ВИА чужой. Роль вокальноинструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 19601990х годов в 90е виа уже не было, откуда такая периодизация
Скачать 373 Kb.
|
УДК 78.03:784.66 Роль вокально-инструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 1960-1990-х годов – в 90-е ВИА уже не было, откуда такая периодизация?) Желтым – замечания, голубым и зеленым – повторы, серым – клише, довольно старомодные выражения Аннотация. В статье поставлена актуальная проблема влияния феномена вокально-инструментального ансамбля (ВИА) на эволюцию песенного жанра в отечественной музыкальной культуре с момента появления ВИА (1960-е годы) до окончания советского периода в искусстве (начало 1990-х годов). Актуальность темы обусловлена востребованностью (кем они востребованы? Разве востребованность — это доказательство?) музыковедческих исследований, посвящённых проблемам и важнейшим закономерностям развития современного музыкального искусства, в частности, советского периода – идеологически неоднозначного и требующего адекватной оценки (очень размыто: советское музыкальное искусство). Целью статьи является определение влияния ВИА на эволюцию песенного жанра в 1960-1990-е годы. Методология статьи опирается на системно-исторический подход. В результате исследования показано, что в обозначенный период деятельность вокально-инструментальных ансамблей играла важную роль в развитии отечественной песенной культуры, способствуя активной трансляции песенных жанров. Отмечены два основных фактора, определивших специфику песенного творчества в сфере ВИА: 1) поиск новых форм, техник, способов музыкального высказывания, соответствующих социокультурным запросам слушателей и опирающихся на лучшие традиции отечественной музыки; 2) влияние западной культуры с её поисками в области электронного инструментария, джаза, диско, техно, рок- и поп-музыки, массовизации и коммерциализации искусства. Ключевые слова: вокально-инструментальный ансамбль, песенный жанр, песня, советская музыка, рок-музыка, эстрада. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Период 1960-х – начала 1990-х годов в советской музыке считается (кем считается?) временем культурного прогресса (там был и прогресс и регресс, каковы критерии оценки прогрессивности? И о какой культуре идет речь – академической, массовой, всей?) , финального витка развития перед тем, как по историческим причинам прилагательное «советский» станет характеристикой исключительно культуры недавнего прошлого (плохой стиль, и советское прошлое начинается гораздо раньше, с 1920-х годов) Этот этап имеет довольно чёткие временные рамки: его начало связано с периодом «оттепели» и ослаблением антиформалистической борьбы в сфере искусства (постановление 1958 года), а окончание фактически совпадает с распадом СССР. В то время отечественные музыканты открыли для себя новые горизонты современного творчества, в композиторскую практику стали внедряться стилевые достижения западной музыкальной культуры, всё более актуальными становились массовые жанры. Песенное творчество также получило новый импульс к развитию. Вбирая в себя достижения предыдущих поколений, оно аккумулировало то лучшее, что было отобрано за годы существования советской песни и, вместе с тем, чутко отзывалось на прогрессивные тенденции современности (что является прогрессивным?), что особенно ярко представлено в эстрадном искусстве советских артистов периода 1960–1990-х годов. В этот период на концертной сцене появилось большое количество музыкальных коллективов, вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) и отдельных исполнителей, чьё творчество способствовало развитию и постепенному переходу советской песенной культуры к новым, более современным формам. (это очевидно, каждый период – это период перехода к современным формам) Вокально-инструментальный ансамбль как уникальный (в чем уникальность? Подобных ансамблей было много с мире, например. американские менестрели) феномен музыкальной культуры ХХ века оказал определённое влияние и на развитие советской песни, и на композиторское творчество в целом. Детальное изучение роли ВИА в эволюции песенных жанров является актуальной проблемой отечественного музыкознания, так как раскрывает важные закономерности существования современного музыкального искусства (общие слова). Решение этих (каких?) вопросов позволит установить взаимосвязь между различными сферами музыкального творчества – вокального и инструментального, профессионального и любительского и т.п., а также между музыкальной практикой и качественными изменениями в тематике, стилистике, жанровой палитре советских песен. (плохо стилистически: связь между практикой и качественными изменениями в тематике) Таким образом, объектом исследования в настоящей статье является специфика деятельности ВИА в советской музыке 1960-1990-х годов. Цель статьи – выявить, какое влияние оказали вокально-инструментальные ансамбли на эволюцию песенного жанра данного периода. Следует отметить, что феномен советской песни неоднократно рассматривался в работах отечественных музыковедов, в том числе А. Алексеевой, Я. Глушакова, В. Зака, Ю. Дружкина, Л. Ивановой, О. Ильичёвой, Е. Капичиной, Ю. Ковалёвой, Ю. Корева, В. Лях, Д. Сигиды, А. Сохора, А. Цукера и др. Где ссылка, о каких работах речь? Отдельное внимание уделялось и вокально-инструментальным ансамблям, а также их изучению в контексте музыкальной культуры второй половины ХХ века, например, такими исследователями, как Э. Алимова, Е. Дегтярёв, В. Волобуев и К. Политковская (где ссылка). Однако жанрово-стилевое и культурное взаимодействие? этих сфер (песенного жанра и ВИА) не становилось предметом специального изучения, что и обеспечивает научную новизну настоящему исследованию (эти постановочные моменты на 4 странице уже неуместны и напоминают введение к научной работе) . При этом в основу методологии положен системно-исторический подход, методы систематизации и компаративного анализа, а также отдельные научные положения отечественных музыковедов (это не может лежать в основе методологии), раскрывающие закономерности развития советской музыкальной культуры второй половины XX столетия. В истории советской музыки периоду распространения ВИА предшествует довольно сложное время давления цензуры и всяческих идеологических рамок. Однако искусство, как правило, именно «в условиях жёсткого пресса наглядно демонстрирует свои безграничные возможности в открытии и изобретении новых художественных форм и средств» (Шаповалов, 2010, c. 213–214). Ещё в преддверии «оттепели» начинается постепенное изменение подхода к песенному жанру: массовая песенная культура снижает функцию «поющей идеологии» и всё больше апеллирует к многоплановому поэтическому содержанию и более широким социокультурным потребностям массового слушателя (плохое смешение содержания и общественных потребностей). Но более серьёзные изменения в песенном жанре начались именно в 1960-е годы. По идеологическим причинам снижается востребованность массовой песни, молодежное движение оказывает активное влияние на развитие музыкальной культуры, возникают новые с жанрово-стилистической точки зрения?? явления – бардовская песня, эстрадный шлягер, бит-музыка, вокально-инструментальный ансамбль и т. п. Новые песенные жанры отличаются понятным и близким молодежи содержанием, а в обществе в целом формируются отличные друг от друга музыкальные вкусы. Несмотря на то, что советское руководство всё ещё диктует некоторые правила и противодействует полной свободе творчества, относительная слабость цензурных механизмов делает эту борьбу малоэффективной. Начиная с 1960-х годов, в советском музыкальном искусстве активно формируются ВИА – музыкальные коллективы, исполнявшие популярную эстрадную музыку и официально именовавшиеся «вокально-инструментальными ансамблями», которые стали особой частью отечественной культуры (это уже повтор, такие фразы были). Именно эти коллективы, количество которых с начала 1970-х годов постоянно увеличивалось, в значительной степени «способствовали переходу советской песенной культуры к новым, более современным художественным формам, утверждавшимся на советской эстраде, несмотря на цензуру и постоянный идеологический контроль» (Никитина, 1991, с. 195). Несмотря на то, что феномен вокально-инструментального ансамбля в исторической перспективе не получил большого будущего, его существование активно повлияло на создание и формирование вкусовых предпочтений советской аудитории того времени, а также наложило отпечаток на всю эволюцию песенных жанров во второй половине ХХ века. Э. Алимова в своем исследовании о генезисе и специфике ВИА утверждает, что «вокально-инструментальный ансамблевый „бум“, охвативший музыкальную массовую культуру второй половины ХХ века и продолжающийся по сегодняшний день, на новом витке исторической спирали является отражением традиции полупрофессионального („третьепластового“) музицирования прежних эпох, но с „поправками“ на новую социальную и политическую ситуацию» (Алимова, 2019, с. 5). Исходя из этого, она выделяет ряд факторов, которые явились прямыми предпосылками возникновения трёх основных разновидностей (очень запутанно) вокально-инструментального ансамбля: эстрадно-джазовые ансамбли, исполнявшие в «камерных» аранжировках самые разнообразные песни – от музыки к популярным кинофильмам, фрагментов из мюзиклов, джазовых «стандартов» до обработок народных мелодий в соответствующем стиле; фольклорные вокально-инструментальные коллективы, которые специализировались на воспроизведении образцов народного музицирования в его различных национальных формах (ансамбли балалаечников, бандуристов, в Крыму – крымскотатарские и цыганские «чалы» и др.); рок-группы, возникшие под определяющим влиянием творчества «The Beatles». Очевидно, что все три группы были напрямую связаны с функционированием песенных жанров в сфере музыкальной культуры (песни пелись ВИА, ВИА пели песни, такая логика?). В свою очередь, сама деятельность ВИА стимулировала создание песен для этого типа ансамблей. Первое время репертуар вокально-инструментальных ансамблей включал по большей части аранжировки классической (например?) и популярной музыки. С развитием данного (какого?) музыкального феномена репертуар ВИА постепенно становился авторским. Тематика песен вокально-инструментальных ансамблей, в общем и целом, отвечала сложившимся культурным запросам времени. Основной акцент был направлен (акцент не может быть направлен) на широко трактованную лирику, связь прошлого и настоящего, а также формирование будущего в настоящем (очень странные формулировки); постепенно происходила индивидуализация и психологизация песенного жанра. Отголоски Великой Отечественной войны и тема Родины продолжали подниматься в отдельных песнях – так называемых песнях-воспоминаниях, лирических монологах. В 1960-е годы поэты, работавшие в сфере ВИА, создали множество шедевров, замечательных образцов патриотической лирики, которые обогатили культуру советского общества. Относительно стилистики звучания первых вокально-инструментальных ансамблей Э. Алимова отмечает, что ВИА представляли собой «всевозможные экспериментальные „гибриды“, направленные на поиск новых саундов и сценических форм репрезентации» (Алимова, 2019, с. 5). Действительно, противоречивые 1960-е годы внесли новую стилевую направленность в советское песенное творчество, связанную с поисками более глубокого содержания, с новаторскими композиторскими решениями (какие новаторские решения в песне?), современными техниками (о каких техниках речь?). Уже к середине 1960-х годов вокально-инструментальные ансамбли представляли собой официальные коллективы, состоявшие из профессиональных музыкантов во главе с художественным руководителем, что отделяло песенное творчество ВИА от так называемой авторской песни. Исследователи отмечают [кто], что зачастую вокально-инструментальный ансамбль состоял из 5-10 человек. Традиционной частью (а была нетрадиционная?) коллектива были музыканты-вокалисты и мульти-инструменталисты. Как правило, в арсенале музыкантов были две или три электрогитары, ударные установки, электроорган, синтезаторы, различные усилители, микрофоны, колонки (не нужно перечислять инструментальный состав и аппаратуру в одном перечислении). Однако участники могли меняться в составе одного и того же ВИА, и песни из их устойчивого репертуара могли исполняться различными солистами (плохо по формулировке). Это принципиально отличало вокально-инструментальный ансамбль от более позднего (и «западного» по своему происхождению) музыкально-культурного явления – группы (творчество групп во многом определялось и даже чисто внешне отождествлялось с образом солиста – «фронтмена»). Песни, которые исполнялись вокально-инструментальными ансамблями, должны были пройти через определенный «идеологический контроль» со стороны художественных советов. «Вместе с тем, стиль и манера исполнения этих ансамблей заметно отличались от традиционной советской эстрады и были ориентированы, прежде всего, на молодежную аудиторию» (Николаев, 2020, с. 20). Одним из наиболее известных и популярных вокально-инструментальных ансамблей, появившихся в 1960-е годы, был «Интеграл» (пример 1). Изначально коллектив представлял собой эстрадно-джазовый ансамбль. Изначально коллектив был создан в 1962 году как джазовый ансамбль, однако в 1965 году он преобразован в джазовый квинтет, а в начале 1970-х был аттестован как ВИА. Пример 1 ВИА Интеграл, 1976 г. В. Щедрин – банджо, флейта, гитара, А. Гумаров – бас-гитара, Б. Алибасов – ударные, Ю. Лоза – гитара, вокал, И. Сандлер – клавишные, вокал. В 1970-е годы вокально-инструментальный ансамбль как культурное явление постепенно формирует свои основные признаки: помимо специфики состава, о которой говорилось выше, было важно наличие официального статуса и ансамблевое исполнение песен. Понятие ВИА применительно к советской песенной культуре обрело вполне конкретное содержание (ВИА не может обретать содержание). Ряд вокально-инструментальных ансамблей были признаны филармоническими ансамблями и включены в перечень филармонических коллективов под аббревиатурой ВИА. Исследователь Е. Дегтярёв утверждает, что к началу 1974 года количество зарегистрированных ВИА достигало буквально 160 тысяч! (Дегтярёв, 2008, с. 194). Можно только представить, какое это количество участников, которых захлестнула волна новой музыки. Такая массовизация и популяризация феномена ВИА не могла не отразиться на его качественных сторонах. Постепенно изменяется песенный репертуар вокально-инструментальных ансамблей: если «первоначально репертуар ВИА состоял из англоязычных песен, то со временем были созданы такие ансамбли, как „Скоморохи“, „Мираж“, „Русь“ и др., которые в своих рок-композициях использовали русскоязычные тексты» - мысль, не стоящая цитирования (Кутейников, 2011, c. 202). Среди огромного количества существовавших на тот момент ВИА особой популярностью также пользовался ансамбль «Земляне» (образован в 1976 году), а также «Песняры» (1969), «Коробейники» (1970), «Ариэль» (1970), «Поющие сердца» (1971), «Самоцветы» (1971) и многие другие. Тексты песен, которые исполняли вокально-инструментальные ансамбли, создавались популярными поэтами, реже – самими участниками ансамблей. Поэтические образы охватывали большой диапазон лирических и лирико-патриотических чувств, зарисовок современности, динамичных сторон советской жизни. Не последнее место в тематике песен занимала природа, космос, окружающий мир, личность и её чувства. Одним из ярких примеров может послужить песня А. Пахмутовой «Беловежская пуща» (сл. Н. Добронравова), которую исполнял советский белорусский ВИА «Песняры». Эта песня стала одним из символов советской эпохи и принадлежит «к числу высших достижений лирико-романтической линии <…>. В ней раскрыты образы природы тонкими живописными красками инструментального сопровождения с переливами полутонов» - мысль, не стоящая цитирования (Алексеева, 2015, с. 133). Кантиленная мелодия с плавными «обтекаемыми» контурами отдалённо напоминает о тягучих интонациях? протяжной песни, и более отчётливо – о традициях о русского романса эпохи романтизма и выразительности русского ариозного стиля. Помимо такого почвенно исторического, «национального» звучания на стилистику песенного жанра оказывает влияние западная массовая культура – англо-американская рок-н-рольная музыка, джаз, электронная и рок-музыка. Межкультурное взаимодействие стран, долгое время отгороженных друг от друга «железным занавесом», привело к активному впитыванию советской массовой музыкой различных достижений и экспериментов западной музыки. В начале 1970-х годов, как утверждает А. Цукер, в искусстве советского периода начинает формироваться «своеобразный гибрид музыкального направления поп- и джазовой музыки, несмотря на фактический запрет джаза в СССР, что обусловило специфику развития и содержания данного направления» (Цукер, 2012, c. 34). Джазовая культура прошла свой особый путь развития в советское время, долгий и сложный, что совершенно невозможно осветить в рамках настоящей статьи. Однако следует упомянуть, что именно в 1970-е годы произошла легитимизация джаза в СССР, что в последующем привело к формированию профессиональных джазовых ансамблей – феномена, существующего параллельно ВИА (например, «Каданс» Г. Лукьянова, «Арсенал» А. Козлова, «Аллегро» Н. Левиновского и др.). Эти явления не были полностью родственными, так как джазовая музыка, позиционирующаяся как более профессиональная и даже элитарная, в меньшей степени ориентировалась на массового слушателя и не привлекала интерес такого количества участников-музыкантов, как «демократичные» ВИА. Однако так или иначе, джазовая стилистика, как и многие другие актуальные стилевые веяния того времени, оказывала влияние на музыку ВИА. Неслучайно В. Помещикова, характеризуя песенную культуру 1970-х годов, указывает на значительное расширение её жанрово-стилевого диапазона: возникает «бит-песня (песня для ВИА), сложился новый композиторский стиль Д. Тухманова, появилась фолк-музыка, впервые появляются рок-композиции на русском языке, <…> значительно расширяется тематическое и жанровое разнообразие: появляется джазовая песня, поднимаются темы времени, взаимодействия прошлого и настоящего, продолжает свое развитие жанр песни сверстников, зарождается исповедальная женская песня, социальные и бытовые проблемы порождают юмористические (сатирические) песни, продолжается развитие темы Великой Отечественной войны, продолжает развиваться любовная лирика» (Помещикова, 2015, с. 42). Песенный жанр приобретает всё большую глубину и разнообразие, обогащается палитра выразительных средств и стилистика. Общие слова Что всегда отличало ВИА – так это тембровая характеристичность, отличающаяся от академичных форм эстрадного искусства- о чем речь?. Значительный импульс к развитию песенного жанра дало развитие электронного инструментария. Эпоха электронной музыки наступает вместе с налаживанием серийного производства синтезаторов в 1970-е годы, которые применяют как в поп- и рок-музыке, так и в академических кругах. Благодаря новым тембровым, динамическим и акустическим возможностям, а также абсолютно новому звучанию и исполнению музыки, ВИА с электронными инструментами в прямом смысле захватывают своим вниманием?? и потрясают всё советское общество – это стало триггером стремительного развития песенных жанров в музыкальной культуре. Так, в 1970-е гг. возможности электронного инструментария и легкожанровая направленность творческих поисков зарубежной эстрады приводит к появлению стиля диско, который оказал существенное влияние и на отечественную эстрадную музыкальную культуру, несмотря на так называемый «железный занавес». Электронно-танцевальный стиль звучания и развлекательный характер определяют советское песенное творчество в стиле диско. Ярким представителем данного направления является ВИА «Красные маки», с их бесспорным хитом «Кружатся диски», сочинённым Д. Тухмановым на слова И. Кохановского. Зажигательные ритмы, острые гитарные риффы, плотные брассовые проигрыши и характерный, откровенно «синтетический» синтезаторный фон дополняют вполне типичный для ВИА лирический многоголосный вокал. Также отметим, что в 1980-х годах в советской массовой музыке наблюдаются проявления «одного из направлений электронной музыки, <…> стиля „техно“, который постепенно вышел из андеграунда электронной культуры и со временем приобрел статус востребованной, преимущественно клубной музыки. зачем это цитировать? <…> Он определяется преимущественным использованием электронного синтезированного звука, опорой на механистичные остинатные ритмы и довольно быстрые удержанные темпы без каких-либо сдвигов» (Мартыненко, 2020, с. 162–163). Примерами этого служит творчество ВИА «Альянс», групп «Кар-мэн», «Ласковый май». Однако здесь следует подчеркнуть, что в этот период само определение «вокально-инструментальный ансамбль» постепенно утрачивает свою актуальность. Если 1970-е годы считаются «золотым веком» советских ВИА, то к середине 1980-х гг. популярность многих коллективов постепенно угасает, а новые поп-коллективы получают общее универсальное наименование – «группа». Справедливости ради нужно отметить, что некоторые вокально-инструментальные ансамбли просуществовали в качестве «музыкального символа» советской эпохи и даже некоего культурного «антиквариата» ещё довольно долго: например, ВИА «Весёлые ребята» (пример 2). Музыканты в основном аранжировали классику, рок, поп-музыку, и презентовали лирико-ностальгическую сторону эстрадной музыки, чем и завоевали внимание советского слушателя. Простые тексты, лёгкая ненавязчивая музыка в сочетании с профессиональной аранжировкой и тщательно подобранными инструментами, не нарочитость сценического образа – таков был путь?? популярности «Весёлых ребят». Пример 2 ВИА «Весёлые ребята» 2009 г. во главе с Павлом Слободкиным: М. Решетников; И. Змеенков; Ю. Андреев; А. Концур; А. Черевков; И. Пашков В 1980-х годах в развитии песенных жанров, по мнению С. Николаева, «начинают формироваться предпосылки для более существенных изменений <…>, нарастающее влияние западной культуры на советскую молодежь дает новый импульс развитию вокально-инструментальных объединений, и, как следствие, создаются и развиваются подпольные рок-группы, которые к середине 1980-х гг. становятся культовыми для значительной части советской молодёжи» (Николаев, 2020, с. 21). Инструментальная составляющая музыки ВИА и рок-групп становится всё более важной, выразительно насыщенной. Тогда как в академическом музыкальном искусстве ХХ века связь между интонационной и эмоциональной стороной произведения ослабевает, в сфере массовой и эстрадной культуры композиторы пытались «конкретизировать» музыку, направляя восприятие слушателя с помощью авторского комментария, названий, звукоизобразительных элементов. Словесная программа к песне?? даёт ключ к смыслу произведения, помогает раскрыть его содержание и понять замысел автора. Как указывает Т. Грачёва, именно «программность <…> расширяет семантические возможности музыки в сторону большей конкретики <…>, музыка даёт нам возможность чувствовать, действует на интуитивном уровне сознания и подсознания, слово же реализует наше непременное стремление знать, привносит в музыку, изначально чувственную, элемент рациональности, конкретности музыкального образа» (Грачёва, 2009, с. 169). Например, в знаменитой песне В. Мигули «Трава у дома» (ВИА «Земляне») электронные тембры и необычные «космические» переливы арпеджио, повторяющиеся в виде нисходящих секвенций, придают песне ощутимую звуковую конкретику. Это образ необъятного ледяного космоса, представленный в динамичном припеве, который противопоставляется более лиричному запеву, с показательной песенной природой интонаций и нацеленностью на передачу чувства щемящей тоски человека по дому. В данном примере вокальное и инструментальное, вербальное и звукоизобразительное сплелись воедино. Кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР стал очевиден с Олимпиады-80, когда из тени вышла рок-музыка, и было смягчено отношение к некоторой части западной эстрады. Аудитория вокально-инструментальных ансамблей, в основном молодежь, всё больше стала проникаться рок-музыкой, диско, «новой волной», электронной музыкой, а ВИА стали терять былую популярность. По этой и другим причинам в 1980-х годах некоторые ансамбли распались, одни музыканты эмигрировали за рубеж, другие пытались создать новые группы, следуя более современному репертуару и музыкальным направлениям. Многие ВИА стали исполнять «перепевы» западных исполнителей, пытаясь таким образом вновь привлечь к себе аудиторию. В середине 1980-х годов, отмеченных недолгим возвращением активной борьбы с рок-музыкой и западной эстрадой в СССР, дали вокально-инструментальным ансамблям второй шанс, в результате чего многие ВИА изменили свой репертуар, а их исполнение и звучание стало более современным. Но, так или иначе, «конец эпохи» был уже очевиден. Художественная ценность и самобытность песен конца 1980-х годов снижалась. «Процесс развития легкой танцевальной диско-музыки породил такой феномен, как абсолютная схожесть песен у разных групп конкретного жанра» (Николаев, 2020, с. 21). Например, эта «схожесть» могла проявляться в похожих названиях и образном строе песен, в идентичной аранжировке, стиле, гармонической сетке, и даже в совпадении некоторых фраз текста. Это всё естественно сказывалось на культурной ценности самого ансамбля. Впечатляющий пример связан с популярным образом розы в репертуаре ВИА: на фоне грандиозного успеха песни «Ласкового мая» под названием «Белые розы» у ВИА «Веселые ребята» появилась песня «Розовые розы», у ВИА «Электроклуб» – песня «Синяя роза». Все они были написаны практически в один период времени (конец 1980-х годов). К сожалению, к началу 1990-х годов большинство групп и ВИА постепенно прекратили свою творческую деятельность и даже своё существование. Поводами для этого послужила и смена актуальных музыкальных стилей, и кризис самой художественной формы ансамбля, и перенос социокультурного интереса отечественных слушателей с «высоких материй» культуры и искусства в более прозаическую плоскость социально-политических и экономических аспектов нового устройства их жизни. Сыграл свою роль и тот факт, что творческая свобода, задекларированная ранее, должна была каким-то образом урегулироваться и иметь какие-то определённые художественные критерии. Это касалось качественного подбора репертуара, его исполнения, профессионализма музыкантов, звучания инструментов и аппаратуры. Всё это повышало бы культурную значимость исполняемого материала и могло бы вернуть содержательную глубину эстрадно-массовой музыке. Дело в том, что последнее десятилетие ХХ века для эстрады было крайне плодотворным: свобода слова, отсутствие цензуры, полная коммерциализация эстрады, появление шоу-бизнеса как такового заложили новые организационные основы функционирования поп-индустрии. Песни тех лет передавали большое число настроений, в том числе чувств людей, живущих в переходные для страны годы. Однако лишь первое время российская поп-музыка находилась в зависимости от традиций вокально-инструментального ансамбля и советской массовой песни с их стремлением к профессионализму, музыкальной выразительности, искренности лирики, содержательной глубине. Далее стала побеждать коммерциализация искусства и примитивизация социокультурных запросов, фактически насаждавшаяся западной моделью популярного искусства. В. Семёнов метко называет эту культуру «антикатарсической», так как в ней «преобладают настроения и эмоции пессимизма, апатии, агрессивности, низкопробного гедонизма и вседозволенности, общая аморализация искусства, абсолютная непопулярность поэзии, упадок театра, засилье масскультовского кино, музыки и беллетристики и т. п. <…>. Сумеет ли наша художественная культура преодолеть этот антикатарсический кризис?» (Семёнов, 2007, с. 35). Быть может, история вокально-инструментального ансамбля даст намёк на некоторые доступные пути обновления песенных жанров в наше время. Возможно, потенциал ВИА ещё не полностью исчерпан, и именно в его влиянии на массового слушателя можно найти некоторые интенции для преодоления кризиса песенного жанра. Во-первых, деятельность вокально-инструментальных ансамблей всегда носила высокохудожественный характер, была ориентирована на качественную поэзию, стимулировала к развитию музыкально-исполнительского профессионализма. Во-вторых, до сегодняшнего дня у подрастающего поколения не утрачено стремление к собственному музыкальному творчеству: подростки всё также собирают любительские «группы», теперь, правда, не ограничиваясь электрогитарами и самостоятельно собранными усилителями, а подключая достижения компьютерной эпохи, цифровую обработку аудио, банки сэмплов, программы для сведения и записи музыки, интернет-формы трансляции своего творчества. В-третьих, история ВИА демонстрирует оптимистичный взгляд на будущее музыкальных коллективов: небольшое число советских ВИА всё-таки преодолели так называемый «кризисный творческий барьер» и преобразовались в группы разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Большинство из тех ВИА, которые распались в 1980-1990-е годы, в основном начали сольную карьеру или вошли в состав новых групп. В некоторых ВИА поменялся состав, но они по-прежнему продолжают существовать. Среди таких «старожилов» – «Веселые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». В их репертуаре звучат и уже полюбившиеся хиты, и ремейки шлягеров, и даже новые песни. Их деятельность направлена, прежде всего, на аудиторию старшего поколения, вовлекая людей в атмосферу ностальгии по молодости, романтике и утраченному времени. Песни, которые исполняли советские ВИА, по сей день продолжают звучать и жить своей жизнью в условиях современных тенденций. Та музыка, те ритмы и мелодии, которые появились в 1960–1980-х годах, не забыты и сегодня, и это говорит о том, что в советское время родилось действительно уникальное явление, которое по-прежнему привлекает многих слушателей. На протяжении всего своего эволюционного пути вокально-инструментальный ансамбль как культурное явление находился в поиске новых музыкальных идей, нередко подвергаясь критике. Пройдя долгий и сложный путь от экспериментов в области разных музыкальных стилей до создания лучших произведений в данной сфере, феномен ВИА отступил на дальний план, уступив место более актуальным формам массовой музыки. Было Как показало настоящее исследование, деятельность вокально-инструментальных ансамблей оказала определённое влияние на развитие песенного жанра в советской музыке. В период 1960-х – начала 1990-х годов ВИА играли важную роль в отечественной музыкальной культуре, представляя собой один из наиболее востребованных типов музицирования, и в то же время распространённую форму трансляции песенного жанра в массы. В обозначенный период развитие песенного творчества вокально-инструментальных ансамблей определялось двумя векторами, связанными с эволюционными процессами в музыкально-культурном контексте. С одной стороны – это поиск новых музыкальных форм и жанров, техник, соответствующих запросам времени, необходимость качественного сочинения и исполнения, высокого художественного уровня как музыканта-исполнителя, так и поэта. С другой стороны – это, безусловно, влияние западной культуры, которая, несмотря на все запреты, была заметно ощутима в отечественном музыкальном искусстве. Благодаря деятельности ВИА песенные тексты приобретали более широкую тематику, выразительный эмоциональный характер, отражая при этом внутренний мир человека и динамику постоянно изменяющегося мира. Музыкальная стилистика песен активно впитывала новые веяния, испытывала влияние джаза, рока, диско, техно, отражала особенности обновляющегося электронного инструментария. Основной же причиной изменений в песенной культуре было наличие соответствующих социокультурных потребностей и их постепенное изменение во второй половине ХХ века. The role of vocal and instrumental ensembles in the evolution of the song genre in Soviet music of the 1960s-1990s Abstract The article raises the actual problem of the influence of the phenomenon of vocal and instrumental ensemble on the evolution of the song genre in Russian musical culture from the moment of the appearance of VIA (1960-ies) to the end of the Soviet period in art (early 1990s). The relevance of the topic is due to the demand for musicological research devoted to the problems and the most important laws of the development of modern musical art, in particular, the Soviet period – ideologically ambiguous and requiring an adequate assessment. The purpose of the article is to determine the influence of VIA on the evolution of the song genre in the 1960s-1990s. The methodology of the article is based on a system-historical approach. As a result of the study, it is shown that during the designated period, the activity of vocal and instrumental ensembles played an important role in the development of the national song culture, contributing to the active broadcasting of song genres. Two main factors that determined the specifics of songwriting in the VIA sphere are noted: 1) the search for new forms, techniques, ways of musical expression that correspond to the socio-cultural needs of listeners and rely on the best traditions of Russian music; 2) the influence of Western culture with its searches in the field of electronic instrumentation, jazz, disco, techno, rock and pop-music, mass production and commercialization of art. Keywords: vocal instrumental ensemble, song genre, song, Soviet music, rock music, pop. Литература – мало источников за последние 5 лет Алексеева А. А. Песенное творчество (60–80-е годы) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2015. № 2. С. 125–146. Алимова Э. С. Генезис и «Пластовая» специфика феномена «Вокально-инструментальный ансамбль» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4 (37). С. 99–105. Грачёва Т. В. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 168–172. Дегтярёв Е. Е. Вокально-инструментальные ансамбли в музыкальной культуре Астрахани 60–80-х гг. ХХ в. // Гуманитарные исследования (Астрахань). 2008. № 4. С. 194–203. Кутейников И. А. Развлекательное искусство в России в ХХ веке: от «легкого жанра» к шоу-бизнесу // Сибирский научный вестник. 2011. № 3 (5). С. 200–205. Мартыненко Е. П. Техно-симфония как современный медиажанр // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар, 2020. С. 162–166. Никитина Л. Д.Советская музыка. История и современность. Москва, 1991. 278 с. Николаев С. В. Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960-1980 годов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-3 (43). С. 19–22. Помещикова В. В.Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования. 2015. № 20. С. 40–43. Семёнов В. Е. Дегуманизация в модернистском и массовом искусстве XX – начала XXI вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Том 10. – № 1. – С. 31–37. Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990. Ростов-на-Дону, 2012. 192 с. Шаповалов В. Ф. Парадоксы искусства советского периода // Философия хозяйства. 2010. № 6. С. 213–224. References 1. Alekseeva А. А. (2015) «Soviet mass song in 60's – 80's», Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. [Theatre. Painting. Movie. Music], no 2, pp. 125–146. (in Russ.) 2. Alimova E. S. (2019) «Genesis and «stratum» specifics of the phenomenon of «Vocal instrumental ensemble», Juzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah [South-Russian Music Anthology], no. 4 (37), pp. 99-105. (in Russ.) 3. Gracheva T. V. (2009) «Programmability as the key to identifying the signs and codes of a musical composition», Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], no. 35 (173), pp. 168–172. (in Russ.) 4. Degtyarev E. E. (2008) «Vocal and instrumental ensembles in the musical culture of Astrakhan in the 60-80s of the twentieth century» Gumanitarnye issledovanija (Astrahan') [Humanitarian Studies (Astrakhan)], no. 4. pp. 194–203. (in Russ.) 5. Kuteinikov I. A. (2011) «Entertainment art in Russia in the twentieth century: from the «light genre» to show business» Sibirskij nauchnyj vestnik. [Siberian Scientific Bulletin], no. 3 (5). pp. 200–205. (in Russ.) 6. Martynenko E. P. (2020) «Techno-symphony as a modern media genre» Muzyka v prostranstve mediakul'tury [Music in Space of Media-culture], рр. 162–166 (in Russ.) 7. Nikitina L. D. (1991) Sovetskaya muzyka. Istoriya i sovremennost' [Soviet music. History and modernity], Moscow, 278 p. (in Russ.) 8. Nikolaev S. V. (2020) «Features of the development of the Soviet musical variety art of 1960-1980» Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], no. 4-3 (43). pp. 19-22. (in Russ.) 9. Pomeshchikova V. V. (2015) «Soviet song as a historical and cultural phenomenon of Russian art» Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobacija rezul'tatov issledovanija [New word in science and practice: hypotheses and approbation of research results], no. 20, pp. 40-43. (in Russ.) 10. Semjonov V. E. (2007) «Dehumanization trend in modernistic and popular art in the XXth and at the beginning of the XXIst centuries: a sociopsychological analysis» Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], vol. 10, no. 1, pp 31–37. (in Russ.) 11. Tsuker A. M. (2012) Otechestvennaya massovaya muzyka: 1960-1990 [Russian mass music: 1960-1990], Rostov-na-Donu, 192 p. (in Russ.) 12. Shapovalov V. F. (2010) «Paradoxes of art of the Soviet period» Filosofiya khozyaistva [Philosophy of Economy], no. 6. pp. 213–224. (in Russ.) |