Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое задание №3

  • реферат. ЗАДАНИЕ 3. Реферат. Белокопытова А


    Скачать 214.63 Kb.
    НазваниеБелокопытова А
    Анкорреферат
    Дата11.12.2022
    Размер214.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗАДАНИЕ 3. Реферат.docx
    ТипДокументы
    #839271

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Тольяттинский государственный университет»

    Гумманитарно-педагогический институт

    (наименование института полностью)

    Психолого-педагогическое

    (Наименование учебного структурного подразделения)

    44.03.02 Психология

    (код и наименование направления подготовки / специальности)

    Общая психология

    (направленность (профиль) / специализация)

    Практическое задание №3

    по учебному курсу «информационные технологии в психологии »

    (наименование учебного курса)

    Вариант ____ (при наличии)

    Обучающегося

    Белокопытова А.А







    (И.О. Фамилия)




    Группа

    ПСХвбд-2002а













    Преподаватель

    Екимова Ю.Н







    (И.О. Фамилия)




    Тольятти 2022

    РЕФЕРАТ

    Тема: Обучающие и развивающие компьютерные игры

    Группа: УПбп-1700б

    Выполняла: Белокопытова А.А

    Содержание


    Введение 4

    Глава 1. Развивающие и обучающие компьютерные игры 6

    Глава 1.1 Определение, основные понятия, классификация и примеры развивающих компьютерных игр для дошкольников 7

    Глава 2. Определение, основные понятия, классификация и примеры обучающих компьютерных игр для дошкольников 8

    Вывод 10

    Список использованной литературы 11


    Введение


    В условиях современного научно-технического прогресса, массовой информатизации и коммуникации общество испытывает острую потребность интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий. Безусловно, что общая тенденция применения ИКТ не могла не коснуться сферы образования, в частности дошкольного. В России возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях применяются мало, особенно это касается регионов, однако, развитие в этом направлении ведется и ему уделяется все большее внимание. Кроме того, ИКТ можно рассматривать как неотъемлемый элемент современной домашней образовательной среды, поскольку у большинства семей средства ИКТ используются дома, и дети с младшего дошкольного возраста, а иногда и намного раньше, активно взаимодействуют с ними. Особое место в таком взаимодействии принадлежит компьютеру и компьютерным играм. В обществе широко распространено мнение, что такие игры оказывают негативное влияние на развитие дошкольников. Мне такое мнение кажется не совсем верным, т.к. процесс общения с компьютером в дошкольном возрасте целиком зависит от взрослых и при его правильной организации предоставляет большие образовательные и развивающие возможности с максимальным исключением возможных негативных последствий.

    Процесс воспитания и образования детей должен быть подчинен конкретным целям. Педагогу или родителю необходимо четко представлять результат, который он хочет получить в ходе этого процесса, отбирать и применять конкретные средства и методы соответственно поставленной цели. Сейчас основной задачей образования и воспитания становится формирование личности ребенка. Наиболее подходящим является период дошкольного возраста, т.к. именно в это время происходит формирование основных свойств личности. Самой естественной и доступной формой познания в этом возрасте является игра. Игра, как особый вид деятельности, представляет собой процесс, суть которого можно обозначить как отображение и преображение действительности, в ходе которого происходит усвоение общественного опыта, отработка умений и становление навыков. Компьютерная игра - это компьютерная программа, направлена на организацию этого процесса. Существует огромное множество компьютерных игр, основную разновидность, пожалуй, представляют развлекательные игры различных вариантов. В случае же организации процесса воспитания и образования дошкольников используются компьютерные игры, не просто направленные на игровую деятельность, а являющиеся средством образования и воспитания, представленным в игровой форме. Это развивающие и обучающие компьютерные игры.

    Глава 1. Развивающие и обучающие компьютерные игры


    Важное значение имеет то, что развивающие и обучающие компьютерные игры не только эмоционально привлекательны для детей, но и содержательны, а значит их можно подчинить педагогическим целям. Правильное их применение позволяет скорректировать развитие ребенка, сделать процесс усвоения знаний более успешным. Особое значение такие свойства компьютерных игр приобретают в специальной педагогике при занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, при работе с детьми с нарушениями слуха они позволяют реализовывать образовательные и воспитательные задачи в игровой, увлекательной для ребенка-дошкольника форме, но главное достоинство такого рода деятельности - это доступность. Нужно понимать, что компьютерные игры должны являться лишь дополнением основных видов деятельности детей, а не замещать их. Кроме того, представляя собой наглядно-символический тип информации, они отвечают особенностям познавательных процессов дошкольников, т.к. у них преобладает наглядно-образный тип мышления, но, не смотря на это, следует соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. Также важно подбирать такие игры соответственно возрасту и общему развитию. Вот здесь как раз и проявляется замечательная возможность реализации индивидуального подхода к обучению. Ведь квалифицированный педагог, да и просто внимательный родитель, с легкостью может подобрать компьютерные игры, соответствующие индивидуальным особенностям и потребностям ребенка. Однако, роль взрослого не может ограничиваться подбором подходящих программ, игровая деятельность ребенка за компьютером должна осуществляться во взаимодействии с педагогом или родителем, особенно на начальном этапе. Возможность взрослого легко контролировать, направлять и корректировать процесс игры - ценное качество компьютерных игровых программ. Уникальным свойством компьютерных игр является возможность при их помощи моделировать такие проблемы и ситуации, которые нельзя наблюдать в повседневной жизни. Таким образом обучающие и развивающие компьютерные игры способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитания дошкольников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, компьютерные игры очень привлекательны для детей и вызывают у них огромный интерес, что позволяет использовать игры в качестве поощрения или побуждения к деятельности другого рода.

    Глава 1.1 Определение, основные понятия, классификация и примеры развивающих компьютерных игр для дошкольников


    Развивающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, главной целью которого является развитие личности ребенка.

    Развитие представляет собой процесс новообразований в личности, новые психические качества или их новый уровень, процесс формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Такие игры направлены на развитие познавательных процессов ребенка (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.), а также, на становление положительных качеств личности, таких, например, как самостоятельность, последовательность, терпение, усидчивость, любознательность и др. В основе таких игр чаще всего находится задача, которая содержит определенную познавательную трудность, т.е. ориентирована на перспективный уровень умений. Подбирая дошкольнику такие игры стоит учитывать, что условие поставленной в игре задачи должно соответствовать уровню развития ребенка, содержание игры должно быть ему понятно и доступно, но решение задачи ориентировано на «ближайший уровень развития». При таких условиях компьютерная игра будет стимулировать общее развитие дошкольника. В качестве классификации, можно использовать следующие категории таких развивающих игр:

    ·конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, а также усидчивость, усердие, терпение. Например, паззлы, тетрис, сложи узор.

    ·драматизации («конструкторы сказок»), совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстраций, можно «сыграть» сказку на компьютере, а можно распечатать иллюстрации, вырезать и создать настольный театр. Такой вариант игр замечательно подходит для групповой работы и способствует развитию воображения, восприятия, речевых навыков, коммуникабельности, положительного эмоционального настроя и т.д. Создать простейший мультфильм, например, можно с помощь программы ПервоЛого.

    ·программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации ориентации ребенка в пространстве. Это различные лабиринты, по которым необходимо протащить предмет или игры, задачей которых является быстро поймать фигуру. К ним также можно отнести упомянутый выше тетрис.

    ·головоломки или игры, на развитие логического мышления. Существует огромное количество различных вариантов головоломок, от простых - ребусы, до сложных - например, игра с мальчиком Алексом, которому нужно помочь с помощью подручных средств отправить мячик в цель. Такие игры развивают воображение, мышление, помогают понять причинно-следственные связи, способствуют самостоятельности, проявлению инициативы, повышению самооценки.

    ·игры на развитие внимания и памяти. Это сравнение картинок - найди отличия, найди пару, найди тень; поиск спрятанных предметов; запоминание картинок (игра «мемори»); что изменилось и т.д. Кроме произвольного внимания и памяти, развивается усидчивость, терпение.

    Развивающие компьютерные игры могут быть и просто творческого характера, не имеющие конкретной задачи. Целью их может быть развитие цветового восприятия, обогащение слухового опыта, побуждение познавательной активности, становление образно-символического мышления и т.п. К таким играм можно отнести различные графические редакторы, благодаря которым ребенок может рисовать свои картинки или раскрашивать готовые; музыкальные игры, например, «звуковое лото», «повтори мелодию»; текстовые редакторы; простые симуляторы, такие как «Колобок», уход за домашним животным. Следует отметить, что не смотря на то, что основная цель развивающих игр ориентирована на общее развитие дошкольников, в них содержатся обучающие элементы, т.е. такие игры имеют ряд второстепенных целей, направленных на усвоение детьми определенных знаний и умений. Например, играя в развивающие компьютерные игры, дети параллельно осваивают компьютер; учат цвета, формы; порядковый счет.

    Глава 2. Определение, основные понятия, классификация и примеры обучающих компьютерных игр для дошкольников


    Обучающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, основной целью которого является усвоение ребенком конкретного образовательного материала. В них также заложены второстепенные цели, направленные на общее развитие дошкольника.

    Основой таких игр всегда выступает определенная задача, нацеленная на получения конкретного результата в виде усвоенных знаний и умений. Основная особенность заключается в том, что обучающие игры требуют многократного повторения, т.к. целью игры является не просто узнавание нового, а формирование знаний, умений, навыков. Однако, в них также важно наличие развивающего потенциала, заключающегося в подборе материала, соответственно «уровню ближайшего развития». Обучающие компьютерные игры можно разделить на категории по типу решаемых задач. Это могут быть игры, содержащие одну конкретную задачу (фонематическая игра «Капельки», на умение различать гласные и согласные звуки), или целый блок различных обучающих заданий, объединенный общей темой («Город букв» - представляет собой блок заданий на запоминание букв русского алфавита) или представленный различными предметными задачами («Лунтик готовится к школе» - содержит задания по математике и русскому языку). В целом можно выделить:

    ·игры, направленные на освоение компьютера. Например, начальные представления о языке программирования ребенок может усвоить играя в «ЛогоЧерепашки».

    ·математические игры. Это различные игры с числами от простого узнавания цифр или определения количества предметов до выполнения математических действий; игры на формирование начальных математических представлений (понятия больше-меньше-равно, геометрические фигуры и т.д.).

    ·игры на освоение элементарных структур русского языка. Сюда можно отнести игры на запоминание букв, фонематические упражнения, игры на изучение структуры слова, тренажеры для обучения чтению, различные прописи-раскраски (особенно широко представленные программы для планшетного компьютера).

    ·игры для изучения иностранных языков.

    ·игры на изучение окружающего мира. Это дидактические игры на запоминание цветов, животных и их детенышей, игры из серии «кто что ест» и «кто где живет», знакомство с днями недели, временами года, временем суток, с категориями транспорт, профессии, фрукты, овощи, целое и его части.2.3 Сравнительный анализ понятий «развивающие компьютерные игры» и «обучающие компьютерные игры»


    развивающие компьютерные игры обучающие компьютерные игры общие черты. Представляют собой компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса. Ориентированы на «ближайший уровень развития». Соблюдается принцип «от простого к сложному». Обеспечивают возможность индивидуального подхода. Для успешного достижения результата требуют совместной деятельности со взрослым. Содержат поощрение, чаще звуковое, это могут быть аплодисменты или слово, выражающие похвалу. В основу заложен принцип наглядности. Вызывают положительный эмоциональный отклик. Помимо основной функции выполняют несколько дополнительных. Требуют соблюдения физиолого-гигиенических правил работы детей дошкольного возраста за компьютером. Различия: главная функция - общее развитие ребенка. Главная функция - усвоение ребенком конкретного образовательного материала. Содержат большой творческий потенциал. Строго направлены на выполнение конкретной задачи. Для достижения результата не требуют многократного повторения. Для достижения конечной цели требуется повторение игровых действий каждого уровня. Результатом деятельности являются изменения характеристик личностных качеств и особенностей развития познавательных процессов. Результатами деятельности являются конкретные знания, умения и навыки .На достижение поставленных целей требуется значительное количество времени. На достижение поставленных целей требуется сравнительно небольшое количество времени. Взрослый может активно влиять на ход игры, корректировать его и направлять. Возможности взрослого влиять на ход игры ограничены четкими правилами.

    Вывод


    Таким образом, можно сделать вывод, что при разумном подходе и соблюдении необходимых условий, компьютерные игры являются эффективным дополнительным средством формирования предметных знаний и умений, а также социально-значимых личностных качеств детей дошкольного возраста. При этом негативное влияние компьютера при грамотной организации процесса можно свести к минимуму. Основное же положительное значение компьютерных игр заключается в богатых, разнообразных условиях игровой деятельности, которые позволяют достичь образовательных целей наиболее эффективным и привлекательным для детей способом.

    Список использованной литературы


    1. Загвязинский В.И. Теория обучения : современная интерпритация : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.

    2. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] / И. В. Роберт. - Эл. изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-398с.

    3. Софронова С.В., Акпулатова С.А. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников.[Электронный ресурс] / С.В. Софронова. - Прикладная информатика. Litres, 2014.

    4. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. [Электронный ресурс] / И. Калаш. - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Россия, -2011.





    написать администратору сайта