сообщение: бардовская песня. особенности жанра, известные исполнители. Бардовская песня_ круг образов, известные исполнители.. Бардовская песня круг образов, известные исполнители
Скачать 52.44 Kb.
|
Бардовская песня круг образов, известные исполнители. Бардовская, или авторская, песня это своеобразное направление песенного жанра, которое зародилось в приятельской обстановке и было более рассчитано на бытовое, нежели концертное исполнение. Отличительной чертой бардовской песни является то, что производителем поэтического текста и музыкального сопровождения произведения, является автор, который не числится профессиональным поэтом и музыкантом. Бардовскую песню принято считать, как поющую поэзию, поскольку ничто иное, как поэтический текст, является приоритетом значимости в произведении, а мелодическое сопровождение лишь служит инструментом к эмоциональному воздействию на слушателя. В древности у племен галлов и кельтов бардами прославляли певцов и поэтов. Они хранили традиции и ритуалы своих народов, а народим доверял, чтил и любил их. В нашей стране бардовский жанр возник в е гг. в неформальной культуре молодых интеллектуалов. Важно упомянуть, что некоторые произведения авторской песни появились ещё в х годах, например, романтические песни П.Когана и Г.Лепского, наиболее известной из которых стала песня Бригантина, а также ранние песни М.Анчарова. Предместниками этого жанра принято считать городской романс и песенные миниатюра А.Вертинского. Первый этап, романтический, длился примерно до середины х годов, а его фаворитом стал Б. Окуджава. Главной сферой реализации романтических направленностей общества была так называемая песня странствий», основными образами которой являлись образы друга или дружбы и дороги, как линии жизни, как пути испытаний и надежд, пути в неизведанное. Именно по такой дороге уходили в бессмертие мальчики Окуджавы и шел на взлет» Серега Санин из песни Юрия Визбора. В годы оттепели большинство мыслящей интеллигенции, а в особенности студенты, пребывали в состоянии счастья от ожидания перемен к лучшему. Авторская песня не могла не отреагировать на всеобщее настроение, поэтому на раннем этапе бардовской песни слышится лиризм, беззлобный юмор и напевная, романсная по происхождению интонация. Следующий этап –– сатирический. В середине х годов произошло крушение надежд на гуманизацию общественного устройства, а эйфория социального оптимизма сменилась цинизмом, сарказмом и иронией. В среде мыслящих личностей сознание разделилось на публичное, следовавшее общественным нормами частное, приватное. К явно ироническому талкованию окружающей жизни прибегнул Ю.Ким (Разговор двух стукачей», «Два подражанию Галича, а песни А.Галича (Я выбираю свободу»,«Мы не хуже Горация) и Ю.Кима (Адвокатский вальс»,«Подражание Высоцкому») были напрямую предназначены советским диссидентам. Эстетика песни протеста против больного общества нашла своего гениального выразителя – В. Высоцкого, который стал настоящим всенародным поэтом. В нем сошлось все незаменимое для этого качества - поэтический дар, остроумие, актерский талант, мужественная внешность, выразительный голос и многое другое, что позволило ему придать авторской песне иной образ. Осознавая сильное влияние авторской песни на общество, советские власти занялись ее преследованием. Поэты-певцы подвергались травле, их прогоняли из творческих союзов и лишали концертов. Но чем сильнее ощущался государственный натиск, тем свободнее становилась авторская песня. Повсеместно возникали «КСП» (Клубы самодеятельной песни, и народ все более интересовался музыкой, пронизанной энергетикой осознанного противостояния. В е годы XX века наступает лирический этап бардовской песни. Во времена гонения на авторов все более становились популярными лирические песни о войне. Для этого непростого этапа на первое место выходят мучения людей и бесчеловечность самой войны. Развивается лирическая линия, хотя все чаще звучат ностальгия и тревога перед будущим. Например, песни А.Галича («Баллада о вечном огне) и В.Высоцкого (Так случилось, мужчины ушли. Сначала х годов XX века государство перестает препятствовать развитию авторской музыки, и наступает эра спокойствия. Число поющих поэтов активно увеличивалось, также росло количество концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков. Вместе с уходом плодотворного для авторской песни ощущения борьбы, многие считают, что история бардовской песни закончилась, однако с этому можно возразить, ведь вольный бунтарский дух бардовской поэзии еще востребован обществом и культурой. Бардовская песня –– это всегда равный разговор между исполнителями и слушателями, независимо оттого, к кому в данный момент обращается исполнитель – к взрослому или ребенку это разговор об актуальном, волнующем обоих. Жанр бардовской песни на сегодняшний день достаточно многогранен и противоречив, и, следовательно, еще подлежит широкому всестороннему изучению. |