Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2.2. Философия нового времени.

  • Тема 2.4. Основные философские концепции современности.

  • Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества. Основные и. Тема 1 Философия античного мира и средних веков


    Скачать 44.79 Kb.
    НазваниеТема 1 Философия античного мира и средних веков
    Дата18.05.2021
    Размер44.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРаздел 2. Роль философии в жизни человека и общества. Основные и.docx
    ТипДокументы
    #206775

    Тема 2.1 Философия античного мира и средних веков
    Античная философия внесла значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно в античности заключено начало всей западной философии, практически всех ее последующих школ, идей, категорий, проблем и т.д. Во все времена, вплоть до современности, европейская наука, культура, философия возвращаются к античности как к своему источнику, образу мышления.

    Античная философия включает в себя достаточно продолжительный промежуток времени (с VI-V вв. до н. э. по III – VI вв. н.э.). В связи с этим в рамках античной философии традиционно выделяют несколько этапов.

    1. Первый этап развития античной философии – это период ранней классики. Философов данного периода называют натуралистами или досократиками. К ним относят Пифагора, Фалеса, Анаксимена, Зенона и др. Главной проблемой данного периода является проблема всех вещей, окружающего человека, поэтому античные натуралисты основное внимание уделяли вопросы: «Как возник Космос (мировой порядок)?»; «Какова структура Космоса?».

    2. Средняя классика является вторым этапом развития античной философии. Представителями этого периода являются Сократ и его школа, а также софисты (Гиппий, Антифонт, Антисфен и др.). Главной проблемой данного периода является проблема сущности человека, возможности его познания, его взаимоотношения с другими людьми. Ключевые философские вопросы: «В чем сущность человеческой морали?»; «Есть ли абсолютная истина?»; «Как осуществляется человеческое познание?».

    3. Третий этап развития античной философии – период высокой классики. Представители данного периода: Платон, Аристотель, их ученики. На данном этапе происходит объединение ранее накопленных философских знаний, проблем и методов. Платон и Аристотель рассматривали достаточно широкий круг вопросов: от явлений природы до государственного устройства. Так как тексты более ранних философов практически не сохранились, их философские идеи зачастую становятся доступны через работы Платона и Аристотеля.

    4. Эллинизм – четвертый период развития античной философии. Представители: Эпикур, Пиррон, Эпиктет, Сенека и др. В данный период происходит осмысление и интерпретация творчества Платона и Аристотеля. Также наблюдается возвращение к проблеме человека – рассматривались вопросы воли и свободы человека, достижения счастья. К этим вопросам добавлялись размышления о структуре Космоса, судьбе Космоса и человека.

    Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов:

    1. Первый – зарождение и формирование. В первой половине VI в до н.э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики).

    2. Второй – зрелость и расцвет (V – IV вв. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

    3. Третий этап – закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

    Средневековая философия также занимает достаточно длительный период времени. Главная особенность данного этапа развития философии – тесная связь с религией. В центре внимания философов находится Бог. Церковь, в те времена, являлась центром духовной культуры и образования. Средневековая философия также развивалась с учетом основных религиозных догм. Подавляющее большинство философов были представители духовенства.

    Основные этапы средневековой философии:

    1. Патристика (от лат. «pater» - «отец»). Представителями данного этапа являются так называемые «отцы Церкви» - создатели христианской догматики (Августин Блаженный, Ориген, Григорий Нисский и др.). Главными проблемами патристики являются:

    - проблема сущности бога и его тройственности (тринитарная проблема);

    - соотношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян);

    - определение конечной цели истории;

    Проблема свободы воли человека и возможности спасения его души;

    - проблема происхождения зла в мире, причины, по которым Бог допускает зло.

    2. Этап схоластики (от лат. «scholastic» - «школьный») – продолжает развивать проблемы патристики. Представители: Фома Аквинский, Абеляра и др. На данном этапе на первый план выходит проблема соотношения веры и разума, религии и философии. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности религиозного учения не только с помощью веры, но и на рациональной основе – с помощью философии. Вследствие чего философия в период схоластики обрела статус науки, сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души.

    С поздней схоластикой заканчивается средневековая философия, которая оставила глубокий след в развитии историко-философской мысли, сохранив преемственность интеллектуальных навыков, разработанных античностью, представив ряд новых философских проблем и их решений.

    Философия Ренессанса (Возрождения) занимает период с XV по XVI век. В это время происходит возрождение интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец подражания. В данный период религия утрачивает лидирующие позиции. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Признается авторитет мудрости античных мыслителей. Главной особенностью периода является антропоцентризм, то есть человек находится в центре исследований (в отличие о теоцентризма, где центром изучения является – религия, вера). Представители: Л. Да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли, Т. Мор и др. Мировоззрение эпохи Возрождения носит гуманистический характер. Человек здесь интерпретируется как свободное существо, способное творить самого себя и окружающий мир.

    Тема 2.2. Философия нового времени.
    Философия нового времени охватывает XVII – XVIII века. Это время становления и быстрого развития естественных наук, отделившихся от философии. В Новое время математика, астрономия, химия становится самостоятельными науками. Поэтому в философии нового времени появляются новые задачи и приоритеты, возникает необходимость обобщения, интерпретации и систематизации факторов естественных наук.

    Развитие наук в Новое время оказало значительное влияние на философию. В центре внимания оказывается теория познания (прежде всего научного), поиск методов получения истинного знания всех наук. Философы стремились обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Они активно искали основной метод познания, который бы всегда приводил к вечной, полной, всеми признанной истине. Основой такого метода философы считали либо чувственный опыт человека (эмпиризм: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), либо интеллект, дающий логическое знание (рационализм: Р. Декард, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

    Эпоха XVII в. характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так ка материализм соответствует интересам наук. И тот, и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.

    Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

    Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движения мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.

    Основные представители философии Нового времени:

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу индукции. Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице.

    1. Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления).

    2. Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах).

    3. Таблица сравнения степеней (сопоставление увеличение или уменьшения данного признака в одном и том же предмете).

    4. Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него).

    5. Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

    Главным препятствие на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами – ложными представителями о мире.

    Идолы рода - приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.

    Идолы пещеры – вызваны субъективностью человеческого восприятия окружающего мира.

    Идолы рынка или площади – порождены неправильными употреблением слов.

    Идолы театра – возникают в следствие подчинения ума ошибочным воззрением.

    Рене Декарт (1596 - 1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство – мышление) и материальная (свойство – протяженность). Над этими обеими субстанциями в. качестве истинной субстанции возвышается Бог.

    В своих взглядах на мир Декарт выступает как материалист. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и развития жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает тела животных и человека как сложные механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при творении.

    В то же время в психологии и гносеологии Декарт выступает, как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежным показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо с всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение – акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящегося я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.

    В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые последствия.

    Томас Гоббс (1588-1679) считал, что субстанцией мира является материя. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу передается только посредством толчка. Люди и животные есть сложные механические машины, действие которых всецело определяются воздействиями извне. Одушевленные автоматы могут сохранить полученные впечатления и сравнить их с прежними.

    Источником познания могут быть только ощущения – идеи. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом.

    Выделяется два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Естественное состояние основывается на инстинкте самосохранения и характеризуется «войной против всех». Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все и тем самым часть своего права перенести на других. Это перенесение совершается посредством естественного договора, заключение которого приводит к возникновению гражданского общества, то есть государство. Наиболее совершенной формой государства Гоббс признавал абсолютную монархию.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) считал, что так как каждая вещь активна, а не пассивна, то есть каждая вещь обладает действием, то каждая из них является субстанцией. Каждая субстанция есть «единица» бытия, или монада. Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.

    Каждая монада одновременно форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма не материальна и представляет собой целесообразно действующую силу, а тело есть механическая сила. Каждая монада одновременно есть и основание своих действий, и их цель.

    Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

    Развитие есть лишь изменения первоначальных форм через бесконечно малые измерения. В природе везде происходит непрерывный процесс изменения вещей. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней. Оно идеально и есть представление.

    Свойственную монадам силу представления Лейбниц называет перцепцией. Это есть бессознательное состояние монад. Апперцепция – это сознание собственного внутреннего состояния. Эта способность свойственна только высших монадам – душам.

    В гносеологии опирается на идею о врожденных идеях. Врожденные идеи – это не готовые понятия, а только возможности ума, которые еще должны быть реализованы.

    Выделяется два вида истин: истины факта и истины метафизические (вечные). Они не нуждаются в оправдании опытом. Истины факта открываются только посредством опыта.

    Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что сущность лишь одна субстанция – природа, которая является причиной самой себя. Природа является с оной стороны природой творящей, а с другой – природой сотворенной. Как природа, творящая она есть субстанция, или, что тоже самое – бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверх природного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо, и свободно, т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единственная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой бесконечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.

    Джон Локк (1632-1704) считал, что человеческое сознание не обладает врожденными идеями. Оно подобно чистому листу, на который записываются знания. Единственный источник идей опыт. Опыт делит на внутренний и внешний. Первому соответствует ощущение, второе – рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей. Идеи рефлексии возникают при рассмотрении внутренней деятельности души. Посредством ощущений человек воспринимает качества вещей. Качества бывают первичными (копии самих этих качеств – плотность, протяженность, фигура, движение и т.д.) и вторичными (цвет, вкус, запах и т.д.)

    Идеи, приобретенные из ощущений и рефлексии, составляют лишь материал для знания. Для получения знания необходимо обработать этот материал. Посредством сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции) душа преобразует простые идеи ощущения и рефлексии в сложные.

    Локк различает два вида достоверных знаний: знание бесспорное, точное и знание вероятное, или мнение.

    Тема 2.3. Особенности российской философии.
    Российская философия – одно из направлений в мировой философии. Российская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

    Основой духовного самосознания и менталитета народа в данной философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.). Вместе с тем российская философия наделена рядом характерных особенностей, присущих только ей.

    1. Первой и самой главной особенностью русской философии является преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический ее характер, т.е. длительное господство в ней религиозных форм сознания. Этому способствовал ряд причин:

    - Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в отличие от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно, не могла опереться на культурное наследие античности.

    - Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном варианте (в форме послания). Поэтому проявилось стремление сохранить определенную дистанцию в отношении традиций (культурных и религиозных), характерных для Западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течении нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная нетерпимость между западной и восточной церквями. Углублению разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-монгольское иго, его негативные последствия.

    В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась максимально замкнуто, за исключение архаического влияния афонских монахов (от Афона – «Святой горы» на с. - в. Греции центра православного монашества). Даже богословская схоластика в российские духовные учебные заведения проникла только в XVII в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет. Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее за XI – XVII вв. время, во всяком случае, на протяжении всего XVII в.

    - В третьих, достаточно позднее внедрение православия на Руси и необычный способ его принятия («сверху») препятствовали однозначному господству христианских идей. В процессе усвоения они причудливо соединились с глубоко укоренившимися и самобытными языческими верованиями древних славян, то есть существенно модифицировались (это особенно характерно было для неподконтрольной церкви сфер культуры, православие исключало существование других воззрений).

    2. Вторая характерная черта русской философии: предельный дуализм, антиномизм (антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) в понимании мира, человека и истории как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. Древнее языческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию соединились с христианским ощущением реальности иного, высшего мира, с желанием немедленного и непосредственного единения с ним. Этим объясняются противоположные устремления в русском духовном характере: любование природным миром, предельно чуткое отношение к нему и одновременно «прозрение» высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в человеке и его жизни.

    Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с одной стороны, непосредственно принадлежит материальному бытию, а с другой, столь же непосредственно связан с Богом, т.е. укоренен в вечном, духовном бытие.

    Эта черта характеризует и восприятие истории в русской философии, История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом, божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.

    Причем, осознание противоречий, укоренных в мире, человеке и истории, не приводит к их разрешению или хотя бы к сглаживанию, а только более остро выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в русской философии воспринимается как абсолютное, не способное к гармоническому разрешению.

    3. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный» метод изложения. В русской философии рационалистический, «научный» метод изложения. В русской философии рационалистический метод никогда не был основным. Более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не дающим возможности дойти до сути главных философских проблем. В ней, в соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Это особенно характерно для С.С. Соловьева и его последователей – Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского и др.

    1. Четвертая особенность российской философии: она являлась «философией жизни». Это означает, что ей больше присуще некая социальность: общинное сознание, способность, софийность («слово-мудрость-дело», что предполагает постановку вполне земных, человеческих вопросов).

    2. В XVII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы установили буржуазные порядки, а некоторые из них – республиканский строй. Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни особые формы идеологии, либо незнакомые других государствам, либо не получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров, революционный крестьянский демократизм, включая народничество, славянофильство и западничество, толстовство.

    3. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем общественной мысли – проблему России и Запада. Она, начиная с конца XVIII в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей, принадлежавших к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и историко- фактологически, эту тему обосновал Н.А. Бердяев в своем знаменитом труде «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века»

    Основной вопрос русской философии – это вопрос об истине, смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.
    Тема 2.4. Основные философские концепции современности.
    Основными философскими концепциями современности являются: прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, философия бессознательного. На становление и развитие философии нового времени оказало влияние развитие политических систем, науки, религии и церкви, искусств и техники в XX веке. Развитие взаимопереплетение культурных традиций, взаимообогащение духовного опыта народов как новая историческая ситуация XX века, ее проблемы и противоречия также наложили свой отпечаток на развитие философии этого времени. Поскольку философия нового времени сложилась после немецкой классической философии – ее называют неклассической философией.

    1. Прагматизм

    Прагматизм (Ч. Пирс, У Джеймс, Дж.Дьюи). Философы – прагматики представляли философию как практическую науку, которая призвана рассматривать утилитарные проблемы человеческого бытия. Согласно У. Джеймсу истинными являются лишь те положения, которые наиболее приспособлены к практической деятельности человека и человечества. По мнению Д. Дьюи любая истина носит условный, договорный (конвенциальный) характер и определяется как полезность, живучесть идеи. Таким образом, в определенном смысле, прагматизм выработал в гносеологии иммунитет против догматизма и фундаментализма.

    Прагматизм отвергает абстракции, спорные положения и неизменные принципы. Философия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей и интересов реального человека. Различные виды деятельности должны рассматриваться в зеркале адаптации (приспособления) индивида к сложившимся условиям жизни.

    Любые проблемы прагматизм решает с позиции утилитаризма: допустимо все то, что приносит пользу человека. Утилитарный подход прагматизм распространяет и на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия, используемыми в зависимости от ситуации.

    Это философское направление наряду с решение проблем познание и действия (практики) интересуется так же изучение поведения человека. Универсальным средством изменения мира и социума является изменение привычек.

    1. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

    Позитивизм стремится обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию. Позитивизм сформировался в 30-40-е годы XIX в. Основателями этого направления были француз О. Конт (1798 - 1857) и англичанин Г. Спенсер (1820 -1903).

    Так О. Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на саму себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19-20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

    Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм – Мах, Авенариус) претендовал на сознание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное – ни материальное, и идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания XX века.

    Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Б. Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель – Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма – Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос и др.

    Главной задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука:

    - принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта);

    - принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.);

    - принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).

    Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка). Центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то ее задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

    1. Экзистенциализм

    Одним из самых авторитетных и ярких явлений современной философии является

    экзистенциализм. Свое идейное начало экзистенциализм берет в философии С. Кьеркегора – именно он формулировал антитезу экзистенции (истинного бытия – существования человека) и системы. Собственно, философским течением экзистенциализм стал только после 1-й мировой войны, потрясшей до основания весь социально-экономический уклад европейского общества и заставившей по-новому взглянуть на проблему человека. Уже в 40-х – 60-х годах экзистенциализм становится одним из самых популярных философских направлений XX века (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти, Бердяев и др). Обычно рассматривают две разновидности экзистенциализма – «религиозный экзистенциализм» (или христианский -Ясперс, марсель, Бубер, Шестов) и «атеистический» (Сартр, Камю, Хайдеггер). Сущность их отличия – понимание природы «иного», от чего необходимо зависит человек.

    Так, религиозные экзистенциалисты природу этого «иного» определяют, как «трансценденцию» (доопытную сущность), открывающуюся лишь в акте веры. Их Бог – не некое человеческое подобие, а философский синоним категории бытия, понимаемого как основа мира. Бог выше всяких разделений, категорий, абстракций.

    Экзистенциализм в его нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде эта концепция представлена в философии Сартра, по мнению которого, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. То есть, нет никакого творца человека, кроме самого же человека, он сам создает свою сущность и является существом, «Устремленным в будущее».

    Согласно экзистенциализму, основная задача философии не научная проблематика, а различные аспекты человеческого существования (бытия). В отличие от научного мышления, базирующегося на теоретических принципах, экзистенциальное связано с духовным миром человека, его интимными переживаниями, бессознательным отношение к миру. Экзистенциально мыслящий индивид не может относиться к прошлому, настоящему и будущему объективно, все его мышление пронизано человеческой субъективностью. Личность живет, прежде всего, эмоциями, понимая иррациональность бытия.

    Если ы 19 веке отцами экзистенциальной мысли называют С. Кьеркегора (Дания), Ф. Ницше (Германия), Ф.М. Достоевского (Россия), то применительно к современному экзистенциализму к ним следует причислить немецкого философа М. Хадеггера (1889-1976). Главным для него являлся вопрос о смысле человеческого бытия. Хайдеггер считает, что смысл существованию придает именно «временность», присущая только человеку. Структура экзистенции, по Хайдеггеру, связанна с модусами (положениями) человеческого существования – совестью, ответственностью, страхом, одиночеством, раскаянием.

    Экзистенциальная философия оправдано исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции – сущности, которая едина с существованием. И философы, и писатели -экзистенциалисты остро и ярко осмысливали ситуации на грани жизни и смерти.

    1. Неотомизм.

    Неотомизм представляет собой религиозно-философское направление в современной философии. По своей сущности неотомизм есть возрождение и приспособление к современным условия философского учения 18 века – Фомы Аквинского. Центральным тезисом его участия является «гармония веры и разума». Становление неотомистской философии приходится на первую четверть 19 века. Сами неотомисты называют свою философию «реализмом» или «католическим рационализмом». А более яркими представителями этих течений являются Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), Й Бохеньский Й дэ Фриз, К. Ранер (Германия), Г. Веттер (Австралия) и др.

    Главное назначение неотомизма – подвести философский фундамент под догматы католицизма, теоретической основой которого является учение Фомы Аквинского.

    1. Философия бессознательного.

    Философию бессознательного создал немецкий философ 19 века Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что создание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. В Бостоне состоялось 1-е Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.

    В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д.Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом.

    Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности.

    Тест:
    Антиномия – это:

    a. Выражение интересов определенных социальных слоев, не находящихся, как правило, у власти

    b. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем 

    c. Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
    В центре размышлений философов средних веков стоит:

    a. Бог 

    b. Природа

    c. Личность
    Основателями направления позитивизма являются:

    a. Дж. Дьюи и О. Конт

    b. Ч. Пирс и У. Джеймс

    c. О. Конт и Г.Спенсер 
    Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

    a. Философия 

    b. Теология

    c. Логика
    По мнению философа Сартра:

    a. Существует природа человека, которой управляет Бог

    b. Творец природы – Бог

    c. Нет никакого творца человека, кроме самого же человека 
    Религиозно-философское направление в современной философии:

    a. Позитивизм

    b. Реализм

    c. Неотомизм 
    Согласно экзистенциализму основная задача философии – это:

    a. Религиозная проблематика

    b. Научная проблематика

    c. Различные аспекты человеческого существования 
    Одним из представителей философии нового времени является:

    a. Аристотель

    b. Ф. Бэкон 

    c. Сократ
    Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:

    a. Отрицали наличие материального

    b. Брали в качестве первоосновы мира материальные элементы 

    c. Открыто утверждали примат материи над духом
    Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»:

    a. Знать все и невозможно

    b. Попытаюсь узнать

    c. Другие не знают и этого 
    Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

    a. Найти рациональные доказательства веры; 

    b. Сформулировать теорию познания;

    c. Исследовать социальную действительность;
    Антитезу экзистенции сформулировал:

    a. Мерло-Понти

    b. Камю

    c. С. Кьеркегор 
    Основной догмат христианства:

    a. Деизм

    b. Триединство 

    c. Дуализм
    В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

    a. Считал, что Бог – это перводвигатель.

    b. Признавал Бога полностью непознаваемым; 

    c. Полагал, что Бог — это и есть природа;
    Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

    a. Сократ

    b. Платон

    c. Пифагор 
    Эпоха философии нового времени характеризуется:

    a. Переходом от материализма естествоиспытателей к философскому материализму

    b. Переходом от философского материализма к религиозности

    c. Переходом от религиозной философии к философскому материализму 
    Хронологические рамки развития античной философии:

    a. VI в. до н.э. – VI в. н.э. 

    b. VI–II века до н.э.

    c. VI–XVI века

    Одним из представителей философов-прагматиков считается:

    a. Дж. Дьюи 

    b. У. Джимс

    c. Т. Перс
    Аналитическая философия во главу угла ставит изучение:

    a. Поведение индивидуумов

    b. Языка (стихию языка) 

    c. Человеческое сознание

    Учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания – это:

    a. Рационализм

    b. Сенсуализм 

    c. Эмпиризм
    Сенсуализм неразрывно связан с:

    a. Теизмом

    b. Атеизмом

    c. Эмпиризмом 
    Философия нового времени охватывает:

    a. 4-5 в. н.э.

    b. XVII-XVIII вв. н.э. 

    c. XVII-XVIII вв. до н.э.
    Согласно концепции прагматизма универсальным средством изменения мира и социума является:

    a. Изменение состояния души

    b. Изменение сознание

    c. Изменение привычек 
    В схоластике провозглашалось различие между:

    a. Разумом и интуицией

    b. Сознательным и бессознательным

    c. Верой и разумом 
    Главной особенностью средневекового этапа развития философии является:

    a. Тесная связь философии с наукой

    b. Тесная связь философии с сущностью человека

    c. Тесная связь философии с религией 
    Самой главной особенностью российской философии является ее:

    a. Материалистический характер

    b. Реалистический характер

    c. Религиозный характер 
    Поскольку философия нового времени сложилась после немецкой классической философии - ее называют:

    a. Постклассической

    b. Религиозной философией

    c. Неклассической 
    Одним из представителей религиозного экзистенциализма является:

    a. Ясперс 

    b. Бердяев

    c. Сартр
    Прагматизм отвергает:

    a. Конгениальность

    b. Конкретизацию

    c. Абстракцию 

    Учение, признающее разум единственным источником познания – это:

    a. Сенсуализм

    b. Эмпиризм

    c. Рационализм 


    написать администратору сайта