Математика. Барг О. А. Живое в едином мировом процессе. Пермь Издво Перм унта, 1993, 227 С. Isbn
Скачать 137 Kb.
|
1 2 ББК 115.11 Б24 Научный редактор д-р филос. наук проф. В.В. Орлов Рецензенты: д-р филос. наук проф. В. А. Кайдалов. Каф. филос. Пермского фармацевтического ин-та Печатается в соответствии с решением ученого совета Пермского университета Б24 Барг О. А. Живое в едином мировом процессе. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993, - 227 С. ISBN 5 - 8241 – 0015 2 В монографии исследуется лежащие на стыке философии и комплекса наук о живом фундаментальные проблемы - возникновения, сущности нап- равленности и механизма эволюции, прогресса биологической формы объ- ективной реальности. Подход к ним с позиций конкретно-всеобщей фило- софской теории развития – концепции единого закономерного мирового процесса, ступенью которого является живое, - позволяет по-новому взглянуть на факты, теоретические построения и предмет биологии – жи- вое и жизнь. Одновременно он способствует обоснование и совершенство- ванию самой этой концепции, позволяя глубже понять общую природу мира и мирового процесса. Для философов и биологов - научных работников, преподавателей и студентов, а также других специалистов, интересующихся общей теорией развития и философскими проблемами естествознания. 0301040100 -9 Б ———————— 7 - 93 Н55(03) - 93 ISBN 5 - 8241 - 0015 - 2 О.А.Барг, 1993 Введение "Сегодня, в конце века, многие интеллектуалы... уверены в том, что материализм дискредитирован наукой, хотя совершенно ясно, что подобные заключения ничем не обоснованы" (1). "Нам никуда не уйти от того, что... мир развивается по своим собственным закономерностям, что это развитие есть естественноисторический процесс" (2), а "по универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическоё объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли" (3). Однако экспериментально не подкрепленные суждения о сущности лизни, о природе человека и его связи с Космосом, преподносимые в качестве не вызывающих даже сомнения сенсаций, привели массовое сознание к такому сдвигу в сторону идеализма, мистики, оккультного знания, который просто перечеркивает в нем итоги науки (4). Начинает казаться, что она забыла основополагающие истины, которые были известны в прошлом, например, "постигавшееся натурфилософией участие духовных сил Космоса в деятельности живых существ " (5). Особенно "причудливо и даже гротескно выглядит связь между приверженностью демократическим ценностям и увлечением современной паранаучной и парарелигиозной мифологией" (6), хотя "отнюдь не этот тип создавал психологические и мировоззренческие основы западных демократий" (7). Даже при желании трудно представить, как, например, порождаемое этим увлечением настроение своеобразного космического иждивенчества могло бы послужить духовной базой практического преодоления нынешнего общественного кризиса. Мир, скорее всего, более жесток, чем он рисуется уставшему от проблем мистическому воображению, и только объективный подход к нему может дать интеллектуальную основу адекватным этому настроениям, оптимизму и действиям. Такая основа формируется на стыке философского материализма и частных наук, в числе которых биологии и ее проблемам принадлежит одно из главных мест не только потому, что очень велика экологическая угроза и перед ней неуместны полумифические-полунаучные дилетантские откровения о природе живого, его эволюции и космических связях, но и потому, что во всем этом многое действительно остается неясным. Устранение пробелов требует совместного встречного развит философских и отологических представлений. Необходима прежде всего новая форма синтеза материализма и диалектики, которая бы не отвлекалась от специфики основных видов и ступеней развития объективной реальности, а как-то отражала бы и их особенное содержание, давая ему свое объяснение, теоретически выводя особенное из всеобщего и через это - одно особенное из другого, была бы тем самым способной нетривиальным образом и непосредственно - как онтология - участвовать в решении крупных проблем естествознания. Необходима, другими словами, конкретно-всеобщая теория материи и развитая. В этом качестве в работе используется, получает дальнейшее обоснование и, надеемся, усовершенствуется концепция развития, понимаемого как единый закономерный мировой процесс восхождения от низшего к высшему, или интегральный прогресс. В первой - обшей - части это понимание развития сопоставлено с другими философскими трактовками последнего и показано, что именно в нем наиболее органично сочетаются "вещная" логика материализма и логика "тождества противоположностей" диалектики и что в таком их сочетании философия находит свой ключ к особенному, к специфике природы и принципов эволюции отдельных форм объективной реальности. Во второй части сделана первая попытка воспользоваться этим ключом в дальнейшем исследовании фундаментальных проблем комплекса наук о живом - проблем его происхождения, сущности, направленности и движущих сил эволюции, необходимости морфофизиологического прогресса и перехода в социальную форму материи. Ни одна из них не решена окончательно, но многие подверглись сильному дроблению и тривиализации, потеряв остроту постановки - важное условие их дальнейшего решения. Вернуть им эту остроту способно "построение обобщавших картин природы, не противоречащих фактам и даже базирующихся на них, но рисуемых не «от факта к факту», а исходя из априорных установок, новых для науки" (8) о живом. Такими новыми, хотя и не априорными в самом строгом смысле слова, установками и выступают в работе положения конкретно-всеобщей теории развития. В результате предлагается ряд гипотез естественнонаучного по их содержанию, но не по способу получения плана. Способ остается в основном философским - теоретический переход от всеобщего к особенному. Гипотезы становятся теориями "от факта к факту", и, возможно, нам удалось не только обострить сами проблемы, но и наметить таким способом несколько продуктивных направлений конкретно-научных исследований живого, а также нового теоретического синтеза их результатов. Не рассчитывая на то, что дальнейшее чтение сможет развлечь в той же степени, что и информация, "как все обстоит на самом деле", переданная Космическим Разумом очередному контактеру, если тот - талантливый рассказчик, мы надеемся, что оно не будет и скучным - для кого в первой части, для кого - во второй. 1 2 |