме жесткого детерминизма, анализировать явления в методологических установках редукционизма. +

    В. Развивать классическую механику.

    Пояснение: К развитию классической механики механицизм не имеет отношения. Сам по себе термин «машина» некорректен, если говорить о механицизме (Например, «Демон Лаппласа» это не машина). Под механицизмом скорее понимается представление о мире как о механизме имеющим составные части. В пользу варианта «Б» также говорит то, что при механицизме конечное состояние объекта определенно его начальным состоянием. А данный тезис характерен жесткому детерминизму.


    написать администратору сайта